Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность бюджетно-налоговой политики государства и рассмотреть ее особенности на примере Республики Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить цели бюджетно-налоговой политики;
- рассмотреть виды и инструменты фискальной политики;
- проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
- изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………… 3
1 Бютжетно-налоговая политика государства………………………... 5
Краткосрочные и долгосрочные цели бютжетно-налоговой
политики и ее инструменты…………………………………………… 5
1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика…….....7
2 Дискреционная фискальная политика………………………………11
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор
государственных закупок………………………………………………11
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние
на совокупный выпуск………………………………………………….13
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор………………….15
3. Недискреционная фискальная политика: “встроенные
стабилизаторы”………………………………………………………….17
4. Эффективность фискальной политики. Особенности
бютжетно-налоговой политики в Республике Беларусь …………….19
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы…………………………
Бюджетно-налоговая политика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Бютжетно-налоговая политика государства………………………... 5
политики и ее инструменты…………………………………………… 5
1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика…….....7
2 Дискреционная фискальная политика………………………………11
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор
государственных закупок………………………………………………11
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние
на совокупный выпуск………………………………………………….13
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор………………….15
3. Недискреционная фискальная политика: “встроенные
стабилизаторы”…………………………………………
4. Эффективность фискальной политики. Особенности
бютжетно-налоговой политики в Республике Беларусь …………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной политикой, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
Бюджетно-налоговая политика (фискальная) представляет собой, совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Методологические основы бюджетно-налоговой политика государства были заложены Дж.М. Кейнсом в начале XX века. В современных условиях фискальная политика считается наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Данную политику в стране проводит проводят законодательные органы и правительство, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.
Национальная экономика любого государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговое регулирование, зависит экономическое благосостояния отдельного домохозяйства и развитие экономической системы в целом. Таким образом, от того, насколько эффективна система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность бюджетно-налоговой политики государства и рассмотреть ее особенности на примере Республики Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить цели бюджетно-налоговой политики;
- рассмотреть виды и инструменты фискальной политики;
- проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
- изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;
Объект исследования: бюджетно-налоговая политика. Предмет исследования: характерные черты и направления реализации бюджетно-налоговой политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели и решение задач предопределил использование таких научных методов исследования как, диалектический метод познания, исторический подход, методы логического и системного анализа, сравнительного анализа, а также другие научные приемы и методы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам бюджетно-налоговой политики, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, статистическая информация.
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСДАРСТВА
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бютжетно-налоговой
политики и ее инструменты
Потребность в разработке и систематическом проведении экономической политики правительством усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Основными задачами экономической политики государства, в условиях рыночной экономики стали обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Таким образом, бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, как часть экономической политики государства, определяется как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на решение соответствующих задач социально-экономического развития.
В цивилизованной стране бюджетно-налоговая политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.
Направления фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества [1. с. 80].
Цели бюджетно-налоговой политики можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Долгосрочные цели связаны с общей стратегией экономического развития страны, и, как правило, к ним относятся следующие:
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- обеспечение полной занятости ресурсов;
- обеспечение стабильного уровня цен.
В краткосрочном периоде, цели бюджетно-налоговой политики определяются макроэкономической ситуацией в стране, в зависимости от экономического цикла. К таким целям можно отнести:
- решение проблемы циклической безработицы;
- сдерживания инфляции;
- принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
- управление государственным долгом;
- сглаживание циклических колебаний экономики и др.
Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:
1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.
2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
3) трансферты.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
Необходимо отметить, что бюджетно-налоговая политика направлена, в первую очередь, на регулирование совокупного спроса. Именно, совокупный спрос, согласно кейнсианской концепции, определяет экономический рост.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I) [2. с. 127].
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также
увеличивает совокупный спрос. С
одной стороны, поскольку при
увеличении социальных трансфертных выплат
увеличивается личный доход домохозяйств,
а, следовательно, при прочих равных
условиях растет располагаемый доход,
что увеличивает
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Причем, согласно кейнсианской модели, все инструменты бюджетно-налоговой политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно бюджетно-налоговой политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
Как отмечалось выше, стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Принято выделять долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную фискальную политику (рис. 1.1) [2. с. 128].
Рисунок 1.1 - Основные виды фискальной политики
Источник [2]
В том случае, когда фискальная
политика выстраивается в зависимости
от фазы промышленного цикла, называется
антициклической. В рамках такой
конъюнктурной политики принято
различать стимулирующую и
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному.
Рисунок 1.2 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики
Источник [10]
Стимулирующая фискальная политика применяется, когда в экономике страны начинается спад (рис. 1.2 (а)). Цель бюджетно-налоговой политики на данной фазе экономического цикла, сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы, и она направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов [10. с. 91].
При этом правительство может
стимулировать рост совокупного
спроса, как через использования
всех инструментов одновременно, так
и через один из них, например увеличить
государственный закупки, при этом
оставив неизменными налоги и
трансферты. Применение тех или иных
мер бюджетно-налоговой
Если бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, т. е. на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.
При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано на рис. 1.2 (а), что приведет к росту реального объема производства, и одновременно сокращается безработица.
Есть и альтернативный путь: для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо, правительство может снизить налоги. Если сокращаются индивидуальные налоги, то это приведет к росту дохода домашних хозяйств и как следствие, к росту потребительских расходов и сбережений домашних хозяйств. При этом, рост потребительских расходов (а следовательно и совокупного спроса) будет зависеть от предельной склонности к потреблению, т.е от той части дохода которая будет направлена на потребление.
Необходимо отметить, что для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. Чем меньше величина предельной склонности к потреблению, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.