Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 03:03, реферат
Цель работы в соответствии с предметом - всесторонне исследовать объект путем изучения теоретических аспектов и статистических данных, изучить современные тенденции, выявить проблемы и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели предполагается решить такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с расходами государственного бюджета;
перечислить основные статьи расходов государственного и местного бюджетов Украины;
анализировать статистические данные о расходах государственного бюджета за предыдущие периоды и дать им оценку;
Определить дальнейшие перспективы развития расходной части государственного бюджета.
1.Введение
2. Расходы Государственного бюджета Украины. Сущность расходов государственного бюджета.
3.Политика расходов государственного бюджета Украины на 2013 год.
4. Проблемы и перспективы государственного бюджета по расходной части.
5.Заключение
6.Список литературы
Содержание
1.Введение
2. Расходы Государственного бюджета Украины. Сущность расходов государственного бюджета.
3.Политика расходов государственного бюджета Украины на 2013 год.
4. Проблемы и перспективы государственного бюджета по расходной части.
5.Заключение
6.Список литературы
1.Введение
Государственный бюджет Украины - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.
Согласно Закону Украины "О государственном бюджете Украины на 2011 год", расходы Государственного бюджета Украины "включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией государственных программ".
Непосредственным объектом исследования в работе служат расходы государственного бюджета Украины.
Цель работы в соответствии с предметом - всесторонне исследовать объект путем изучения теоретических аспектов и статистических данных, изучить современные тенденции, выявить проблемы и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели предполагается решить такие задачи:
2.Расходы Государственного бюджета Украины. Сущность расходов государственного бюджета
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Направления использования бюджетных расходов обусловлены целой совокупностью факторов, основными из которых являются:
Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами - Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.
В Законе Украины “О бюджетной системе Украины" предусмотрены такие виды расходов как текущие расходы и расходы развития.
Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.
Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
К расходам, которые финансируются из Государственного бюджета относятся расходы на: государственное управление; судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуру и искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные специальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственного долга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительно государственное значение.
Финансирование отдельных
Межбюджетные трансферты - это отношения
между государством, Автономной республикой
Крым и местным самоуправлением
для обеспечения
Государственный бюджет Украины должен содержать объяснение всех расходов, за исключением расходов, связанных с государственной тайной (секретных расходов). Секретные расходы, предусмотренные на деятельность органов государственной власти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджет Украины без детализации. Контроль за проведением секретных расходов осуществляется Счетной палатой и Министерством финансов Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины.
3. Политика расходов государственного бюджета Украины на 2013 год
Как уже было отмечено выше, общие расходы в бюджете 2013 года снижаются по сравнению с бюджетом 2012 года до 412,1 млрд грн или на 0,4 процента. В условиях перманентной инфляции это фактически означает, что реальные планируемые расходы снижаются на 7-9 или более процентов.
Следует отметить, что расходы в госбюджете сгруппированы по министерствам и ведомствам, а не по целевым направлениям, что во многом усложняет их анализ. Однако какие-то выводы можно сделать.
Традиционно высокий удельный вес
в общей структуре расходов занимают
расходы Министерства финансов: 159,7
млрд грн или 38,8 процента. Это в
первую очередь объясняется
На втором месте по расходам Министерство социальной политики: 89,1 млрд грн или 21,6 процента. Львиную долю его расходов занимает финансирование Пенсионного фонда (83,2 млрд грн). Обращает на себя внимание рост расходов Минсоцполитики на 19,0 млрд грн, что в первую очередь связано с ростом финансирования Пенсионного фонда (18,7 млрд грн). Как известно, Пенсионный фонд Украины имеет хронический дефицит. Однако способы его устранения, которые выбрала власть, нельзя назвать такими, которые отвечают интересам народа (пример – повышение пенсионного возраста).
На третьем месте по расходам Министерство образования и науки, молодёжи и спорта: 25,3 млрд грн (6,1%). Следует отметить, что запланировано снижение его расходов на 2,0 млрд грн по сравнению с бюджетом прошлого года. Остаётся непонятным, как это согласуется с пунктом предвыборной программы Партии регионов, согласно которому данная партия обязуется обеспечить качественное и доступное образование, стипендии на уровне минимальной зарплаты, повышение зарплаты работникам образования минимум на 20% ежегодно, полную компьютеризацию и подключение к Интернету всех школ.
Запланирован рост по следующим статьям расходов бюджета: Министерство социальной политики (19,0 млрд грн или 27,2%); финансирование Пенсионного фонда (18,7 млрд грн или 29,1%); дотации и субвенции местным бюджетам (7,7 млрд грн или 7,6%); Государственное агентство автомобильных дорог (6,5 млрд грн или 69,3%); Министерство финансов (6,5 млрд грн или 4,2%); Министерство здравоохранения (2,8 млрд грн или 39,2%); Министерство внутренних дел (1,5 млрд грн или 10,2%); высшие органы власти (Верховная рада, президент, Кабинет министров, суды, прокуратура) (0,6 млрд грн или 6,1%); облгосадминистрации, Совет министров АРК, Севастопольская горгосадминистрация (0,4 млрд грн или 16,5%); Министерство юстиции (0,3 млрд грн или 6,9%); Министерство экологии и природных ресурсов (0,1 млрд грн или 2,2%).
Запланировано снижение по следующим статьям расходов бюджета: прочие расходы (13,6 млрд грн или 33,2%); Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ (12,9 млрд грн или 66,4%); Министерство энергетики и угольной промышленности (9,1 млрд грн или 47,9%); Министерство образования и науки, молодёжи и спорта (2,0 млрд грн или 7,5%); Министерство обороны (1,1 млрд грн или 6,5%); Министерство чрезвычайных ситуаций (0,3 млрд грн или 5,6%); Министерство аграрной политики и продовольствия (0,2 млрд грн или 2,5%).
В целом можно сделать вывод, что продолжается политика расходов прошлых лет. Государственные инвестиции в экономику почти отсутствуют. Так, на Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами выделено всего 409,1 млн грн, из них 341,4 млн грн – на мероприятия по созданию сети региональных перинатальных центров, 36,0 млн грн – на мероприятия по формированию позитивного инвестиционного имиджа Украины, 31,7 млн грн – на руководство и управление. В общем же согласно статистической информации средства госбюджета занимают 5-6 процентов от общего объёма капитальных инвестиций. В нормальной ситуации госбюджет должен быть не только средством финансирования социальных программ и содержания государственного аппарата, но и инструментом развития экономики, инструментом создания инновационных производств и новых рабочих мест.
4.Проблемы и перспективы государственного бюджета по расходной части.
Первое с чем сталкивается государство - это нецелевое использование средств. Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Украине стало массовым явлением. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.
Следует добавить, что осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе. А повышение оплаты труда государственных служащих проводить только в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.
Огромная проблема украинского бюджета - его обремененность социальными выплатами. В начале 1990-х резкое падение доходов и уровня жизни большей части населения спровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. Это продолжалось и в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать, что ни уровень реальных заработных плат, ни уровень пенсий до сих пор не соответствует уровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения и уровень жизни в 1990 году не были высокими.
За последнее 10 лет в Украине произошло значительное увеличение расходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования). Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.
По независимым оценкам и прогнозам, рост ВВП в 2013 году составит 0% (годом ранее - 4,2%), инфляция – 4,1% (9,1%), дефицит сводного бюджета - 4% ВВП (ранее -6%), госдолг - 40,5% ВВП (на конец 2012 года - 40%).
К сильным кредитным сторонам Украины агентства относят относительно низкий уровень долга правительства и хорошо образованную рабочую силу с низкой зарплатой, тогда как кредитными проблемами являются неопределенность с текущей программой МВФ и подвергающаяся стрессам банковская система из-за большого внешнего долга и слабой экономики.
Прогноз по банковской системе
Украины остается негативным, отражая
очень высокий уровень
В государственном бюджете Украины на 2013 год заложены рост ВВП на 0%, уровень инфляции – 3,4%, дефицит бюджета - 3,08% ВВП.
5.Заключение
Расходы бюджета - особенная экономическая категория, которая отображает отношения с целью учета затрат государства на осуществление своих полномочий. Расходы бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами органов государственной власти.