Субъекты экологических правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды»:
«Субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются:
Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане).

Файлы: 1 файл

КР ЭкП.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)






    1. Субъекты экологических правоотношений.

 

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды»:

«Субъектами отношений в области  охраны окружающей среды являются:

Президент Республики Беларусь, Совет  Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области  охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные  органы, органы территориального общественного  самоуправления в пределах их компетенции;

общественные объединения, иные юридические  лица Республики Беларусь, а также  граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане).

Правила, установленные настоящим  Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных  и международных юридических  лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.»

Республика Беларусь является субъектом  правоотношений государственной собственности  на природные объекты и ресурсы. Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы участвуют  в качестве субъектов в отношениях по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Юридические и физические лица  выступают участниками правоотношений природопользования, в том числе аренды. Граждане Республики Беларусь и юридические лица, кроме того, являются участниками правоотношений собственности на землю. Чтобы стать субъектом экологических правоотношений, юридические и физические лица должны иметь экологическую правосубъектность. У юридического лица она специальная, определяется во многом  целями и задачами его организации и деятельности. Экологическая правосубъектность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации (п.2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации, т.е. после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Экологическая правосубъектность  физических лиц, как и их гражданская  правоспособность, возникает с момента  рождения и прекращается смертью.

Экологическая правоспособность гражданина как его способность своими действиями приобретать и осуществлять экологические, создавать для себя обязанности  и исполнять их наступает в  полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. по достижения 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством  допускается эмансипация или  вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого  возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с  момента принятия решения об эмансипации  или со времени вступления в брак.

Иностранное государство может  выступать субъектом правоотношений собственности, пользования или  аренды при предоставлении ему земельного участка для обслуживания зданий (части зданий), которые используются для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства  в Республике Беларусь. 

В состав субъектов экологических  правоотношений входят иностранные  граждане и  лица без гражданства. Они, например, могут быть землепользователями, лесопользователями.

Субъекты экологических  правоотношений не во всех случаях обладают самостоятельностью и независимостью, соотносятся друг с другом как равные, как это имеет место в гражданском праве. В экологических правоотношениях они могут находиться в отношениях подчиненности, субординации. Это определяется характером правового регулирования, наличием властных полномочий у органов государства и преимущественно административно-правового метода правового регулирования экологических правоотношений.


 

    1. Правовое регулирование геологического изучения недр.

 

Недра –  это охраняемый законом природный  объект, составная часть окружающей среды. Органическая связь недр с  землей состоит в том, что они  являются естественным продолжением земельной  территории. Эксплуатация недр связана  с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека. 
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в области использования и охраны недр, является Кодекс Республики Беларусь о недрах. Под недрами понимают часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, которые распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования  ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных  интересах, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов проживающих на этой территории людей, через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.28 Кодекса Республики Беларусь о недрах выделяют следующие виды пользования недрами:

  • геологическое изучение недр;
  • добыча полезных ископаемых;
  • использование подземных пространств в целях, предусмотренных ст. 27 Кодекса;
  • использование геотермальных ресурсов недр.

п.4 ст.1 Кодекса  Республики Беларусь о недрах: «Геологическое изучение недр – комплекс работ, проводимых в целях изучения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых и иных ресурсов недр, а также инженерно-геологических изысканий для строительства.»

В соответствии со ст.29 КоН для геологического изучения недра предоставляются в пользование  на срок до 5 лет. Согласно ст. 40 КоН Пользование недрами для геологического изучения осуществляется в соответствии с прошедшей согласно статьям 41–43 КоН экспертизу проектной документацией на геологическое изучение недр.

Глава 9 «Геологическое изучение недр. Передача разведанных месторождений в разработку» регулирует геологическое изучение недр и закрепляет порядок его проведения:

Статья 44. Объекты геологического изучения недр

Статья 45. Проведение геологического изучения недр

Статья 46. Этапы и стадии геологического изучения недр

Статья 47. Разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных  ресурсов недр

Статья 48. Пробная эксплуатация месторождения углеводородов или  отдельных буровых скважин

Статья 49. Государственная  регистрация отдельных видов  работ по геологическому изучению недр

Статья 50. Государственная  экспертиза геологической информации

Статья 51. Геолого-экономическая  и стоимостная оценки месторождения

Статья 52. Передача разведанных  месторождений в разработку

Статья 53. Первооткрыватели месторождения. Государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения

 

 

 

Задача 1

На озере Большие Швалеты  Поставского района были задержаны братья К., которые занимались охотой на гусей с использованием моторной лодки в качестве орудия выслеживания и преследования птиц. При этом нарушителями были отстреляны три гуся–пискульки и два серых гуся.

Какие меры ответственности  должны быть применены в данном случае?

П. 40 ст.1 Закона Республики Беларусь «О животном мире»: «Охота – поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьих животных, обитающих в условиях естественной свободы.»

Ст. 195. «Правил ведения охотничьего хозяйства охоты»: «Орудия и способы охоты на охотничьих животных, не соответствующие настоящим Правилам, являются запрещенными. Запрещается использовать транспортные средства с включенным мотором при охоте с подъезда и для преследования диких животных…»

П.4 ст. 282 УК «Незаконная  охота, совершенная с использованием механического наземного, водного  или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в  особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок до шести лет»

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 08.12.2005 N580 для отряда гусеобразных для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания установлена в размере 10 б.в. за 1 единицу. Таким образом, общий вред составляет 50 б.в.

 

Задача 2

СПК «Октябрьский»  освоил производство кирпича, глина  для производства которого добывалась из карьера, расположенного на предоставленных  СПК землях.

Часть произведенного кирпича СПК «Октябрьский» использовал  для своих внутрихозяйственных  нужд, а излишки продавал.

Определите законность недропользования.

 

В соответствии со ст.17 Кодекса  о недрах: «1. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков (далее – землепользователи) имеют право в установленном порядке в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, установления иных нормативов в области использования и охраны недр осуществлять:

1.1. добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубину до двух метров;

1.2. строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров;

1.3. использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами…»

Таким образом в части  использования глины для своих  внутрихозяйственных нужд недропользование является законным. Продажа излишков связана с извлечением доходов, исходя из этого данное недропользование является незаконным.

 

 

Список использованных источников:

  1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: В ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 21 дек. 2007 г. № 298-З, от 8 июля 2008 г. № 367-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 № 32-З, от 31 декабря 2009 г. № 114-З, от 6 мая 2010 г. №127-З, от 31 декабря 2010г. №228-З, от 17 мая 2011 №260-З) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  2. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 04 января 2010г. №109-З, от 14 июля 2011г. №293-З) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  3. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 января 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 261-З) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. (с изм. и доп.) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  6. О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими (извлечение): Указ Перзидента Республики Беларусь от 8 декабря 2005г. №580 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 №574, от 23.10.2006 №630, от 30.04.2007 №207, от 28.05.2008 №286,от 26.08.2008 №445, от 23.01.2009 №52, от 23.07.2010 №386) // Аналитическая правовая система «Бизнес-инфо».
  7. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

Информация о работе Субъекты экологических правоотношений