Бюджетное финансирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 3
1. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения государства и фирмы 3
2. Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности 8
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 15
1. Бюджет развития и принципы его формирования 15
2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития 16
Глава 3. Формирование государственной инновационной
политики в зарубежных странах. 18
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Содежание

 

Введение                                    2

 

Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности   3

 

  1.  Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения  государства и фирмы  3
  2. Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности           8

 

Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности                   15

 

  1. Бюджет развития и принципы его формирования            15
  2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития                16

 

Глава 3. Формирование государственной инновационной

политики в зарубежных странах.                18

 

Заключение                   22

 

Список литературы                  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях инновационная  деятельность в той или иной степени  присуща любому производственному  предприятию. Даже если предприятие  не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить  замену морально устаревших технологий и продуктов.

Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что  такая деятельность является очень  сложной, сочетающей в себе разнообразные  научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной  поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта  в данной области.

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:

определение понятия инновационной  деятельности;

рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;

определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;

сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования  и поддержки инновационной деятельности;

 

Объектом исследования выступает «Зеленоград».

Предмет исследования: вопросы государственного регулирования инновационной деятельности и государственной поддержки  инновационных проектов.

Решение всех вышеуказанных задач, на наш взгляд, позволит сделать  выводы о значимости инновационной  деятельности в современной экономической  ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций  и способы поддержки их развития.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности

 

1. Необходимость  финансирования инновационной деятельности  из централизованных источников  с точки зрения  государства  и фирмы

 

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности"1. В целом все источники финансирования инновационной деятельности (c позиций коммерческой фирмы) принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов2.

Среди вышеперечисленных  источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства3. Государством из бюджета осуществляется выделение средств на поддержание объектов ГРЭ. Объекты ГРЭ - это такие явления и механизмы общественной жизни, функционирование которых не обеспечивается  коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет - это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны). "Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ" [4, 317-318]. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ4.

Для наглядности  основные источники для прямого  финансирования инновационной деятельности государством изображены на схеме 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1: Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ

 

 



 

 


 

 




 

 

 

 

                                                                финансовые  средства                                                                


                                            

         финансовые  средства                                                            финансовые             


средства

 

 

 

 

Как можно  видеть, государство выступает в  роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной  политики государство воздействует на производственные инновации и  инвестиционный климат. В современном  промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в  национальном доходе5.

Государство заинтересовано в поддержке  инновационной деятельности науки  по следующим причинам:

1. необходимость  проведении фундаментальных исследованиях,  почти не выполняемых частным  бизнесом в связи с длительными  сроками проведения, неопределенностью  затрат, результатов и сроков, а  также из-за того, что результаты  фундаментальных исследований не  имеют коммерческого значения  и риска того, что результаты  фундаментальных исследований могут  оказаться у конкурентов;

2. необходимость  осуществления масштабных дорогостоящих  проектов, для проведения которых  у отдельных фирм может быть  недостаточно средств;

3. необходимость  проведения НИОКР в отраслях  с высокой долей государственной  собственности или в приоритетных  для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство  очистных сооружений);

4. необходимость  проведения НИОКР военного значения  и в области разработки космической  техники.

 

Авторы монографии "Экономика  предприятия" под редакцией Горфинкеля В.Я. и Швандара В.А. тоже в какой то степени дают ответ на этот вопрос, говоря, что инновации есть своеобразные инвестиции в процесс производства, выражающиеся в виде технических новшеств, изобретений и рационализаторских предложений. Государству это в некоторой степени выгодно и поэтому оно стимулирует инновационную деятельность, предоставляя госзаказы на проведение НИОКР, гранты организациям-исполнителям НИОКР, выделяя средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и просто формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности (это включает в себя формирование нормального финансового рынка, законодательное регулирования отношений в инновационной сфере и поощрение экспорта наукоемкой технической продукции)6. Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: получение максимального и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Принципиально новым в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов и формирование состава таких проектов по принципу конкурсности и возвратности. Объектами прямой государственной финансовой поддержки в инновационной сфере являются:

1. НИОКР  оборонного производства или  военного характера, космические  исследования. Результаты профинансированных  оборонных НИОКР могут быть  использованы либо по прямому  назначению, т.е. для организации  и производства новой техники  и вооружений (при этом может  преследоваться следующие две  цели - поставка новых видов военной  техники в действующую армию  и экспорт военной техники  за рубеж) или запатентованы  и также экспортировав за рубеж.  Оборонные НИОКР могут также  использоваться в производстве  необоронной продукции. Это так  называемые критические технологии  двойного назначения;

2. НИОКР  гражданского назначения, как-то: финансирование  фундаментальных и крупных прикладных  исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); важнейшие НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инструментарий  государственного финансирования  инновационной деятельности7

 

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными  средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:

 

Схема 2: Методы финансирования государством инновационной 

деятельности 

 


 

 


 

 

 

 

 

При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации,  относящиеся к оборонному сектору  экономики, занятые разработкой  новой и совершенствованием существующей  военной техники и вооружений;

2) организации,  подавляющая доля работ которых  не может ориентироваться на  коммерческие критерии ни в  целом, ни на ближайший период  времени, но существование и  развитие которых жизненно важны  для общества. Речь идет об  организациях непроизводственной  сферы (например,  здравоохранения,  образования, культуры, экологии), выполняющих  работы, направленные на улучшение  условий жизни и труда. Для  государственных нужд, а также  об академических и вузовских  организациях в части тех работ,  которые в силу своего перспективного  характера и неизбежного риска,  неопределенности затрат и результатов  не могут, как правило, представлять  интереса для коммерческих заказчиков;

3) ориентированные  на получение прибыли субъекты  хозяйствования, занимающиеся инновационной  деятельностью, среди которых  можно выделить предприятия, а  также научные организации, имеющие  неплохой научно-технический потенциал  и сохранившие свою самостоятельность  (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия8.

Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Выделяют следующие 3 формы поддержки  проектов государством:

1. предоставление  кредитных ресурсов на основе  возвратности, срочности и платности;

2. то  же самое на условиях закрепления  в государственной собственности  части акций, создаваемых "под  проект" акционерных обществ;

3. предоставление  гарантий возмещения части вложенных  инвестором средств в случае  срыва выполнения проекта не  по вине первого. Такими инвесторами  являются уполномоченные банки,  при этом обеспечением выдаваемых  ими кредитов являются поручительства  Министерства финансов РФ.

Стоит также  отметить, что предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсности, возвратности, срочности, платности  и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также  обязательным условием является тот  факт, что сам инициатор проекта  должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых  средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит  от форм финансирования проектов и  от категории проектов.

 

Финансирование инновационной  деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных  и внебюджетных фондов финансирования НИР и ОКР. Среди бюджетных  фондов выделяют:

I. Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ). Фонд был создан постановлением Правительства РФ в 1996 г. и получил статус государственной некоммерческой организации. Государственные инвестиции для него выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% от государственных централизованных капиталовложений. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.

Информация о работе Бюджетное финансирование инновационной деятельности