Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 08:21, контрольная работа
Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. Любые права должны быть закреплены и защищены законом, также человек должен соблюдать определенные экологические обязанности.
Введение 2
1 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан 3
2 Экологические обязанности граждан 11
Заключение 14
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Экологическое право
по теме: Защита экологических прав граждан
Исполнитель: студентка
Направление: юриспруденция
Профиль
Группа: ЮРп-2011Р
Ф.И.О: Рожкова Л. Н.
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Понятие и
общая характеристика
2 Экологические
обязанности граждан
11
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. Любые права должны быть закреплены и защищены законом, также человек должен соблюдать определенные экологические обязанности.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства и др.
Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.
Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах международного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.
Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.
К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- право каждого на
- право на достоверную
- право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или
Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права:
- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю
ст.36 Конституции РФ);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.
В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:
- создавать общественные
- направлять обращения в органы
государственной власти
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие
Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:
- на благоприятную среду
- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный
- на возмещение в полном объеме
вреда, причиненного их здоровью
или имуществу вследствие
Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к данной области.
Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственным нормированием градостроительной деятельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; государственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.