Бюджетная политика РФ и основные её направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Целью исследования служит изучение основных направлений Бюджетной политики РФ и разработка предложений по её совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
-исследовать основные черты бюджетной политики государства (дать понятие, изучить цели);
-привести примеры реализации Бюджетной политики;
-рассмотреть основные направления бюджетной Политики Российской Федерации на 2009-2011годы.
разработать предложения по совершенствованию Бюджетной политики РФ.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
1.Бюджетная политика государства, ее понятие, цели и инструменты реализации.................................................................................................................5
1.1.Бюджетная политика государства. Понятие. Цели.........................................5
1.2.Реализация Бюджетной политики государства................................................8
2.Бюджетная политика РФ и основные её направления......................................14
2.1.Бюджетная политика Российской Федерации................................................14
2.2.Основные направления Бюджетной Политики Российской Федерации на 2009-2011 годы........................................................................................................15
3.Оценка и предложения по совершенствованию Бюджетной политики РФ на 2009-2011 годы........................................................................................................20
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы.................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение....................................................................................................................3

1.Бюджетная политика государства,  ее понятие, цели и инструменты  реализации.................................................................................................................5

1.1.Бюджетная  политика  государства. Понятие. Цели.........................................5

1.2.Реализация Бюджетной  политики государства................................................8

2.Бюджетная политика  РФ и основные её направления......................................14

2.1.Бюджетная политика  Российской Федерации................................................14

2.2.Основные направления  Бюджетной Политики Российской  Федерации на 2009-2011 годы........................................................................................................15

3.Оценка и предложения  по совершенствованию Бюджетной  политики РФ на 2009-2011 годы........................................................................................................20

Заключение..............................................................................................................30

Список литературы.................................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в  развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса(бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций, и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в первостепенной важности бюджетной  политики для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

Целью исследования служит изучение основных направлений Бюджетной  политики РФ и разработка предложений  по её совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • -исследовать основные черты бюджетной политики государства (дать понятие, изучить цели);
  • -привести примеры реализации Бюджетной политики;
  • -рассмотреть основные направления бюджетной Политики Российской Федерации на 2009-2011годы.
  • разработать предложения по совершенствованию Бюджетной политики РФ.

Источниками информации для написания работы по теме «Бюджетная политика государства» послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Бюджетная политика государства», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетная политика государства,  её понятие, цели и инструменты  реализации.

    1. Бюджетная политика государства.Понятие.Цели.

Бюджетная политика является важной составляющей экономической политики любого государства. От содержания государственного бюджета, качества заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и предпринимательская активность, и степень влияния страны на международной арене.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в бюджетной сфере. Ежегодно принимаемый бюджет может рассматриваться как программа действий правительства в текущем периоде.

Данная программа действий включает принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов. Государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономии, и социальных задач. В условиях рынка бюджетной политики – главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий:

политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти,  причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические  и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства.

Общие цели бюджетной  политики включают:

  • централизацию финансовых ресурсов государства;
  • выполнение экономических и политических функций государства;
  • обеспечение социальных гарантий населения.

Остановимся подробно на основных направлениях бюджетной политики государства.

Централизация денежных средств. Концентрация значительных финансовых ресурсов в руках государства  в виде доходов бюджета позволяет  осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на территории всей страны.

Регулирование экономики. Государство применяет различные  формы прямого и косвенного воздействия  на экономические процессы: субсидирование и финансирование предприятий, государственные  инвестиции, налоговые льготы и т.п. Так, с помощью налогов оно может сдерживать экономическую активность одних отраслей (увеличивая ставки) и стимулировать развитие других (предоставляя налоговые льготы). Бюджетные субсидии и инвестиции являются дополнительной возможностью для развития приоритетных отраслей.

Обеспечение социального равновесия в обществе. Бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой для осуществления социальных преобразований. Бюджет призван нивелировать социальное расслоение граждан, а также обеспечивать расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Бюджетная политика как  целенаправленная деятельность государства  по определению основных задач и  количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы.
    1. Реализация бюджетной политики государства.

Пример реализации Бюджетной  политики государства по некоторым  направлениям (за основу взяты итоги  Бюджетной политики на 20082010 годах).

    1. Модернизация бюджетного процесса

В результате внесения комплексных  поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно определен  новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены  параметры формирования нефтегазового  трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Сформированы Резервный  фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в  случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях обеспечения  преемственности и предсказуемости  бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних  государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для  бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.

    1. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам

Законодательно установлены  нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и  ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство  Российской Федерации в установленные  сроки не утвердило порядок формирования, реализации и  оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объеме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям.

Поправками к Бюджетному кодексу Российской Федерации более  четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

В то же время переход к новой организации бюджетного процессана всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального  финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового года.

    1. Корректировка налогового законодательства

В целях стимулирования инновационной деятельности установлено  освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент  амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость  и  общий порядок возмещения этого  налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Информация о работе Бюджетная политика РФ и основные её направления