Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:27, реферат
Главные требования к бюджетной политике – это поддержка экономического роста. В этом заключается основная цель нашей совместной работы. За счёт чего мы должны этого добиться?
За счёт кардинального повышения эффективности бюджетной политики, безусловного выполнения всех наших социальных обязательств, реализации стратегических задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 года.
В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций.
Главные требования к бюджетной политике – это поддержка экономического роста. В этом заключается основная цель нашей совместной работы. За счёт чего мы должны этого добиться?
За счёт кардинального
повышения эффективности
В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций.
Все эти задачи обозначались в предыдущем Бюджетном послании, и определённая работа проведена. Однако вынужден отметить: новые принципы планирования, инструменты повышения эффективности госрасходов пока внедряются медленно. Ждать, оттягивать принципиальные решения больше нельзя. Мы должны добиться нового качества бюджетной политики уже в ближайшее время.
Такие условия диктует нам внутренняя и внешняя экономическая конъюнктура. А она такова, что возможности по постоянному быстрому росту бюджетных расходов исчерпаны либо близки к этим показателям. Нужны более результативные, качественные решения.
Уважаемые коллеги! Каких целей следует достичь за предстоящую трёхлетку.
Первое. Мы должны обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать безусловное выполнение обязательств государства – в первую очередь социальных – даже в случае неблагоприятной внешней конъюнктуры. Именно для этого было принято и бюджетное правило.
Считаю необходимым
в течение трёх месяцев завершить
разработку Бюджетной стратегии
на период до 2030 года. И, если это потребуется,
внести изменения в долгосрочный
прогноз социально-
В Стратегии надо
оценить возможные риски, чётко
обозначить, как мы будем действовать
при любом сценарии, включая и
неблагоприятный. Стратегия также
призвана задать чёткие ориентиры по
финансовому обеспечению
Пока же, к сожалению, многие госпрограммы, а мы с вами о необходимости их внедрения говорим уже не один год (уже лет пять, наверное), говорили-говорили, потом всё-таки постепенно новым составом Правительства удалось перейти к их реальному формулированию.
И вместе с тем многие из них, и вы сами знаете об этом, нуждаются в доработке, заложенные в них цели не подкреплены соответствующими ресурсами, отдельные программы вообще приняты в нескольких вариантах. Причём эти варианты существенно отличаются как по планируемым результатам, так и по объёмам финансирования.
Уважаемые друзья и коллеги! Если денег на всё не хватает, то нужно определить приоритеты. Ради этого мы и создавали сам институт программ.
Подчеркну: госпрограммы на практике должны увязывать стратегические и бюджетные элементы планирования, установить общие требования к политике федеральных ведомств и регионов в соответствующих сферах, а в конечном счёте стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу.
Прошу на этапе подготовки бюджета ещё раз провести анализ госпрограмм, определиться с приоритетами, обеспечить соответствие поставленных целей и реальных бюджетных возможностей.
Второе. Необходимо
существенно оптимизировать структуру
бюджета, выявить резервы и
Основные резервы – это повышение эффективности всех бюджетных расходов, акцент на адресный характер социальной помощи, проведение структурных реформ в социальной сфере. Наконец, это обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы, что позволит снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета и при этом гарантировать курс на последовательное повышение уровня жизни старшего поколения россиян.
В этой связи – третье. Первоочередная задача – принятие принципиальных решений по пенсионной формуле. Мы об этом с вами много раз говорили, знаю, задача сложная. В целом вы практически подошли к её решению, нужно довести эту работу до конца.
Пенсионная формула должна обеспечить дифференцированный подход к каждому гражданину: чем больше стаж и зарплата, тем выше должна быть пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное – понятной и для работников, и для работодателей.
Обращаю внимание: нам нужно сохранить «базовый» тариф страховых взносов для бизнеса на сегодняшнем уровне. Нельзя решать проблему пенсионной системы за счёт повышения фискальной нагрузки на бизнес, за счёт подавления предпринимательской активности и экономического роста.
В зависимости от параметров пенсионной формулы следует также обозначить масштабы использования средств Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита пенсионной системы.
На что хочу обратить
ваше внимание. Мы дали право гражданам
в течение текущего года самостоятельно
решить, куда направить 4 процента страховых
взносов: в распределительную или
в накопительную часть
Но обращаю внимание всех, уважаемые коллеги: это возможно будет только после принятия таких законов, которые в полной мере, хочу это подчеркнуть, в полной мере обеспечат создание работающей системы гарантирования пенсионных накоплений.
Достаточно у нас проблем с обманутыми вкладчиками для того, чтобы понять, что в области пенсионных накоплений, пенсионных прав граждан действовать нужно в высшей степени аккуратно. Эти накопления должны быть гарантированы, их сохранность должна быть гарантирована.
Отдельно следует обратить внимание на проблемы прозрачности пенсионной системы и внебюджетных фондов. Напомню, что с 1 января 2014 года все внебюджетные фонды переходят на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства. Я прошу как следует подготовиться и хочу обратить внимание и предупредить, что дата не подлежит переносу.
И ещё прошу Правительство определиться с целесообразностью передачи функций администрирования обязательных страховых взносов Федеральной налоговой службе. Знаю, что социальный блок считает, что вся эта работа должна остаться там, где она сегодня обосновалась, но представители бизнеса, представители экономического блока полагают, что эффективнее работает Федеральная налоговая служба. Я не хочу и не буду навязывать никакого мнения, но прошу определиться с этим окончательно и поставить точку в этих дискуссиях. Подчеркну: по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием пенсионной системы, Правительство должно принять решение в текущем 2013 году.
Четвёртое. Министерство
финансов предлагало, насколько это
возможно, перенести расходы на реализацию
Государственной программы
Ресурсы выделены.
Действительно, это серьёзные ресурсы,
большие. Предприятия должны быть способны
«принять» деньги, но не только «принять»,
а иметь соответствующую
И если вы видите где-то,
что такой готовности нет, то Министерство
обороны должно выйти самостоятельно
с инициативой более
При этом хочу обратить внимание, уважаемые коллеги: конечно, общий объём и госпрограммы вооружений, общий объём тех средств, которые мы предусмотрели на это, должен остаться неизменным.
Пятое. Нам нужно
использовать дополнительные механизмы
стимулирования экономического роста,
в том числе за счёт развития инфраструктуры.
Речь идёт о том, чтобы направить
на финансирование самоокупаемых инфраструктурных
проектов ресурсы Фонда национального
благосостояния и пенсионные накопления.
При этом надо добиться мультипликативного
эффекта для всей экономики, обеспечить
безусловную сохранность и
И, конечно, должен
работать единый, понятный механизм отбора
проектов и предоставления ресурсов.
Каждый из проектов должен проходить
независимый технологический
Конечно, это непростая
задача, имею в виду, что возврат
этих средств будет небыстрым, это
не «квик-мани», это серьёзные долгосрочные,
долгоиграющие проекты.И
Шестое. Государственный рубль должен стимулировать изменения в бюджетной сфере. Об этом уже тысячу раз мы вместе с вами говорили. Пора перейти к конкретным действиям, к внедрению новых принципов финансирования, когда деньги следуют за потребителем услуг, за гражданином, а не идут на содержание различных контор.