Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:28, задача
Задача 1. Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы.
Заказчик документации возражал против назначения такой экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена.
^ Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка без прохождения экологической экспертизы.
Арбитражный суд отказался принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд.
^ Какие экологические требования предъявляются на стадии проектирования хозяйственных объектов ?
Задача
1. Областной комитет
по охране окружающей среды потребовал
прекратить финансирование строительства
местной ТЭЦ, так как проект не проходил
государственной экологической экспертизы.
Заказчик документации
возражал против назначения такой экспертизы,
ссылаясь на то, что земельный участок
под строительство ТЭЦ уже предоставлен
и вся необходимая документация утверждена.
^ Областной комитет
обратился в арбитражный суд с просьбой
об отмене решения о предоставлении земельного
участка без прохождения экологической
экспертизы.
Арбитражный суд
отказался принять исковое заявление,
указав, что областной комитет как подразделение
областной администрации не обладает
правами юридического лица и, следовательно,
не вправе подавать исковое заявление
в суд.
^ Какие экологические
требования предъявляются на стадии проектирования
хозяйственных объектов ?
Допустимо ли предоставление
земельного участка под строительство
до прохождения экологической экспертизы
проекта?
^ Дайте оценку действиям
арбитражного суда.
Решение:
В соответствии с Федеральными законами
на стадии проектирования хозяйственных
объектов предъявляются следующие экологические
требования:
Статья 32 ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) Проведение оценки воздействия
на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду
проводится в отношении планируемой хозяйственной
и иной деятельности, которая может оказать
прямое или косвенное воздействие на окружающую
среду, независимо от организационно -
правовых форм собственности субъектов
хозяйственной и иной деятельности.
2. Оценка воздействия
на окружающую среду проводится при разработке
всех альтернативных вариантов предпроектной,
в том числе прединвестиционной, и проектной
документации, обосновывающей планируемую
хозяйственную и иную деятельность, с
участием общественных объединений.
3. Требования
к материалам оценки воздействия на окружающую
среду устанавливаются федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области
охраны окружающей среды.
Статья 33 ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводится
в целях установления соответствия планируемой
хозяйственной и иной деятельности требованиям
в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы
устанавливается федеральным законом
об экологической экспертизе.
Статья 36. ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) Требования в области охраны
окружающей среды при проектировании
зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании
зданий, строений, сооружений и иных объектов
должны учитываться нормативы допустимой
антропогенной нагрузки на окружающую
среду, предусматриваться мероприятия
по предупреждению и устранению загрязнения
окружающей среды, а также способы размещения
отходов производства и потребления, применяться
ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные
и иные наилучшие существующие технологии,
способствующие охране окружающей среды,
восстановлению природной среды, рациональному
использованию и воспроизводству природных
ресурсов.
2. Запрещается
изменение стоимости проектных работ
и утвержденных проектов за счет исключения
из таких работ и проектов планируемых
мероприятий по охране окружающей среды
при проектировании строительства, реконструкции,
технического перевооружения, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений
и иных объектов.
3. Проекты, по
которым не имеются положительные заключения
государственной экологической экспертизы,
утверждению не подлежат, и работы по их
реализации финансировать запрещается.
Статья 12. Федеральный закон
от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (в ред. Федеральных
законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005
N 45-ФЗ)
Санитарно-эпидемиологические требования
к планировке и застройке городских и
сельских поселений
1. При планировке и застройке городских
и сельских поселений должно предусматриваться
создание благоприятных условий для жизни
и здоровья населения путем комплексного
благоустройства городских и сельских
поселений и реализации иных мер по предупреждению
и устранению вредного воздействия на
человека факторов среды обитания.
2. При разработке норм проектирования,
схем градостроительного планирования
развития территорий, генеральных планов
городских и сельских поселений, проектов
планировки общественных центров, жилых
районов, магистралей городов, решении
вопросов размещения объектов гражданского,
промышленного и сельскохозяйственного
назначения и установления их санитарно-защитных
зон, выборе земельных участков под строительство, а также при
проектировании, строительстве, реконструкции,
техническом перевооружении, расширении,
консервации и ликвидации промышленных,
транспортных объектов, зданий и сооружений
культурно-бытового назначения, жилых
домов, объектов инженерной инфраструктуры
и благоустройства и иных объектов (далее
- объекты) должны соблюдаться санитарные
правила.
