Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

Зачет. Экологическое право.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

1.Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах. взаимосвязь со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего  общие принципы охраны использования  экосистем, не существует, что обусловлено  их разнообразием, различной территориальной  сферой существования и природными особенностями каждой из них.При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах. Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, т.е. принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях К РФ и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Методы правового регулированияПод методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников эколог отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения – применение мер юридической ответственности к правонарушителям.Диспозитивный метод, напротив, позволяет использовать установленные нормами права дозволения, в том числе и сделки по поводу отдельных при родных ресурсов, участков природы. Более демократичным стал способ разрешения споров (судебно-арбитражных вместо административного). Широкое применение в регулировании отношений находит способ делегирования правомочий по распоряжению объектами права собственности, а так же способ рекомендаций. Договорные отношения создают основу фактического равенства участников экологических договорных отношений.

 

15. Статья 235. Основания прекращения  права собственности. Право собственности  прекращается при отчуждении  собственником своего имущества  другим лицам, отказе собственника  от права собственности, гибели  или уничтожении имущества и  при утрате права собственности  на имущество в иных случаях,  предусмотренных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологические правоотношения - это разновидность общественных  отношений, которые возникают  в сфере взаимодействия человека  и природы и регулируются нормами  экологического права. Экологические  правоотношения возникают на  основании юридических фактов. При  этом в области экологии факты  классифицируют на события и  действия. Событие (например, стихийное  бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т. д.) возникает  и порождает эколого-правовые  отношения помимо воли человека. Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное  основание возникновения экологических  правоотношений). Различают позитивные  и негативные действия (поступки).

5. Содержанием экологических  правоотношений являются права  и обязанности участников экологических  правоотношений. Субъекты  экологических  правоотношений реализуют их  путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической  экспертизы, либо путем воздержания  от совершения тех или иных  действий, запрещенных законодательством. содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. К РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты. Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы. Объекты эколог правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом. Законом предусмотрено, что в опред условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

41. Специальная ответственность за нарушения эколог законодательства регулируется различными отраслями права — земельного, водного, лесного, горного и др. Она выражается в виде: приостановления мероприятий по природопользованию, прекращения права природопользования в случаях нарушения природополь-зователями норм, правил и иных требований экологического законодательства (ст. ст. 110-111 Лесного кодекса Российской Федерации (12), ст. 49 Закона РФ «О недрах» (23), ст. ст. 55, 56 и 58 Закона «О животном мире» (39), возложения обязанности на нарушителя осуществить работу по восстановлению нарушенного природного объекта за свой счет.Специальная ответственность за экологправонарушения применяется орг управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом. Цель специальной ответственности — обеспечить предупреждение и пресечение нарушений правил природопользования.

 

 

 

 

 

7. Право собственности на природные ресурсы - это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах как лица, так и общества, в целом. Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Т. о., собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.9. Статья 16. Государственная собственность на землю1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность)

50. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правили характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

 

 

 

11. Статья 19. Муниципальная собственность на землю. В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

13. Частной собственностью  граждан являются земельные участки,  приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ, как гражданским, так и земельным.  Собственность граждан на землю должна быть получена в результате юридических фактов, т.к. законом установлено, что если земля не находится в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, то является гос. собственностью, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Право собственности на земельный участок может возникнуть в связи с наступлением как общих оснований, установленных ст. 8 ГК РФ, так и оснований специальных норм, определяющих возникновение отдельных видов прав. Под способами приобретения понимаются фактические действия, с которыми закон связывает возникновение права собственности; основаниями приобретения считаются юридические факты и (или) события.

 

 

 

21. Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер. Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции.

23. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Подчиняется Правительству Российской Федерации.

35. Экологическое правонарушение  – это виновное, противоправное  деяние, нарушающее природоохранительное  законодательство и причиняющее  вред окружающей природной среде  и здоровью человека.Эколог правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, выделяют:1)  по виду юр ответственности – эколог уголовные преступления, административные и дисциплинарные эколог проступки, гражданско-правовые нарушения;2)  по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т.п.

 

 

29. Реализация политики  по охране окружающей среды  возлагается на существующую  систему государственных органов,  которая подразделяется на органы  представительной, исполнительной  и судебной власти. Представительную  власть в республике возглавляет  Парламент, на который возлагается  правомочие по определению экологической  политики и принятию законов,  регулирующих экологические отношения.  Имеются специально уполномоченные  органы, являющиеся государственными  органами по управлению природными  ресурсами и осуществляющие ведомственный  государственный контроль в области  охраны окружающей среды: -Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства - Комитет по управлению земельными ресурсами Минсельхоз - Комитет по водным ресурсам Минсельхоз -Комитет геоологии и охраны недр Минэколог и природных ресурсов

39. Уголовная ответственность  наступает за совершение экологических  преступлений, которые представляют  собой повышенную общественную  опасность и предусмотрены уголовным  законодательством.Уголовная ответственность при наличии всех элементов состава экологического преступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление (ст. 30 УК).

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"