Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования..…………….4
2. Принципы бюджетного права ………………….………………………………11
3. Бюджетные правоотношения: понятие и виды ……….……………………….14
4. Источники бюджетного права ………………………………………………….18
5. Закон о государственном бюджете: понятие и особенности ……………...…23
Заключение……………………………………………………………...…….….....28
Список используемой литературы……………………………………….…...…...29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_Бюджетная система РФ.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» установлено, что акты Президента РФ и Правительства РФ, принятые после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и влекущие за собой непредусмотренные расходы за счет средств федерального бюджета, должны содержать норму, предусматривающую осуществление финансирования в следующем за текущим финансовом году. Принятые нормативные акты подобного содержания учитываются Правительством РФ в процессе составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Особое внимание следует обратить на соответствие федеральному закону о федеральном бюджете законопроектов, предусматривающих введение налогов, изменение финансовых обязательств государства, а также расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ такие законопроекты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

Закон о бюджете  принимается в рамках особой законодательной процедуры, качественной чертой которой является регламентация нормативными правовыми актами — Конституцией РФ, БК РФ и законодательством субъектов РФ. В Российской Федерации бюджетное законотворчество представляет собой элемент бюджетного процесса. В свою очередь, бюджетное законотворчество является частью государственного правотворчества. Таким образом, процедура по принятию закона о бюджете осуществляется в порядке общего законотворчества, но имеет принципиальные особенности.

Во-первых, в  соответствии со ст. 114 Конституции  РФ, п. 1 ст. 185 БК РФ и ст. 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве  Российской Федерации» право законодательной инициативы принадлежит Правительству РФ, т. е. исполнительной ветви власти. Законодательство устанавливает жесткие требования к содержанию проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и определяет состав показателей, перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета (ст. 181, 182, 192, 193 БК РФ).

Во-вторых, законопроект о федеральном бюджете одновременно вносится в Государственную Думу и представляется Президенту РФ (п. 1 ст. 194 БК РФ).

Характерной особенностью рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете следует считать распределение функций между Советом Федерации, комитетами Государственной Думы, другими субъектами права законодательной инициативы и Счетной палатой РФ. Счетная палата РФ дает заключение по проекту закона о федеральном бюджете, остальные органы имеют право вносить в него замечания и предложения (ст. 196 БК РФ). Посредством подобного разграничения достигается наиболее компетентное, быстрое и одновременно полное рассмотрение законопроекта о федеральном бюджете.

Регламентированные  Конституцией РФ и БК РФ стадии правового оформления основного финансового плана государства ежегодно повторяются в неукоснительной последовательности, образуя тем самым замкнутый круг законотворчества относительно бюджета. Как упоминалось выше, юридическое значение периодичности бюджета состоит в том, что он сохраняет свою силу в течение времени своего действия. После окончания бюджетного года бюджет перестает существовать, независимо от степени его выполнения, уступая место бюджету следующего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. Построение бюджетной системы  подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным  кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

Рассмотрев  бюджетную систему и бюджетное  устройство, можно сделать некоторые  выводы.

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом бюджет объединяя в себе основные финансовые категории является ведущим звеном финансовой системы любого государства.

Список  использованных источников и литературы

1. Финансовое  право России – Крохина Ю.А. 2-е издание 2004.

2. Бюджетный кодекс  Российской Федерации. 31 июля 1998 года N 145-ФЗ с изменениями от 09.02.2009 N 17-ФЗ.

3. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007.

4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2008.

5. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2006.

6. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной - М., Юнити,- 2007 г.

7. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – М.: КноРус, 2009.

8. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

9. Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2009.

10.  Мальцев В.А. Финансы и право. – М.: Академия, 2008.

11. Свищева В.А., Жирова Г.В. Бюджетная система России. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.


Информация о работе Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования