Аудит учета движения и сохранности денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Аудит учета движения и сохранности денежных средств и денежных документов..doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее ценных источников получения аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной совместно или самостоятельно аудитором. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств – на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств и их соответствие предписанным нормам.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера – пять дней).

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.

Источники информации для проведения аудита безналичных расчетов являются:

1.Унифицированные  формы первичной учетной документации, служащие основанием для отражения  в учете операций по учету  безналичных денежных средств (кассовая  книга, отчеты кассира, платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, товаротранспортные накладные, счет-фактуры, банковские документы)

3. Учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы), используемые для отражения операций по учету безналичных расчетов.

4. Формы бухгалтерской отчетности (форма №1 строка №260 сальдо счетов 50, 51, 52, 55, форма 4).

Аудитор осуществляет планирование аудита путем ознакомления с деятельностью аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программа предстоящей аудиторской проверки.

Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования о проведении аудита. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность  для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита. Полученные знания аудитор должен использовать при планировании аудита, включающего в себя разработку оптимальной аудиторской программы.

Аудит операций по безналичным расчетам предприятия характерен наличием следующих методических особенностей.

Аудиторы знакомятся с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению и утверждаемым в приказе по учетной политике в части счетов, корреспондирующих со счетами 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета».

Аудиторы знакомятся с организацией ведения бухгалтерского учета по счетам 51 и 52, порядком ведения аналитического учета по данным счетам. Выяснить, какие аналитические счета открыты к счету 51 «Расчетные счета», если предприятие имеет несколько счетов в разных банках; выяснить, в каких учреждениях банков открыты расчетные счета. Выясняют особенности использования каждого из этих счетов, узнают, кто из работников бухгалтерии, согласно выданным доверенностям, сдает в банк платежные документы и получает выписки с приложением платежных документов. Уточняют, какие из счетов были открыты или закрыты в проверяемом периоде, установить причины закрытия счетов. На этом этапе полезны следующие действия:

1) произвести сверку остатков и оборотов по выпискам банка с регистрами бухгалтерского учета, данными Главной книги, показателями бухгалтерской отчетности. Проверить подтверждение банком остатка по каждому счету на начало и конец проверяемого периода;

2) произвести расчет уровня существенности.

Методология проверки правильности отражения операций в бухгалтерском учете по счету 51 «Расчетные счета».

1. Проверить соблюдение требований к оформлению первичными документами операций по расчетному счету.

Вне зависимости от того, какая форма безналичных расчетов используется на практике, все расчетные документы должны соответствовать требованиям, установленным Банком России. Основанием для отражения операций по движению денежных средств на расчетном счете предприятия являются:

- расчетные документы (в зависимости от формы расчетов);

- мемориальные ордера (внутренние документы банка);

- выписки банка с расчетного счета, оформленные в установленном порядке.

Проверить, правильно ли сгруппированы выписки по счетам за проверяемый период (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке должен быть равен остатку средств на начало периода в следующей выписке) и имеются ли к ним первичные документы.

Установить, соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных первичных документах и платежных документах.

Сумма по выписке должна соответствовать сумме в платежном документе, однако в первичных документах могут быть отличающиеся суммы, например в выписанных счетах на оплату может быть сумма больше или меньше той, которая указана в платежном поручении (это может быть следствием наличия дебиторской или кредиторской задолженности аудируемого лица перед контрагентом). Сумма, указанная в выписке банка, может быть меньше суммы, указанной в первичном документе, если по данному документу ранее была произведена частичная оплата.

1.3. Проверить, имеется ли на первичных документах, приложенных к выписке, штамп банка. Если имеются документы без штампа, то аудитор может сделать запрос в банк (в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №5 с целью подтверждения правильности произведенного платежа.

2. Проверить законность и обоснованность операций по движению денежных средств на расчетном счете.

Как правило, аудиторы-юристы в самом начале работы производят анализ договоров аудируемого лица, поэтому аудитору при выявлении некорректного платежа следует изучить договор и ознакомиться с рабочей документацией, созданной в ходе анализа договоров.

Провести анализ формулировок платежей, указанных в платежных документах, обращая внимание на наличие выделения налога на добавленную стоимость. В том случае, если формулировка платежа нетрадиционна для аудируемого лица, запутана, непонятна, необходимо провести дополнительные процедуры по проверке этой операции.

Используя рабочую документацию и результаты проверки других разделов аудита, проверить основания для перечисления платежей в пользу третьих лиц (физических) через почтовые отделения или на счета в банках. Например, если перечисляются удержанные алименты, то сверить суммы с выписками из решений судебных органов, заработную плату - с расчетно-платежными ведомостями, а также достоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов (при проверке расчетов с рабочими и служащими). Если в банковской выписке обнаружены исправления, то может быть инициирован запрос в банк.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ (ред. от 28.09.2010 №243-ФЗ) (с изм. и доп., от 28.12.2013)
  2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
  3. Алборов Р.А. Основы аудита.-М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2012.-200 с.
  4. Андреев В. Д. Ревизия и аудит: Учебное пособие – Мн.: Высшая шк.,2011.-354 с.
  5. Крикунов А.В. Регулирование аудиторской деятельности.-СПб.: Гос. ун-т эконом, и финансов; Юрид. Центр-Пресс, 2012-269 с.

1 Крикунов А.В. Регулирование аудиторской деятельности.-СПб.: Гос. ун-т эконом, и финансов; Юрид. Центр-Пресс, 2012-269 с

2 Алборов Р.А. Основы аудита.-М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2012.-200 с.


Информация о работе Аудит учета движения и сохранности денежных средств и денежных документов