Бюджетная систем украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:42, доклад

Описание работы

Бюджетная система Украины - это объединение всех звеньев государственного бюджета на единых принципах. Правовые основы бюджетной системе составляют Конституция Украины, выданный на ее основе Закон "О бюджетной системе Украины", другие законодательные акты.
Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс. Составными элементами бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством.

Содержание работы

Состав бюджетной системы Украины.
Бюджетном устройстве.
Государственный бюджет Украины.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 122.40 Кб (Скачать файл)

План 

 

Состав бюджетной системы  Украины.

 

Бюджетном устройстве.

 

Государственный бюджет Украины.

 

Бюджетная система Украины - это объединение всех звеньев  государственного бюджета на единых принципах. Правовые основы бюджетной системе составляют Конституция Украины, выданный на ее основе Закон "О бюджетной системе Украины", другие законодательные акты.

 

Экономической основой бюджетной  системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс. Составными элементами бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основан на административно-государственном устройстве Украины. Бюджет Украины объединяет 13,3 тыс. самостоятельных бюджетов.

 

Бюджетная система Украины  состоит из государственного бюджета  Украины, республиканского бюджета  Автономной Республики Крым и местных  бюджетов.

 

Совокупность всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системе  Украины, является сводным бюджетом Украины. Он исполь-товуеться для анализа и определения основ государственного регулирования экономического и социального развития Украины.

 

Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республик-канский  бюджет и бюджеты районов и  городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым.

 

К местным бюджетам относятся  областные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Бюджет области объединяет областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения.

 

Бюджет района содержит районный бюджет, бюджеты городов районного  подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Последние создаются по решению районных, городских Советов народных депутатов при наличии необходимой финансовой базы. Районные и городские Советы определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов. Бюджет города, имеющего районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, входящих в его состав.

 

Бюджетное устройство - это  организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь  между отдельными звеньями бюджетной  системы. Он определяется государственным устройством и административно-территориальным делением Украины.

 

Бюджетном устройстве основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему Украины.

 

Принцип единства бюджета  означает существование единого  расчета доходов и расходов каждого  звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы должна обеспечиваться едиными правовой базой, бюджетной классификации, формами бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, денежной системой, социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому.

 

Принцип полноты состоит  в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

 

Принцип достоверности - это  формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отображения в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и  расходов, которые являются результатом  конечных кассовых операций банков.

 

Принцип гласности обеспечивает освещение в средствах массовой информации показателей бюджетов и  отчетов об их выполнении.

 

Принцип наглядности - это  отображение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее пределами путем использования  средств максимальной информативности  результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций  экономического развития.

 

Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые, сельские бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определения направлений их использования в соответствии с законодательством.

 

Ведущее место в бюджетной  системе Украины принадлежит  государственному бюджету.

 

Государственный бюджет - это  система денежных отношений, возникающих  между государством с одной стороны  и предприятиями, организациями, учреждениями, населением с другой стороны. С помощью этих отношений формируется, распределяется и используется центральный фонд государственных финансовых ресурсов; это главный финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

 

По материальному содержанию - это центральный государственный  фонд денежных средств.

 

По социально-экономическому содержанию - это основное средство перераспределения национального  дохода.

 

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов  и расходов. Государство регулирует воспроизводственные процессы через обе части. Бюджет становится важным инструментом экономической политики, влияя на социально-экономические процессы: деловую активность, занятость, рынок потребительских товаров. Все это делает бюджет объектом напряженной борьбы - через него удовлетворяются интересы различных групп бизнеса, военно-промышленных монополий, профсоюзов.

 

Государственный бюджет является самым действенным механизмом осуя финансовой политики государства. В доходах бюджета отражается налоговая политика государства, а в расходах - приоритетные направления вложений средств. Основные направления бюджетной политики определяются Верховной Радой Украины в специальном постановлении, которая называется бюджетной резолюции.

 

К проекту Закона о Государственном  бюджете Украины Кабинет Министров  Украины придает технико-экономическое  обоснование отчислений, дотаций  и субвенций бюджетам Автономной Республики Крым, областей, городов  Киева и Севастополя.

 

Средства государственного бюджета Украины тратятся лишь на цели и в пределах, утвержденных Законом о Государственном бюджете  Украины.

 

Сбалансированность бюджетов, которые входят в состав бюджетной  системы Украины, является необходимым  условием финансово-бюджетной политики. Превышение доходов над расходами составляет излишек, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета. При определении размера дефицита бюджета кредиты и займы в источник доходов не учитываются. Дефицит бюджета покрывается за счет внутренних государственных займов, ссуд иностранных государств и других финансовых институтов.

 

В целом доля общегосударственного бюджета Украины довольно значительна: на 2001 год его сумма планируется  на уровне 33 млрд. грн., Тогда как сумма консолидированного бюджета планируется на уровне 41 млрд. грн. Это позволяет говорить о высоком уровне централизации в распределении и перераспределении финансовых ресурсов. В связи с этим возрастает актуальность проблемы дальнейшего поиска оптимального соотношения между государственным и местными бюджетами.

 

К местным относятся областные, районные, городские, поселковые и сельские бюджеты. Это фонды финансовых ресурсов, которые сосредоточены в распоряжении местных Советов народных депутатов и органов местного и регионального самоуправления. Компетенция каждого из них в области бюджета разграничена. Всего бюджетов в Украине более 13 тысяч. Самая многочисленная группа - это сельские, поселковые и городские бюджеты.

 

Система местных бюджетов существует во всех странах мира. Однако ее развитие и функции обусловлены рядом национальных, политических, экономических и других факторов. Наибольшее влияние имеют экономические и политические факторы. В промышленно развитых странах им принадлежит значительная роль в экономическом и социальном развитии. Так, в США, Японии, Германии из местных бюджетов финансируется около 40% всех бюджетных расходов этих государств. Большую часть расходов направляется на содержание учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, органов правопорядка, строительство местных дорог и т.п..

 

Почти во всех странах мира бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные расходы. Соответственно каждое подразделение имеет свои источники доходов. Местные бюджеты утверждаются местными органами и в государственный бюджет не включаются.

 

В связи с этим поиск  форм и методов укрепления финансовой независимости органов местного самоуправления является весьма актуальной задачей. Здесь должно быть минимум две цели. Хозрасчетные звенья экономики должны иметь нормальные условия для хозяйственной деятельности и быть в лучшем использовании всех видов ресурсов, а местные Советы - в стабильном экономическом росте и повышении эффективности всех видов деятельности. Этого можно достичь, если основу доходной части бюджетов составят платежи за ресурсы. Такой подход экономически обоснован, поскольку обеспечивает реализацию права собственности местного Совета на ресурсы, предоставленные в распоряжение и пользование субъектам хозяйствования. Привязка доходов местного бюджета до платежей за ресурсы создает условия, при которых местные Советы войдут в систему рыночных отношений как равноправный партнер. Важно, что платежи за ресурсы предотвращать расточительству при их использовании, а местные Советы будут заинтересованы в расширении воспроизводства ресурсов и усилении контроля за их использованием.

 

Местные Советы народных депутатов  самостоятельно определяют направления  использования средств своих  бюджетов. Эти бюджеты включают расходы на финансирование предприятий и организаций местного хозяйства, на финансирование осуществляемых местными органами мероприятий в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, на содержание местных органов власти и управления.

 

На сегодняшний день остается проблема эффективного использования  бюджетных средств в условиях административной реформы. Достаточно большая сумма бюджетных средств расходуется на содержание аппарата управления. Анализируя эти расходы в динамике, наблюдается тенденция к их повышению: если в 1991 году расходовалось 1.2% ВВП, то в 1998 году - 3.3%. Центральный аппарат Президента составляет 1000 человек, Кабинета Министров - 900. В Украине насчитывается около 80 министерств и комитетов (в том числе госкомитеты), ведомств, агентств, главных управлений. Такая структура управления государством неэффективна, она порождает бюрократизм и не позволяет оперативно решать вопросы. Согласно Закону Украины "О госбюджете на 1999 год" расходы на государственное управление сокращены на 80 млн. грн.

 

Кстати, аппарат Президента США насчитывает 430 человек (министры, клерки, чиновники) на 250 млн. человек населения. В Венгрии, где население 10 млн. чел., Аппарат Президента составляет всего 33 чиновника. В областях Украины, где численность населения составляет от 800 тыс. до 3 млн. чел., Аппарат управления насчитывает количество в пределах 400-500 чиновников, каждый из которых имеет от 3 до 9 заместителей, персональные машины. Кабинеты, секретарей, помощников, современные коммуникационные средства. В Украине согласно Указу Президента проведены административные реформы, направленные на сокращение количества министерств, комитетов и управлений, но заметного результата пока не ощущается.

 

Что касается государственного бюджета за 1999 год, то номинальные  доходы выросли на 22%. Даже при таком уровне номинального роста государственного бюджета установлены Законом на 1999 год доходы были недовыполнены на 4.05 млрд. грн. (17%), а плановые показатели, на основе которых были разработаны лимиты расходов, - на 11,3% (2522 млн. грн.).

 

Резкое ухудшение в  последние месяцы года ситуации с  поступлениями в государственный  бюджет наличных средств и невозможность  осуществлять запланированные объемы заимствований на внешнем и внутреннем рынках привели к стремительному сокращению уровня финансирования расходов, что, в свою очередь, ухудшило и показатель финансирования, который сократился в ноябре до 72 , 3% определенного лимитами объема. Проведение в декабре взаимозачетов на сумму 406,8 млрд. грн. позволило в декабре выйти на уровень финансирования в размере 121,5%, а по результатам года - на 95,7%.

 

Доходы государственного бюджета за 1999 год составили 19,8 млрд. грн. и номинально выросли по сравнению с прошлым годом на 3,6 млрд. грн. (22%), что в реальном выражении соответствует 2% падения. В целом 1999 характеризуется неравномерностью исполнения доходной части государственного бюджета. Если в 1998 году после сложных первых месяцев года ситуция стабилизировалась и удерживалась в определенных пределах - 7,5 - 8,6% годового исполнения в месяц, то в начале 1999 года не удалось сохранить прошлогодних достижений. Практика 1999 доказала, что применение жесткого администрирования со стороны Государственной налоговой администрации, таможни, Фонда Государственного Имущества позволило обеспечить поступления в бюджет запланированных объемов доходов.

 

Более подробно остановлюсь  на проекте Госбюджета-2001 года. Существенных изменений в отношении Госбюджета-2000 не произошло. Если исключить доходы от приватизации и государственные целевые фонды, а также учесть инфляцию, то реальные доходы консолидированного бюджета в 2001 году уменьшатся на 7,5% по сравнению с 2000 годом. Таким образом, правительство при прогнозе роста ВВП на 4% и сохранении действующих налоговых ставок предусматривает дальнейшее ухудшение состояния украинской экономики и неспособность предприятий выполнить налоговые обязательства в полном объеме (даже по данным официальной статистики 56% промышленных предприятий убыточны).

 

Правительство пытается повысить доходную часть бюджета путем  повышения плана по неналоговым  платежам в консолидированном бюджете  с 9,7 до 17,5 млрд. грн. Такое большое увеличение бюджетных доходов планируется достичь прежде всего за счет поступлений от приватизации и ТЭК. Если такая тенденция сохранится, то в следующем году Бюджет недополучает только по этим двум статьям около 7 млрд. грн. Реальные расходы Бюджета-2001 (с учетом инфляции) по сравнению с бюджетом-2000, по прогнозу правительства, будут уменьшены на 3,9%. При этом правительство пытается поддержать декларации о самом социальном Бюджет и планирует увеличить расходы на социальную защиту и социальное обеспечение на 1,5 млрд. грн. (24%). Эти деньги он планирует направить в основном на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, по требованию МВФ в этом году были существенно увеличены.

Информация о работе Бюджетная систем украины