Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:07, реферат
В рамках названной передачи полномочий допускается предоставление региональными органами власти федеральных по праву собственности водных объектов или их частей в пользование частных лиц на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Целью данной работы является изучение водного законодательства.
Введение 3
1. Основы водного законодательства 4
2. Объекты водного законодательства 6
3. Надзор за исполнением водного законодательства 9
Заключение 12
Библиографический список 14
В ходе проверок исполнения водного законодательства нередко выявляются факты ограничения свободного доступа к водным объектам.
Так, в мае 2013 года Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу ограничения доступа к р. Нарва в д. Отрадное Сланцевского района Ленинградской области. Было установлено, что в д. Отрадное, в береговой полосе, прилегающей к земельному участку, находящемуся в пользовании гр. С., имеется незаконно возведенное сооружение — забор. По результатам проверки Ленинградским межрайонным природоохранным прокурор в Сланцевский городской суд Ленинградской области направленно исковое заявление об обязании гр. С. освободить береговую полосу р. Нарва путем (сноса) разбора незаконно возведенного сооружения – забора.15
Платность водопользования сохраняется как один из принципов обновленного водного законодательства. При этом имеются две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования. В статьях ВК РФ 2006 г. речь идет главным образом о плате как существенном условии договора водопользования. Кроме того, действует глава 25.2 НК РФ "Водный налог". Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.
Согласно Закону "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в главу 25.2 Налогового кодекса. Чтобы избежать "двойного обложения" хозяйствующих субъектов, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ 2006 г.
Еще в ходе разработки Водного кодекса РФ не раз ставился вопрос о компенсационном характере платежей за водопользование. В действующем водном законодательстве таких механизмов нет. В последнее время разрабатываются программы, направленные на модернизацию и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения. Это влечет за собой и необходимость финансирования мер по охране и восстановлению источников водоснабжения - самих водных объектов.
Интенсивное развитие договорных отношений, стимулирование водопользователей требует более подробного определения в федеральном и особенно региональном законодательстве статуса водохозяйственных организаций, объединений водопользователей. В ходе разработки проекта ВК РФ 2006 г. предлагалось ввести понятие и определить статус объединения водопользователей. Они понимались как организации, добровольно созданные водопользователями для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Данное предложение не было отражено в ВК РФ 2006 г. Но в рамках водного законодательства отсутствуют какие-либо запреты на объединения водопользователей, которые столь широко распространены за рубежом. Традиции водных ассоциаций пустили глубокие корни в странах Евросоюза, в том числе в Германии ("Рувербанд", "Рен-Норт-Вестфален").16
В целом опыт многих зарубежных стран (Евросоюз, СНГ) показывает: в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные инструменты регулирования. Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании необоснованно.
Однако поощрение частной инициативы в области водного хозяйства должно быть согласовано в законодательстве с публичными интересами, включая экологические приоритеты. ООН и другие международные организации последовательно выступают за обеспечение справедливого доступа к водным объектам и порядка их использования. По мнению этих организаций, необходимо запретить всякую дискриминацию в области водопользования и водоснабжения, не допустить злоупотреблений земельных собственников, согласовать коммерческие интересы концессионеров и социальное назначение водных объектов.17
1 Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему "Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения" от 21 марта 2002 г. С. 4, 5.
2 Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 №74-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, №23, ст. 2381.
3 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
4 Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 №476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов", и др.). Собрание законодательства РФ, 17.06.2013, №24, ст. 2999.
5 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
6 Савцова Т.М. Общее землеведение: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2011. С. 230 - 232.
7 Приказ Минприроды РФ от 26.01.2011 №17 "Об утверждении Методических указаний по разработке правил использования водохранилищ". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №26, 27.06.2011.
8 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу № А38-2776-17/539-2004 // СПС "КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика"
9 Гидроэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авторы-составители В.В. Козин, В.А. Петровский. Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 160.
10 В мире достаточно активно осуществляется возведение искусственных земельных участков для увеличения площади проживания граждан, особенно в странах, испытывающих затруднения с земельной территорией. Намывные территории широко распространены в Японии, Нидерландах. Самый известный пример – проект "Palm Jumeirah" (Дубай), начавшийся в 2001 г., - создание искусственного острова в водах Персидского залива общей площадью 25 кв. м. С 2012 г. в г. Сочи планировалось начать строительство в акватории Черного моря намывного острова "Федерация" площадью более 250 га (официальный сайт проекта: www.federationisland.ru).
11 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.
12 Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № Д23-836 // СПС "КонсультантПлюс".
13 Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 24 - 30.
14 http://genproc.gov.ru/smi/
15 http://lmpprok.ru/a-zabor-ved-
16 ТАСИС. Структура управления водными ресурсами в Российской Федерации (Сводный отчет по институциональным вопросам). 2001. С. 12 - 13.
17 Доклад о развитии человека 2006 г. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов / Директор и основной автор - К. Уоткинс; пер. с англ. М.: Весь мир, 2006. С. 93.