Бюджетные права органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является комплексный анализ бюджетных прав органов государственной власти и особенностей их осуществлени. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач: - провести характеристику бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть основные бюджетные права органов государственной власти;
- изучить особенности бюджетных полномочий органов власти субъектов Российской Федерации;
- провести анализ современного этапа развития бюджетных правоотношений и выработать рекомендации по совершенствованию их правового регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Бюджетные полномочия органов государственной власти 15
2.2. Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации 18
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Готовая Курс БП Бюджетные права органов государственной власти РФ.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система Российской Федерации имеет следующую структуру:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

В условиях федеративного  государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом8.

В целях обеспечения  единства подходов в организации  бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности  системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств. Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности  осуществления воли государства, его  властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.

Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма. Бюджет выполняет следующие основные функции:

  • перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Перераспределение ВВП осуществляется через две  взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов  бюджета и использование бюджетных  средств – осуществление расходов9.

Доходы бюджета  – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП, созданного в процессе общественного производства.

Доходы могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

Расходы бюджета  – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

В бюджете  определяются только размеры бюджетных  расходов по разделам статьям и видам  расходов. Непосредственное осуществление  расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета10.

Регулирующая  и стимулирующая функция бюджета связана с использованием бюджетных средств для создания условий экономического роста через финансирование или бюджетное кредитование приоритетных отраслей или путем установления в нормативном акте о бюджете сниженных ставок налоговых изъятий в этих отраслях.

Средства  бюджета являются основным источником финансирования учреждений, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности. Через предоставление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также через финансирование целевых программ различного уровня государственные и муниципальные органы обеспечивают реализацию полномочий и функций соответствующего уровня.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и призвана обеспечить государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

2.1. Бюджетные полномочия органов государственной власти

 

Как уже отмечалось выше, бюджетная система Российской Федерации представлена тремя уровнями: федеральным, уровнем субъектов РФ и уровнем местного самоуправления.

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений определена Бюджетным кодексом. Отдельные  вопросы, прежде всего распределение  доходных источников и средств на выравнивание бюджетной обеспеченности по уровням бюджетов прописываются в документах о бюджетах на очередной год.

Федеральные органы государственной власти в  соответствии с Бюджетным кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление  порядка разграничения расходных  обязательств Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение основ формирования доходов и  осуществления расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление  нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление  порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

установление  порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;

установление  бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации  и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;

установление  единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

установление  оснований, видов ответственности  и порядка привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

В полномочиях  Российской Федерации по отношению  к субъектам РФ необходимо отметить один принципиальный момент: субъектам  РФ предоставляется свобода в  формировании и исполнении бюджетов, однако, что касается заимствований, то это утверждается федеральным законодательством. Такое ограничение представляется оправданным, направленным на то, чтобы заимствования субъектов РФ не могли бы осуществляться без федерального контроля11.

Органы  местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление  порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения  и исполнения местного бюджета, осуществления  контроля за его исполнением и  утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление  и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов  из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

детализация объектов бюджетной классификации  Российской Федерации в части, относящейся  к соответствующему местному бюджету;

в случае и  порядке, предусмотренных настоящим  Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные  полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к  бюджетным полномочиям органов  местного самоуправления.

Кроме того, кодекс предусматривает  ряд дополнительных полномочий для  органов местного самоуправления муниципальных  районов и органов местного самоуправления поселений, связанные главным образом  с установлением порядка взаимоотношений между уровнями муниципальной системы в части распределения регулирующих налогов и трансфертов между уровнями местного самоуправления.

 

 

2.2. Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 

Бюджетная компетенция  субъекта Российской Федерации как бы «распределяется» между различными органами государственной власти этого субъекта соответственно назначению и специализации каждого из них, месту органа в общей системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом еще раз подчеркнем, что бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации нельзя рассматривать как совокупность бюджетных компетенций органов государственной власти этого субъекта. Так, право на бюджет является исключительным правом субъекта Российской Федерации, которое не может быть передано или делегировано какому либо конкретному органу данного субъекта. Другое дело, что данное полномочие в целях своей практической реализации делится на более мелкие полномочия, которые рассредоточиваются по различным звеньям государственного аппарата субъекта Российской Федерации12.

Информация о работе Бюджетные права органов государственной власти РФ