3. Утверждение норм проектирования и проектной
документации о планировке и застройке
городских и сельских поселений, строительстве,
реконструкции, техническом перевооружении,
расширении, консервации и ликвидации
объектов, предоставление земельных участков
под строительство, а также ввод в эксплуатацию
построенных и реконструированных объектов
допускается при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии таких объектов
санитарным правилам.
4. Граждане, индивидуальные предприниматели
и юридические лица, ответственные за
выполнение работ по проектированию и
строительству объектов, их финансирование
и (или) кредитование, в случае выявления
нарушения санитарных правил или невозможности
их выполнения обязаны приостановить
либо полностью прекратить проведение
указанных работ и их финансирование и
(или) кредитование.
Статья 12 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» (в ред.
от 15.04.1998 № 65-ФЗ) (в ред.Федеральных законов
от 15.04.1998 N 65-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.12.2004 N 172-ФЗ) Государственная экологическая
экспертиза объектов регионального уровня
Обязательной государственной экологической
экспертизе объектов регионального уровня,
проводимой федеральным органом исполнительной
власти и его территориальными органами
в области экологической экспертизы в
порядке, установленном настоящим Федеральным
законом и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, подлежат:
проекты нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, реализация которых
может привести к негативному воздействию
на окружающую природную среду, нормативно-технических
и инструктивно-методических документов,
утверждаемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и регламентирующих хозяйственную деятельность,
в том числе использование природных ресурсов
и охрану окружающей природной среды,
и иную деятельность, за исключением проектов
индивидуальных правовых актов, принимаемых
на основании документов территориального
планирования и документации по планировке
территории, лесоустроительной и землеустроительной
документации, прошедших государственную
экологическую экспертизу;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N
172-ФЗ)
материалы, предшествующие разработке
прогнозов развития и размещения производительных
сил на территории субъектов Российской
Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых социально-экономических,
научно-технических и иных программ субъектов
Российской Федерации, при реализации
которых может быть оказано воздействие
на окружающую природную среду;
2) проекты схем
развития отраслей народного хозяйства
субъектов Российской Федерации, в том
числе промышленности;
3) проекты генеральных схем расселения,
природопользования и территориальной
организации производительных сил субъектов
Российской Федерации;
4) проекты территориальных комплексных
схем охраны природы и природопользования;
5) проекты инвестиционных программ субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления;
материалы комплексного экологического
обследования участков территорий, находящихся
в пределах территории субъекта Российской
Федерации, для последующего придания
им правового статуса особо охраняемых
природных территорий субъектов Российской
Федерации и местного значения;
документация, обосновывающая соглашения
о разделе продукции и концессионные договоры,
а также другие договоры, предусматривающие
использование природных ресурсов и (или)
отходов производства, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления;
все виды градостроительной документации,
в том числе:
1) схемы и проекты районной планировки
административно-
2) генеральные планы городов, других поселений
и их систем;
3) проекты городской и поселковой административной
черты, а также сельских поселений;
4) генеральные планы территорий, подведомственных
органам местного самоуправления, а также
селитебных, промышленных, рекреационных
и других функциональных зон;
5) проекты детальной планировки общественного
центра, жилых районов, магистралей городов;
6) проекты застройки кварталов и участков
городов и других поселений;
проекты рекультивации земель, нарушенных
в результате геолого-разведочных, добычных,
взрывных и иных видов работ;
технико-экономические
обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной
деятельности независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности
и форм собственности, расположенных на
территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, за исключением
объектов хозяйственной деятельности,
находящихся в ведении Российской Федерации,
в том числе материалы по созданию гражданами
или юридическими лицами Российской Федерации
с участием иностранных граждан или иностранных
юридических лиц организаций, объем иностранных
инвестиций в которые не превышает пятисот
тысяч долларов;
документация, обосновывающая соглашения
о разделе продукции с субъектами предпринимательской
