Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:24, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблемы дефицита бюджета и государственного долга как в теоретическом плане, так и в практическом.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрытие экономической сущности бюджетного дефицита;
- ознакомление с его причинами и видами;
- рассмотрение такой экономической категории как государственный долг;
- выявление проблем финансирования бюджетного дефицита;
- анализ бюджетного дефицита и государственного долга в России.
Какие санкции применяются к тем, кто нарушает налоговое законодательство? Налогоплательщик несет финансовую, административную и уголовную ответственность. С предприятия взыскиваются вся сокрытая или заниженная прибыль и штраф в том же размере, а при повторном нарушении штраф удваивается. За несвоевременное представление налоговой и бухгалтерской отчетности, а также за нарушения в ведении учета, в результате которых оказались заниженной налогооблагаемая база, взимается штраф. Идет и пени за просрочку уплаты налога - 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа. Налоговые органы наделены правом взыскивать налоговые платежи в бесспорном порядке, т.е. даже если налогоплательщик не согласен с их решением (впрочем, он вправе обжаловать их решение через суд). По распоряжению налоговой инспекции банк списывает соответствующие суммы со счета предприятия, допустившего недоимку или не заплатившего штраф по налогам. Если денег не оказалось на рублевом счете, они будут списаны с валютного счета. Если и валютный счет пуст, то может быть возбуждено дело о банкротстве предприятия, арестовано и продано его имущество в счет погашения долгов. А руководитель, не способный обеспечить нормальную финансовую деятельность предприятия, может лишиться своего кресла. Сегодня налоговая инспекция и налоговая полиция зачастую выступают в роли "охотников", а налогоплательщики - в роли "дичи" и практически бесправны перед первыми. Любая ошибка (а нарушения налогового законодательства происходят прежде всего вследствие его сложности и запутанности) карается жесткими финансовыми санкциями, которые нередко ставят налогоплательщиков на грань разорения. При этом не делаются различия между умышленной неуплатой налога и его недоплатой в результате ошибки в определении налогооблагаемой базы или в бухгалтерских документах, а также неправильного применения льгот. В новом Налоговом кодексе предусматривается сокращение величины штрафов. А если налогоплательщик сам до проверки налоговым органом выявил недоплату налога, внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам, то штраф вообще не будет взиматься. Однако за умышленную неуплату налога штраф возрастет втрое. Но эта санкция будет применяться только по решению суда. Немаловажно и то, что налогоплательщик получит возможность в двухнедельный срок со дня вручения ему предписания налогового органа о применении финансовых санкций обратиться с иском в арбитражный суд. И до принятия решения по иску взыскания санкций в бесспорном порядке не будет. До сих пор налоговые органы не только не давали консультаций налогоплательщикам, но даже были материально заинтересованы в том, чтобы они платили налоги неправильно. Ведь в фонд социального развития налоговой инспекции и налоговой полиции поступало 10% недоимок, выявленных в ходе налоговых проверок, и 30% от начисленных финансовых санкций. Теперь с этим будет покончено. Налогоплательщик сможет получать бесплатно в налоговом органе информацию о подлежащих уплате налогах, о формах установленной отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Налоговым инспекциям также вменяется в обязанность разъяснение применения законодательных и иных нормативных актов о налогах, а также порядке исчисления и уплаты налогов. Иначе говоря, налоговые органы должны стать не только контролерами, но и организаторами правильного и обоснованного сбора налогов. Соответственно стимулирование налоговых инспекторов будет зависеть от общего объема собранных налогов, а не от спровоцированных огрехов.
В работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные черты этих проблем применительно к российским условиям.
Исполнение федерального бюджета
происходило в условиях восстановительных
тенденций в производстве, обусловленных
оживлением промышленного производства,
расширением
Что касается бюджета - 2007, то он отличается от бюджета текущего года двумя моментами. Во-первых, желанием подтянуть развитие социальной сферы, во-вторых, увеличением государственного финансирования инвестиционных программ. Дело в том, что в прошлом году правительство посчитало целесообразным вкладывать государственные средства в основном в непроизводственную сферу, куда частные инвестиции идут с большой "неохотой". А в промышленности и сельском хозяйстве участвовать лишь в высокоэффективных проектах с быстрой окупаемостью. Надежды не оправдались, средств на инвестиционные программы оказалось явно недостаточно. И хотя бюджет планируется бездефицитным, средств может не хватить и в новом году16.
В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема госдолга.
Внутренний долг 2002-ого года по сравнению с прежним несколько уменьшился, что связано с переоформлением векселей Минфина России на более длительные сроки, однако увеличение привлечения внутренних средств (в частности, по ГКО) для погашения внешнего долга говорит о том, что внутренний долг по прежнему актуален.
Произошло и сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Что касается возникшей проблемы дефолта в 2007 году, то здесь мое мнение совпадает с мнением Кристофа Рюля: Россия сможет выплатить долги.
Существующая система займов и управления государственным долгом должна быть модернизирована на основе нового структурного деления, единой системы управления и обслуживания, а также усиление контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей бюджетной реформы. Модернизация подразумевает: законодательное определение нового разбиения государственного долга РФ по составу; согласованное деление государственного долга на внутренний и внешний; развитие механизма управления различными видами долга.
В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
1 Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 2006 г., стр. 201.
2 Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2007. - № 9 – с. 29.
3 Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2007. № 2. с. 375.
4 Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2006. № 2. с. 410.
5 Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 2007. с. 164.
6 Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А. Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2007. с. 137.
7 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2006. с. 407.
8 Экономическое развитие России № 2007 стр. 54
9 Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2007. с. 370.
10 Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 5. с. 382.
11 Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А. Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2007. с. 243.
12 Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // Рынок ценных бумаг. - 2007. - № 5. с. 236.
13 Вавилов А. В неоправданном долгу // Деньги. №17 (270) , 3 мая 2007 года
14 Рынок внутреннего государственного долга в феврале 2007 г. // РЦБ – 2000 г. – №6 – с. 36.
15 Цены российских долгов продолжают расти. // РЦБ 2007 г. № 8, с. 28.
16 Алферов В., Бондарь Т. Структура инвесторов на рынке государственного долга России далека от совершенства. // РЦБ – 2007 г. – № 8 – с. 33.