Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Общая часть экологического права как учебной дисциплины завершается изучением конечного элемента действия экологической правовой системы — наложением взыскания, применением юридической ответственности за экологическое правонарушение. Большинство положений института правовой ответственности за экологические правонарушения адекватны аналогичным положениям общей теории и других отраслей российского права. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, окружающей среде и здоровью человека, наказываемое в соответствии с законом, юридическая ответственность представляет собой наказание за правонарушение и завершает действие правового механизма в любой сфере общественных отношений.

Содержание работы

Аналитическая часть 4
1.Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 4
2.Экологический мониторинг и другие источники экологической информации 6
3. Экологическое нормирование и стандартизация 7
4. Экологическая экспертиза 11
5. Экологическое лицензирование 12
6. Экологическая сертификация и контроль 13
7. Экологический аудит – негосударственный финансовый контроль 15
8. Экологический маркетинг 18
9. Экологическая культура, воспитание и образование 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Экол.праву.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Лимиты ПР устанавливают минимальные размеры земельных участков, объемы выемки минеральных ресурсов из недр, воды из водоемов, расчетной лесосеки в лесозаготовках, квоты в охоте и рыболовстве.

Нормы отвода земельных участков для различных целей были установлены Госстроем СССР в 1973—1975 гг. и действуют в настоящее время. Это нормы: для автомобильных дорог (СН 467-74), железных дорог (СН 468-74), аэропортов (СН 457-74), канализаций (СН 456-73), трубопроводов (СН 452-73), мелиоративных каналов (СН 474-75), нефтяных и газовых скважин (СН 459-74), линий связи и электросетей (СН 461-74, 465-74) и др. Размеры других земельных участков — для сельскохозяйственных целей, дачного и жилищного строительства, садоводства устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.

Лимиты заготовки древесины устанавливаются расчетной лесосекой в соответствии с лесным законодательством; лимиты водопотребления в соответствии с водным законодательством (могут устанавливаться нормы и режимы в зависимости от сезона, времени года); лимиты добычи полезных ископаемых - - в соответствии с законодательством о недрах; лимиты (квоты) в рыболовстве и охоте — законодательством об охоте и рыболовстве (в зависимости от численности данного вида фауны и сезона).

Экологические стандарты - эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОС, для предупреждения вреда ОС, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов ПДВ на ОС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Стандарты это технические (технико-экономические) правила, сами по себе не обладающие юридической силой.

Экологическая стандартизация — деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному ПР и ООС.

ОВОС — процедура учета экологических требований законодательства России при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС — деятельпость, направленная на:

 а) определение характера  и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на ОС, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта

 б) выработку мер  в соответствии с требованиями  экологического законодательства по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий хозяйственной или иной деятельности.

Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации устанавливается МПР России. Общественные объединения и неправительственные организации могут оказывать содействие разработчику (заказчику) в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки: а) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на ОС; б) достоверности представленных результатов ОВОС; в) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

В целях информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях; выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений; поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности, заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений.

Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся на федеральном, местном уровнях или уровне субъекта Федерации.

 

4. Экологическая экспертиза

 

И целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на ОС и в этой части реализации конституционного права субъектов Федерации на совместное с Россией ведение вопросов ООС и обеспечения экологической безопасности был принят Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза в России на сегодняшний день служит единственной узаконенной превентивной мерой, способной не допустить строительство объектов, реализацию программ, нормативных актов, иных решений в ущерб экологической безопасности и, следовательно, в ущерб правам граждан на охрану здоровья и благоприятную ОС.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям (с использованием данных по оценке воздействия на ОС) и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня закреплены в ст. 11 Закона об экологической экспертизе (проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОС; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги и др.); уровня субъектов Федерации — в ст. 12 того же Закона (все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добывающих, взрывных и иных видов работ и др.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996г. № 698.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта. Такими органами являются специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области ООС и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на ее проведение и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (см. Федеральный закон от 13 марта 1998 г. «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об экологической экспертизе»»).

Госкомэкология России в своем приказе от 25 сентября 1997 г. № 397 утвердила перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности, которая подлежала экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствующий заданию на ее проведение, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, подписывается ее руководителем, ответственным секретарем и всеми членами и не может быть изменено без их согласия. К заключению, подготовленному экспертной комиссией, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым комиссией заключением.

 

5. Экологическое лицензирование 

 

Экологическое лицензирование — это деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на ПР или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся ООС.

Лицензия — мера публично-правового регулирования.

Документы, выполняющие функции лицензирования, имеют форму лицензии (право пользования недрами, комплексное ПР), разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов) или ордера (лесорубочный, лесной билеты).

Лицензия на комплексное ПР — документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения ОС, условия ПР для предприятий (о комплексном природопользовании см. разд. 3 гл. III настоящего издания).

Субъекты Федерации, исполнительные органы местного самоуправления (администрации) утверждают порядок выдачи лицензий на комплексное ПР соответствующих регионов, территорий. Перечень предприятий, обязанных получить такую лицензию, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов МПР России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на ОС, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности.

Лицензия на комплексное ПР для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы МПР России. Лицензия на комплексное ПР служит основанием для заключения договора на комплексное ПР (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на ОС, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятиями и государственным органом исполнительной власти России или субъекта Федерации.

В России определены следующие виды лицензируемой деятельности в области экологии:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
  • проведение   природоохранных   работ   на   территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;
  • экологическая паспортизация оборудования, производств, 
    предприятий,   производственных  природных  объектов, территорий;
  • проведение экологического аудирования производств предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства;
  • осуществление видов деятельности, связанных с оценкой 
    экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;
  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, 
    захоронение, уничтожение опасных для ОС материалов и 
    веществ;
  • экологический консалтинг;
  • проведение работ по оценке воздействия на ОС проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации.

 

6. Экологическая сертификация  и контроль

Экологическая сертификация деятельность специальных органов по подтверждению соответствия сертифицированного товара (продукция, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, объекты ОС, экологические услуги) предъявленным к нему экологическим требованиям.

  Виды экосертификации:

- обязательная (с 1996 г. включается только сертификация экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии). Для ее проведения МПР России составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации;

- добровольная (в дальнейшем, по мере развития законодательной базы, отдельные ее направления будут переводиться в режим обязательной). Она осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах России не предписана обязательная сертификация, и проводится по инициативе заявителя - природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Ряд конкретных требований в сфере экологической сертификации установлен Законом о защите прав потребителей. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Наиболее общие требования относительно экологической сертификации установлены также в Законе о сертификации продукции и услуг.

Имеется ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по экологической сертификации. Это — постановление Правительства РФ от 27 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и опасные технологии»; Порядок проведения сертификации продукции, утвержденный постановлениями Госстандарта России от 1 и от 21 сентября 1994 г.; Положение о порядке в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановлением правительства Москвы от 8 июня 1996 г.

Экосертификаты выдаются сроком до пяти лет. Конкретный срок действия сертификата устанавливает выдающий его орган. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Маркирование продукции знаком соответствия возложена на изготовителя (продавца). Право маркирования продукции таким знаком предоставляется изготовителю (продавцу), обладающему лицензией, выдаваемой органом по сертификации.

Информация о работе Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды