Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
Введение 2
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 3
1. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения государства и фирмы 3
2. Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности 8
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 15
1. Бюджет развития и принципы его формирования 15
2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития 16
Глава 3. Формирование государственной инновационной
политики в зарубежных странах. 18
Заключение 22
Список литературы 23
Содежание
Введение
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 3
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 15
Глава 3. Формирование государственной инновационной
политики в зарубежных странах. 18
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Таким образом, вопросы управления
инновационной деятельностью
Целью данной курсовой работы являются:
изучение зарубежной практики государственной
поддержки инновационной
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной
практики государственного регулирования
и поддержки инновационной
Объектом исследования выступает «Зеленоград».
Предмет исследования: вопросы государственного
регулирования инновационной
Решение всех вышеуказанных задач, на наш взгляд, позволит сделать выводы о значимости инновационной деятельности в современной экономической ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций и способы поддержки их развития.
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности
1. Необходимость
финансирования инновационной
В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности"1. В целом все источники финансирования инновационной деятельности (c позиций коммерческой фирмы) принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов2.
Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства3. Государством из бюджета осуществляется выделение средств на поддержание объектов ГРЭ. Объекты ГРЭ - это такие явления и механизмы общественной жизни, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет - это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны). "Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ" [4, 317-318]. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ4.
Для наглядности основные источники для прямого финансирования инновационной деятельности государством изображены на схеме 1:
Схема 1: Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ
финансовые
средства
средства
Как можно видеть, государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе5.
Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:
1. необходимость
проведении фундаментальных
2. необходимость
осуществления масштабных
3. необходимость
проведения НИОКР в отраслях
с высокой долей
4. необходимость
проведения НИОКР военного
Авторы монографии "Экономика предприятия" под редакцией Горфинкеля В.Я. и Швандара В.А. тоже в какой то степени дают ответ на этот вопрос, говоря, что инновации есть своеобразные инвестиции в процесс производства, выражающиеся в виде технических новшеств, изобретений и рационализаторских предложений. Государству это в некоторой степени выгодно и поэтому оно стимулирует инновационную деятельность, предоставляя госзаказы на проведение НИОКР, гранты организациям-исполнителям НИОКР, выделяя средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и просто формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности (это включает в себя формирование нормального финансового рынка, законодательное регулирования отношений в инновационной сфере и поощрение экспорта наукоемкой технической продукции)6. Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: получение максимального и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Принципиально новым в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов и формирование состава таких проектов по принципу конкурсности и возвратности. Объектами прямой государственной финансовой поддержки в инновационной сфере являются:
1. НИОКР
оборонного производства или
военного характера,
2. НИОКР
гражданского назначения, как-то: финансирование
фундаментальных и крупных
2. Инструментарий
государственного
Государственное
участие в инновационной
Схема 2: Методы финансирования государством инновационной
деятельности
При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:
1) организации,
относящиеся к оборонному
2) организации,
подавляющая доля работ
3) ориентированные
на получение прибыли субъекты
хозяйствования, занимающиеся инновационной
деятельностью, среди которых
можно выделить предприятия, а
также научные организации,
Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.
Выделяют следующие 3 формы поддержки проектов государством:
1. предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;
2. то
же самое на условиях
3. предоставление
гарантий возмещения части
Стоит также
отметить, что предоставление государством
средств осуществляется на основе конкурсности,
возвратности, срочности, платности
и обеспеченности, причем в конкурсном
отборе участвуют бизнес-планы
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных и внебюджетных фондов финансирования НИР и ОКР. Среди бюджетных фондов выделяют:
I. Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ). Фонд был создан постановлением Правительства РФ в 1996 г. и получил статус государственной некоммерческой организации. Государственные инвестиции для него выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% от государственных централизованных капиталовложений. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.
Информация о работе Бюджетное финансирование инновационной деятельности