Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу.
Введение 3
1. Бюджетный процесс Российской Федерации 6
1.1. Составление проекта бюджета 6
1.2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете 8
1.3. Исполнение бюджетов 11
1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 15
2. Бюджетное право Российской Федерации 16
Заключение 18
Перечень использованных источников информации 21
Предметом регулирования Бюджетным Кодексом являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля над их исполнением.
Бюджетный Кодекс регулирует все бюджетные отношения, складывающиеся на территории РФ в комплексе. Нормы Бюджетного Кодекса устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля
Предмет правового регулирования федерального закона о бюджете имеет конституционную значимость, предопределяющую необходимость установления на конституционном уровне гарантий своевременности, действенности, социально-экономической обоснованности и исполнимости бюджетно-финансовых решений.
В бюджетном праве проявляется действие общеправового принципа о применении бюджетного законодательства к отношениям, возникшим после введения этого законодательства в действие. Бюджетное законодательство обратной силы не имеет, за исключением некоторых норм, подробно описанных в Бюджетном Кодексе.
В настоящее время Российская Федерация в целом соответствует лучшей мировой практике правового обеспечения бюджетного процесса; как и в большинстве стран, соответствующие бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов или иных решений представительных (законодательных) органов власти.
Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является бюджетная стратегия – создание и контроль баланса налоговой нагрузки и результативности государственных расходов.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности служит реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется, прежде всего, угрозой бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций (прежде всего, демографических). Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту социальных расходов (на пенсионное обеспечение, здравоохранение и т.д.), замедлению роста экономики и снижению доходов бюджета.
В России проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только старением населения, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добычи и экспорта нефти и газа) и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках.
Структурные сдвиги, связанные со сравнительно медленным ростом нефтегазового сектора, а также повышение реального обменного курса рубля приводят к сокращению удельного веса этого сектора в экономике. В условиях, когда налоговая нагрузка в данном секторе значительно превышает нагрузку в других секторах, указанная тенденция ведет к сокращению бюджетных доходов. К этому добавляются колебания цен на углеводороды, существенно воздействующие на поступление налогов из нефтегазового сектора.
Кроме того, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов.
Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования данных предыдущих лет. Важно также, что большинство мер, позволяющих сократить уровень расходов, сохранив уровень качества оказываемых государственных услуг, предполагают реформирование соответствующего сектора экономики. Такие структурные реформы имеют длительный срок реализации. Долгосрочное планирование позволяет своевременно выявить их необходимость и взвешенно подойти к реализации.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует также прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования
Проведение всесторонней реформы межбюджетных отношений, включающей четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки регионов, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетной обеспеченности позволяет повысить «целевой» характер бюджета, в большей степени отразить приоритеты социально-экономического развития.
К приоритетным направлениям данной реформы можно отнести, в частности, развитие человеческого капитала (здравоохранение и образование) и расширение инфраструктуры, обеспечивающей как нужды населения, так и ускоренное развитие производства. Успешным примером финансирования приоритетных направлений могут служить национальные проекты.
В последние годы значительно активизировалось государственная политика поддержки экономического роста. Создан Инвестиционный фонд, Российский банк развития, опережающими темпами росли расходы на национальную экономику. Важно, что увеличение расходов сопровождалось развитием новых форм реализации государственных инвестиций. Так, все проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда, осуществляются на началах государственно-частного партнерства.
Использование принципов бюджетирования, ориентированного на результаты позволяет сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочия и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу.
Проведение ответственной