деятельности при пользовании участками
недр регионального и местного значения;
проекты схем охраны и использования водных,
лесных, земельных и других природных
ресурсов, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, иная проектная
документация в этой области, в том числе
проекты лесоустройства, землепользования,
охотоустройства;
материалы, обосновывающие получение
лицензий на осуществление деятельности,
способной оказать воздействие на окружающую
природную среду, выдача которых не относится
к компетенции федеральных органов исполнительной
власти;
иные виды документации, которая обосновывает
хозяйственную и иную деятельность и реализация
которой способна оказать прямое или косвенное
воздействие на окружающую природную
среду в пределах территории субъекта
Российской Федерации;
объекты государственной экологической
экспертизы, приведенные в настоящей статье
и ранее получившие положительное заключение
государственной экологической экспертизы,
в случае:
1) доработки объектов государственной
экологической экспертизы по замечаниям
проведенной ранее государственной экологической
экспертизы;
2) изменения условий природопользования
федеральным органом исполнительной власти
в области охраны окружающей природной
среды;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
3) реализации объекта государственной
экологической экспертизы с отступлениями
от документации, получившей положительное
заключение государственной экологической
экспертизы, и (или) в случае внесения изменений
в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного
заключения государственной экологической
экспертизы;
5) внесения изменений в документацию после
получения положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
п.5 статьи 49 ГрК РФ
Государственная экспертиза проектной
документации
5. Предметом
государственной экспертизы проектной
документации является оценка соответствия
проектной документации требованиям технических
регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим,
экологическим требованиям, требованиям
государственной охраны объектов культурного
наследия, требованиям пожарной, промышленной,
ядерной, радиационной и иной безопасности,
а также результатам инженерных изысканий.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1008 «О порядке
проведения государственной экспертизы
и утверждения градостроительной, предпроектной
и проектной документации» любая градостроительная, предпроектная
и проектная документация, в том числе
генеральные планы, проекты планировки
и застройки городов, планы земельно-хозяйственного
устройства и т.п., подлежит обязательной
государственной экспертизе.
п.2 статьи 13 ЗК РФ предусматривает:
2. В целях охраны
земель разрабатываются федеральные,
региональные и местные программы охраны
земель, включающие в себя перечень обязательных
мероприятий по охране земель с учетом
особенностей хозяйственной деятельности,
природных и других условий.
Оценка состояния
земель и эффективности предусмотренных
мероприятий по охране земель проводится
с учетом экологической экспертизы, установленных
законодательством санитарно-гигиенических
и иных норм и требований.
Статья 75 ЗК РФ Дисциплинарная ответственность
за земельные правонарушения
1. Должностные
лица и работники организации, виновные
в совершении земельных правонарушений,
несут дисциплинарную ответственность
в случаях, если в результате ненадлежащего
выполнения ими своих должностных или
трудовых обязанностей организация понесла
административную ответственность за
проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию
объектов, оказывающих негативное (вредное)
воздействие на состояние земель, их загрязнение
химическими и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными
водами.
2. Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности определяется трудовым
законодательством, законодательством
о государственной и муниципальной службе,
законодательством о дисциплинарной ответственности
глав администраций, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
^ Исходя из вышеизложенного,
становится понятно, что >предоставление земельного участка под
строительство до прохождения экологической
экспертизы проекта не допустимо!
Действия
арбитражного суда также незаконны, так как областной
комитет по охране окружающей среды является
структурным подразделением областной
администрации, т.е органом государственной
власти субъекта федерации и в соответствии
со ст.53 АПК РФ может обращаться в суд с
соответвующими исковыми требованиями.
^ Статья 53 АПК РФ. Участие
в деле государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов
1. В случаях,
предусмотренных федеральным законом,
государственные органы, органы местного
самоуправления и иные органы вправе обратиться
с исками или заявлениями в арбитражный
суд в защиту публичных интересов.
2. В обращении должно быть указано, в чем
заключается нарушение публичных интересов,
послужившее основанием для обращения
в арбитражный суд.
3. Орган, обратившийся в арбитражный суд,
пользуется процессуальными правами и
несет процессуальные обязанности истца.
4. Отказ органа от предъявленного им иска
не лишает истца права требовать рассмотрения
дела по существу, если истец участвует
в деле.
Кроме того, статья 125 ГК РФ регламентирует:
1. От имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации могут своими действиями
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права и обязанности, выступать
в суде органы государственной власти
в рамках их компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих органов.
2. От имени муниципальных образований
своими действиями могут приобретать
и осуществлять права и обязанности, указанные
в пункте 1 настоящей статьи, органы местного
самоуправления в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими
статус этих органов.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных
федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации,
нормативными актами субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
по их специальному поручению от их имени
могут выступать государственные органы,
органы местного самоуправления, а также
юридические лица и граждане.
Статья 6^ ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) предусматривает:
К полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды, относятся:
определение основных направлений охраны
окружающей среды на территориях субъектов
Российской Федерации с учетом географических,
природных, социально - экономических
и иных особенностей субъектов Российской
Федерации;
участие в разработке федеральной политики
в области экологического развития Российской
Федерации и соответствующих программ;
реализация федеральной политики в области
экологического развития Российской Федерации
на территориях субъектов Российской
Федерации с учетом их географических,
природных, социально - экономических
и иных особенностей;
разработка и издание законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации в области охраны окружающей
среды с учетом географических, природных,
социально - экономических и иных особенностей
субъектов Российской Федерации, контроль
за их исполнением;
разработка и утверждение нормативов,
государственных стандартов и иных нормативных
документов в области охраны окружающей
среды, содержащих соответствующие требования,
нормы и правила не ниже установленных
на федеральном уровне;
разработка, утверждение и реализация
целевых программ в области охраны окружающей
среды субъектов Российской Федерации;
осуществление природоохранных и иных
мер по улучшению состояния окружающей
среды в зонах экологического бедствия
на территориях субъектов Российской
Федерации;
организация и осуществление в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации, государственного мониторинга
окружающей среды (государственного экологического
мониторинга), формирование и обеспечение
функционирования территориальных систем
наблюдения за состоянием окружающей
среды на территориях субъектов Российской
Федерации;
государственный
контроль в области охраны окружающей
среды (государственный экологический
контроль) за объектами хозяйственной
и иной деятельности независимо от форм
собственности, находящимися на территориях
субъектов Российской Федерации, за исключением
объектов хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю;
экономическая оценка воздействия на
окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности;
привлечение виновных лиц к административной
и иным видам ответственности;
предъявление исков о возмещении вреда
окружающей среде, причиненного в результате
нарушения законодательства в области
охраны окружающей среды;
образование особо охраняемых природных
территорий регионального значения, управление
и контроль в области охраны и использования
таких территорий;
организация и развитие системы экологического
образования и формирование экологической
культуры на территориях субъектов Российской
Федерации;
ограничение, приостановление и (или) запрещение
хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой
с нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, в пределах своих
полномочий на территориях субъектов
Российской Федерации;
обеспечение населения достоверной информацией
о состоянии окружающей среды на территориях
субъектов Российской Федерации;
ведение учета объектов и источников негативного
воздействия на окружающую среду на территориях
субъектов Российской Федерации;
ведение Красной книги субъекта Российской
Федерации;
осуществление экологической паспортизации;
регулирование других вопросов в области
охраны окружающей среды в пределах своих
полномочий.
Таким образом, действия арбитражного
суда неправомерны и должны быть обжалованы
в вышестоящую инстанцию, или прокуратуру.
Задача 2. По решению
городской мэрии на окраине города был
выделен земельный участок для строительства
нового зоопарка. Население микрорайона
заявило категорический протест против
такого строительства и добилось проведения
научной экспертизы группой научно-исследовательских
институтов района. Выводы научной экспертизы
относительно допустимости строительства
зоопарка на отведенном земельном участке
оказались отрицательными.
Несмотря на это,
строительство объекта началось. Городское
общество охраны природы по просьбе местного
населения предъявило в арбитражный суд
иск, в котором, опираясь на заключение
научной экологической экспертизы, просило
отменить решение мэрии о строительстве
зоопарка.
^ Является
ли проведенная экспертиза разновидностью
экологической экспертизы?
Какую юридическую
силу имеет ее заключение?
Решение:
В литературе по экологическому праву
можно встретить мнение о том, что помимо
государственной и общественной проводятся
ведомственная, научная и коммерческая
экологическая экспертизы. Проведение
таких экспертиз самостоятельного правового
значения не имеет.
Да закон предусматривает общественную
экологическую экспертизу, которая должна
проводится, и регистрироваться соответствующим
образом. Конечно, в основу заключения
общественной экологической экспертизы
могут лечь выводы, сделанные группой
научно-исследовательских институтов
района, но как самостоятельный вид экологической
экспертизы -научная выступать не может.
Следует иметь ввиду, что между государственной
и общественной экологической экспертизой
имеется два существенных различия. Первое
касается того, что общественная экспертиза
является инициативной,
добровольной, а государственная
— обязательной. Второе различие связано
с юридической силой экспертного заключения.
О заключении государственной экологической
экспертизы было сказано выше. Заключение
общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после утверждения
его специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
Статья 20 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» (в ред.
от 15.04.1998 № 65-ФЗ) предусматривает
общественную экологическую экспертизу:
Общественная экологическая экспертиза
организуется и проводится по инициативе
граждан и общественных организаций (объединений),
а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями
(объединениями), основным направлением
деятельности которых в соответствии
с их уставами является охрана окружающей
природной среды, в том числе организация
и проведение экологической экспертизы,
и которые зарегистрированы в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 25 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» (в ред. от 15.04.1998 № 65-ФЗ гласит:
1. Заключение общественной экологической
экспертизы направляется федеральному
органу исполнительной власти в области
экологической экспертизы, осуществляющему
государственную экологическую экспертизу,
заказчику документации, подлежащей общественной
экологической экспертизе, органам, принимающим
решение о реализации объектов экологической
экспертизы, органам местного самоуправления
и может передаваться другим заинтересованным
лицам.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
2. Заключение общественной экологической
экспертизы приобретает юридическую силу
после утверждения его федеральным органом
исполнительной власти в области экологической
экспертизы.
Таким
образом, проведенная экспертиза с юридической
точки зрения не является разновидностью
экологической и не имеет никакого самостоятельного
значения.
Задача
6 Три городских комбината
по производству железобетонных изделий
договорились о совместном строительстве
на условиях долевого участия цементного
завода и элеватора. Под строительство
был определен участок, и городским комитетом
по охране окружающей среды была назначена
государственная экологическая экспертиза
проекта.
Однако экспертная
комиссия отказалась давать заключение
поданному проекту, ссылаясь на то, что
документация разработана без учета требований
об оценке воздействия на окружающую среду
в случае реализации проекта.
Предприятия, выступившие
инициаторами строительства, возражали,
ссылаясь на то, что оценка воздействия
данного объекта на окружающую среду должна
содержаться в заключении экспертной
комиссии.
^ Решите дело.
Решение:
Под оценкой воздействия на окружающую
среду (ОВОС) понимается деятельность,
направленная на определение характера
и степени потенциального воздействия
намечаемой деятельности на окружающую
среду, ожидаемых экологических и связанных
с ними социальных и экономических последствий
в процессе и после реализации такого
проекта и выработку мер по обеспечению
рационального использования природных
ресурсов и охрану окружающей среды от
вредных воздействий в соответствии с
требованиями действующего экологического
законодательства.
Общие требования об оценке воздействия
на окружающую среду установлены Законом
об охране окружающей среды (ст. 32). Детальное
регулирование проведения ОВОС осуществляется
Положением об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации,
утвержденным приказом Госкомэкологии
России от 16 мая 2000 г.
Оценка воздействия на окружающую среду
осуществляется заказчиком (инициатором)
намечаемой экологически значимой деятельности,
начиная с самых ранних стадий ее планирования.
Заказчиком может быть как юридическое
лицо, так и гражданин-предприниматель.
Процесс оценки воздействия на окружающую
среду включает четыре этапа.
1) Уведомление, предварительная оценка
и составление технического задания на
проведение оценки воздействия на окружающую
среду. В ходе первого этапа заказчик:
• подготавливает и представляет в органы
власти материалы, содержащие общее описание
намечаемой деятельности; цели ее реализации;
возможные альтернативы; описание условий
ее реализации; другую информацию, предусмотренную
действующими нормативными документами;
• информирует общественность о намечаемой
деятельности средства массовой информации;
• проводит предварительную оценку воздействия
на окружающую среду;
• проводит предварительные консультации
с целью определения участников процесса
оценки воздействия на окружающую среду,
в том числе заинтересованной общественности.
2. Проведение исследований по оценке воздействия
на окружающую среду и подготовка предварительного
варианта материалов по оценке такого
воздействия.
3. Ознакомление общественности с предварительным
вариантом материалов по оценке воздействия
на окружающую среду намечаемой хозяйственной
и иной деятельности и представление замечаний.
4. Подготовка окончательного варианта
материалов по оценке воздействия на окружающую
среду.
Экологическая экспертиза в свою очередь
выполняет функцию предупредительного
экологического контроля. По некоторым
оценкам, предотвращения загрязнения
окружающей среды обходится в четыре-пять
раз дешевле, чем ликвидация негативных
последствий экологически необоснованных
решений. Она является также инструментом
поддержания экологического правопорядка
в правотворчестве в хозяйственной, управленческой
и иной деятельности, обеспечения соблюдения
и охраны права каждого на благоприятную
окружающую среду, источником разнообразной
экологически значимой информации, средством
доказывания при разрешении споров.
Если оценка воздействия на окружающую
среду представляет собой средство обеспечения
учета экологических требований при планировании
и проектировании новой хозяйственной
деятельности и составляет основу подготовки
экологически значимых хозяйственных
решений, то экологическая экспертиза,
прежде всего государственная, создает
правовые предпосылки для их принятия.
В соответствии с ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» (в ред.
от 15.04.1998 № 65-ФЗ) (в ред.Федеральных законов
от 15.04.1998 N 65-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.12.2004 N 172-ФЗ) предметом государственной
экспертизы проектной документации является
оценка соответствия проектной документации
требованиям технических регламентов,
в том числе санитарно-эпидемиологическим,
экологическим требованиям, требованиям
государственной охраны объектов культурного
наследия, требованиям пожарной, промышленной,
ядерной, радиационной и иной безопасности,
а также результатам инженерных изысканий.
Срок проведения государственной экспертизы
проектной документации определяется
сложностью объекта капитального строительства,
но не должен превышать три месяца.
Результатом государственной экспертизы
проектной документации является заключение
о соответствии (положительное заключение)
или несоответствии (отрицательное заключение)
проектной документации требованиям технических
регламентов и результатам инженерных
изысканий.
Отрицательное заключение государственной
экспертизы проектной документации может
быть оспорено застройщиком или заказчиком
в судебном порядке. Застройщик или заказчик
вправе направить повторно проектную
документацию на государственную экспертизу
после внесения в нее необходимых изменений.
В соответствии с п. 1.3 Положения об оценке
воздействия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду
в Российской Федерации порядок и содержание
работ, состав документации по оценке
воздействия на окружающую среду определяются
действующим законодательством РФ, в соответствии
с видами и (или) конкретными характеристиками
намечаемой деятельности, в установленном
порядке. Если форма заключения государственной
экологической экспертизы утверждена
Приказом Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов РФ от 28 сентября
1995 г. N 392 и является единой формой, то единая
форма материалов по оценке воздействия
на окружающую среду законодательством
РФ не установлена. Если государственную
экологическую экспертизу осуществляет
уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти, то подготовку материалов по оценке
воздействия на окружающую среду осуществляет
так называемый заказчик - юридическое
или физическое лицо, отвечающее за подготовку
документации по намечаемой деятельности
в соответствии с нормативными требованиями,
предъявляемыми к данному виду деятельности,
и представляющее документацию по намечаемой
деятельности на экологическую экспертизу,
и исполнитель работ по оценке воздействия
на окружающую среду - физическое или юридическое
лицо, осуществляющее проведение оценки
воздействия на окружающую среду (заказчик
или физическое/юридическое лицо, которому
заказчик предоставил право на проведение
работ по оценке воздействия на окружающую
среду).
Как следует из п. 4 Положения о порядке
проведения государственной экологической
экспертизы, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698, обязательным
условием принятия материалов на государственную
экологическую экспертизу является наличие
в них (в составе разделов объекта экспертизы
или в виде приложений) данных по оценке
воздействия на окружающую среду намечаемой
хозяйственной и иной деятельности и экологическому
обоснованию допустимости ее реализации.
Следовательно, государственные
экологические эксперты не обязаны проводить
оценку воздействия данного предприятия
на окружающую среду. Они должны проверять
предоставленную юридическим лицом документацию
на соответствие её действующему законодательству.
Задача
7. Областной комитет
по охране природы отказал в приеме на
государственную экологическую экспертизу
проекта расширения предприятия по добыче
природного газа. Отказ мотивировался
тем, что в материалах, обосновывающих
проект, отсутствуют результаты общественных
обсуждений (включая общественные слушания),
которые должны быть, проведены заказчиком
в соответствии с п. 4.1—4.3 и п. 4.9 разд. 4
Положения об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации.
Заказчик обратился
в Министерство охраны окружающей среды
и природных ресурсов с жалобой на неправомерные
действия областного комитета. В ней он
указал, что в Положении, на которое ссылается
областной комитет, нет требования об
обязательности представления материалов
общественных слушаний на экспертизу.
Кроме того, проводить обсуждение проекта
нет смысла, так как планируемое к расширению
предприятие действует уже в течение 15
лет и население города достаточно хорошо
осведомлено о характере его деятельности.
^ Ваше мнение по данным
вопросам.
Решение:
В соответствии, со ст. 42 КРФ каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного
его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав
в судебном порядке имеется следующие
основания:
Статьей 3^ ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 09.05.2005 N 45-Ф��) предусмотрен основной принцип
«соблюдение права каждого на получение
достоверной информации о состоянии окружающей
среды, а также участие граждан в принятии
решений, касающихся их прав на благоприятную
окружающую среду, в соответствии с законодательством»
На основании п.2 ст 19 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» (в ред.
от 15.04.1998 № 65-ФЗ) (в ред.Федеральных законов
от 15.04.1998 N 65-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.12.2004 N 172-ФЗ) « При подготовке заключения
государственной экологической экспертизы
экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы и при принятии
решения о реализации объекта государственной
экологической экспертизы должны рассматриваться
материалы, направленные в экспертную
комиссию государственной экологической
экспертизы иотражающие
общественное мнение».
Кроме того, в п.12 приложении к Приказу Госкомэкологии
РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении
Положения об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации" ясно указано:
Материалы по оценке воздействия на окружающую
среду намечаемой хозяйственной и иной
деятельности в инвестиционном проектировании
должны содержать как минимум:
12. Материалы общественных обсуждений,
проводимых при проведении исследований
и подготовке материалов по оценке воздействия
на окружающую среду намечаемой хозяйственной
и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности
о месте, времени и форме проведения общественного
обсуждения.
12.2. Список участников общественного обсуждения
с указанием их фамилий, имен, отчеств
и названий организаций (если они представляли
организации), а также адресов и телефонов
этих организаций или самих участников
обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками
обсуждений; тезисы выступлений, в случае
их представления участниками обсуждения;
протокол(ы) проведения общественных слушаний
(если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения
общественных обсуждений замечания и
предложения с указанием их авторов, в
том числе по предмету возможных разногласий
между общественностью, органами местного
самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного
обсуждения относительно экологических
аспектов намечаемой хозяйственной и
иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности
с указанием, какие из этих предложений
и замечаний были учтены заказчиком и
в каком виде, какие - не учтены, основание
для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации,
направляемой общественности на всех
этапах оценки воздействия на окружающую
среду.