Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:26, контрольная работа
Правовая охрана окружающей среды – совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, закреплённые в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния объектов природной среды.
• Региональный - охватывает отдельные регион пределах которых наблюдаются процессы и явления, чающиеся но природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов
• Импактный - предусматривает раннюю диагностику видов экологических аномалий и чрезвычайных ситуаций в республике; непрерывный контроль экологически опасных объектов и территорий; изучение и оценка, влияние и прогноз выбросов загрязняющих веществ от конкретных источников, обобщение и передача информации заинтересованным органам и ведомствам):
- мониторинг чрезвычайных ситуаций (включает в себя оперативное получение объективных данных о состоянии динамике развития обстановки и принятия решений при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
- локальный мониторинг (представляет
собой наблюдения за
• Базовый - предусматривает слежение за состоянием природных систем удаленных от промышленных регионов территорий, в том числе биосферных заповедников, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия).
2. В соответствии с
- районный; - национальный (республиканский); - межнациональный;
3. По методам проведения:
• дистанционный (авиационный, космический, лазерное зондирование, фото- и видеосъемка);
• контактный (при непосредственном контакте с исследуемой средой, - взятие проб).
В соответствии с Постановлением СМ РБ от 14 июля 2003 года № 949 НСМОС включает следующие виды мониторинга окружающей среды:
1. мониторинг земель;
2. мониторинг поверхностных вод;
3. мониторинг подземных вод;
4. мониторинг атмосферного воздуха;
5. мониторинг озонового слоя;
6. мониторинг растительного мира;
7. мониторинг лесов;
8. мониторинг животного мира;
9. радиационный мониторинг;
10. геофизический мониторинг;
11. локальный мониторинг окружающей среды.
В НСМОС не входят: мониторинг
выбросов и сбросов, мониторинг опасных
отходов, социально-гигиенический
Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют:
• Минприроды- мониторинг атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;
• Министерство образования - мониторинг озонового слоя;
• Национальная академия наук Беларуси - мониторинг растительного мира и геофизического мониторинга;
• Министерство лесного хозяйства - мониторинг лесов;
• Государственный комитет по имуществу - мониторинг земель.
6.Государственный учет
в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях
государственного
Государственные кадастры природных
ресурсов ведутся для учета
Кадастр природных ресурсов
- это систематизированный свод сведений
количественных, качественных и территориально-адресных
показателей о естественно-
Основными принципами формирования
системы природно-ресурсных
Постановлением правительства Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» от 20 апреля 1993 № 248 утверждены следующие виды государственных кадастров природных ресурсов:
1. государственный климатический кадастр;
2. государственный земельный кадастр;
3. государственный водный кадастр;
4. государственный кадастр атмосферного воздуха;
5. государственный лесной кадастр;
6. государственный кадастр недр;
7. государственный кадастр животного мира;
8. государственный кадастр растительного мира;
9. государственный кадастр торфяного фонда;
10. государственный кадастр отходов.
Государственные кадастры природных ресурсов предназначены для обеспечения природопользователей сведениями о природных ресурсах с учетом их экономической оценки, информирования органов государственной власти и управления с целью принятия ими народнохозяйственных решений по эффективному использованию этих ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны.
Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Единого кадастра природных ресурсов не существует, но есть Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее включает информацию о состоянии окружающей среды, накапливаемую в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иных специально уполномоченных республиканских органах государственного управления.
8. Экономический механизм природопользования.
Это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.
Экономический механизм природопользования включает следующие элементы:
1. разработка гос. прогнозов и программ соц.-экономического развития РБ в части рац. Использования п/р и ООС.
2. финансирование
9. Фонды охраны природы в Республике Беларусь.
Вопрос о необходимости
создания экологических фондов
возник с проблемой поиска
и распределения средств на
природоохранные мероприятия и
разработкой системы платежей
и штрафов за загрязнение
В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получи¬ло правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды. Были созданы внебюджетные фонды охраны природы республиканский, областные, Минский городской, районные и городские. Закон определял порядок их образования и направления использования средств. Так первоначально средства распределялись следующим образом: 10 % — на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и город¬ские фонды охраны природы. Средства фондов расходовались только на природоохранные нужды.
По причине того, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали немалые денежные ресурсы в 1998 году внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы (ст. 2 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год") Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов.
Значимость фондов состоит в том, что их средства являются необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Средства, поступающие в фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу:
10 процентов - в республиканский фонд охраны природы, 90 процентов - в Минский городской, 30 процентов - в областные и 60 процентов - в районные и городские фонды охраны природы.
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 июня 2004 г. N 765 «О ФОНДАХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
Распорядителями фондов охраны
природы в установленном
республиканского фонда охраны природы - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
областных и Минского городского фондов охраны природы - областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;
районных и городских фондов охраны природы - районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является распорядителем средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, выделяемых ей на основании Указа Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2003 г. N 384 "Вопросы Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь"
Фонды охраны природы формируются за счет:
2.1. платежей за выбросы
загрязняющих веществ в
2.2. платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
2.3. платы за размещение отходов;
2.4. латы за организацию переработки отходов пластмасс;
2.5. средств, полученных
в счет возмещения вреда,
2.6. штрафов за загрязнение
окружающей среды,
2.7. средств от реализации
конфискованных или иным
2.8. средств от реализации
конфискованных или иным
2.9. платежей за выдачу
разовых разрешений на ввоз
в Республику Беларусь
2.10. платы за пользование банками денежными средствами фондов охраны природы;
2.11. добровольных взносов
юридических лиц и
2.12. иных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ ФОНДОВ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В 2004 :
1.1. оздоровление окружающей среды;
1.2. осуществление мероприятий
и выполнение программ по
1.3. научные исследования
в области охраны окружающей
среды, геологии и
1.4. внедрение в производство малоотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также технологий, техники и специального оборудования по сбору, транспортировке, использованию и обезвреживанию отходов, в том числе вторичного сырья и отходов пластмасс, снижающих вредное воздействие на окружающую среду;
1.5. строительство, техническое
перевооружение, реконструкция и
капитальный ремонт
1.6. изучение природно-ресурсного
потенциала республики, восстановление
нарушенных хозяйственной и
1.7. создание особо охраняемых
природных территорий и
1.8. разработка проектов
технических нормативных
1.9. научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
1.10. создание автоматизированных
систем мониторинга и
Информация о работе Система организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды