Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Охрана окружающей среды имеет большое значение для хозяйственной деятельности страны, и для человечества в целом. Ст. 42 Конституции РФ дарует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В данном реферате мы рассмотрим одну из важнейших правовых мер обеспечения целесообразного природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий - экологический контроль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
2. Государственный экологический контроль
3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

забить.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

контролирует  выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями  заданий по переселению жителей  из радиоактивно загрязненных районов, созданию для них необходимых  социально-бытовых условий в новых  районах проживания, а также строительству  жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих  в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.  

Согласно п.1. ст.66 ФЗ «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного экологического контроля, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право в установленном порядке:

запрашивать и получать на основании  мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии  приказа (распоряжения) руководителя (заместителя  руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  и гражданами при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие  устройства, средства контроля, технические  и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить  необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания  об устранении выявленных нарушений  обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу  физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями  обязательных требований, рассматривать  дела об указанных административных правонарушениях и принимать  меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями  законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел  по признакам преступлений;

предъявлять в установленном законодательством  Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

 

 

 

3. Производственный экологический  контроль

Нормативно-правовой основой для  проведения производственно экологического контроля является Статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г (ред. От 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»:

Производственный  экологический контроль это непосредственная деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду на основе описания, наблюдения, оценки и прогноза источников воздействия и отходов.

Производственный  контроль проводится самим предприятием - природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны окружающей среды, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на окружающей среды. Содержание такого контроля, прежде всего, зависит от специфики деятельности предприятия.

Целями  производственного экологического контроля являются:

рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и обеспечение полноты, достоверности и оперативности информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Основными задачами производственного экологического контроля является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

  • соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
  • соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
  • соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
  • выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Объектами производственного экологического контроля являются:

  • стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • системы очистки отходящих газов;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
  • системы очистки отработанных вод;
  • системы оборотного и повторного водоснабжения;
  • источники образования отходов производства;
  • объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
  • склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
  • объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • природные ресурсы;
  • природные среды, загрязненные химическими веществами по вине природопользователя.

 

 

 

4.Общественный экологический контроль.

  Право проведения общественного  контроля в области охраны  окружающей среды (общественного экологического контроля) гарантировано статьей б8 ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 02.07.2013 г.).

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и  местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в  проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию  природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

По направлениям общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов, контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности , контроль за осуществлением экологических процедур общего.

Согласно пункту 2 указанной статьи общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Согласно п.3 ст. 68 результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности 

Эффективность общественного экологического контроля прямо зависит от реакции на него государственных органов: ведь именно уполномоченные органы госконтроля, а не общественность, имеют право применять меры принуждения по отношению к нарушителям. Кроме того, эффективность общественного контроля многократно возрастает при освещении его результатов в прессе (в особенности федеральной), чего заинтересованные предприятия зачастую боятся больше, нежели штрафов и предписаний. Другими словами, если на выявленное нарушение не реагируют ни госорганы, ни СМИ, то результат такой работы будет стремиться к нулю.

Порядок проведения общественного  экологического контроля законодательством  не регламентирован, что имеет как  плюсы, так и минусы. К первым относится  то, фразу "в соответствии с законодательством" можно трактовать таким образом: любыми не противоречащими закону способами и средствами. В минусах - отсутствие обязанности у проверяемого предоставлять какие-либо документы и допускать на объект проверки.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и  гражданами. На основании этих решений  соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной  деятельности до отмены решения о  ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения  уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический  контроль осуществляется в целях  обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и  восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области  охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии с  их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды"
  3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
  5. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
  6. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004.

1 Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005. С. 196.

 


Информация о работе Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль