Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного процесса, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:
определить сущность бюджетного процесса;
рассмотреть бюджетную систему;
выявить направления совершенствования бюджетного процесса.
Таблица 2 - Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2013г
Таким образом при анализе бюджетного процесса в РФ на современном этапе развития можно сделать вывод о том, что после серьезного снижения ВВП России на 7,9% рост ВВП составил 4,0%.С 2011 по 2013 этот показатель возрос на 12214 млрд. руб. По данным таблицы 11 видно, что большее внимание уделяется развитию здравоохранения, обеспечению деятельности подведомственных учреждений, закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд, стационарной медицинской помощи, больницам, клиникам, госпиталям, медико-санитарным частям.
2.2 Проблемы развития бюджетного процесса РФ
За последние годы были
большие проблемы с исполнением
намеченных реформ, многие из них не
финансируются в должном
При подготовке федерального бюджета на 2012 год был рассмотрен пакет налоговых нововведений. Бизнес не раз подчеркивал необходимость корректирования налогового администрирования. Министерство финансов России совместно с представителями бизнеса, Советом по конкурентоспособности и предпринимательству должно завершить обработку этих предложений в кратчайшие сроки с тем, чтобы Правительство могло принять по этим материалам окончательное решение.
На региональном уровне реформирование
бюджетного процесса в настоящее
время находится на более низкой,
по сравнению с федеральным
Работа по реформированию бюджетного процесса зачастую не связывается с системой стратегического планирования развития соответствующих территорий и не влияет на развитие приоритетных отраслей, не скоординирована с параллельно проводимыми административной реформой и реструктуризацией бюджетного сектора, что представляется неверным.
Основными проблемами развития бюджетного процесса, которые показывают низкую эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации является:
1. Сохранение материальной и процессуальной зависимости субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований от субъектов РФ при составлении и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов;
2. Принятие финансовых решений
за рамками бюджетного процесса;
отсутствие четких процедур и механизма
планирования и исполнения федерального
и территориальных бюджетов и бюджетов
внебюджетных фондов;
3. Несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса;
4. Отсутствие прямой увязки и координации макроэкономических и бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса;
5. Неполное осознание финансовых последствий принимаемых решений.
Также проблема развития заключается в том, что уделяется малое финансирования закупкам товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. Совершенствования развития бюджетного процесса в РФ рассмотрим в следующем подпункте.
2.3 Направления совершенствования бюджетного процесса
В настоящее время бюджетный процесс в России, благодаря наличию Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к бюджетной сфере, достаточно четко регламентирован. Это позволяет законодательным органам власти во время, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительной власти – работать бесперебойно, постоянно имея необходимые финансовые ресурсы.
Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, бюджетный процесс в России и, прежде всего, его содержательная сторона нуждаются в коренном реформировании. Это обусловлено тем, что в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетныгх расходов. Непосредственно это проявляется в:
• преимущественно годовом планировании бюджетных расходов;
• планировании бюджетных средств исключительно на основе индексации ассигнований прошлых лет;
• отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
• отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
• ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
• преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям и отсутствии процедур внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
• затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
• нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.
На ликвидацию перечисленных недостатков направлена система мер, разработанная в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг.». Эта Концепция была одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249.
Главной целью Концепции является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Для реализации поставленной цели предлагается осуществить постепенный переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В настоящее время в основе системы «управления ресурсами (затратами)» лежат следующие принципы:
• бюджет формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой по статьям бюджетной классификации РФ;
• существуют жесткие бюджетные ограничения, что обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок;
• ожидаемые результаты не обосновываются;
• управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
• Концепция «управление результатами» предполагает иные принципы и подходы к управлению бюджетными ресурсами. Они состоят в следующем:
• бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики;
• бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности);
• при планировании бюджетных ассигнований основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ;
• устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана;
• формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ. Детализация программ осуществляется администраторами бюджетных средств;
• создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов – персонала, оборудования, помещений и т. д.;
• ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни;
• приоритет отдается внутреннему контролю;
• оценка результатов деятельности администраторов бюджетных средств осуществляется по достигнутым результатам.
Организация работы по
1. Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета.
2. Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств.
3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования.
4. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
5. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В рамках первого направления
Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
Четвертое – основное – направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетный расходов и поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результатыВ целях устранения этих недостатков предлагается следующая схема составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.
До 1 марта прошлошго года Правительство РФ утверждает макроэкономический прогноз (сценарные условия) на 3 года и при необходимости вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, влияющих на формирование доходов бюджетной системы РФ, а также уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития РФ, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
До 1 апреля прошлого года Правительство РФ:
• рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета действующих и бюджета принимаемых обязательств;
• утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения средств бюджета действующих обязательств по субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
• определяет приоритетные направления использования средств бюджета принимаемых обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;
• дает поручения по подготовке проектов нормативных правовых актов, влияющих на расходные обязательства РФ, а также проектов новых федеральных целевых программ.
До 1 июня прошлого года Правительство РФ рассматривает и утверждает:
• основные направления денежно-кредитной политики;
• перспективный финансовый план на 3 года и основные характеристикпроекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
• новые федеральные целевые программы;
• уточненный объем бюджета действующих обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;
• основные показатели распределения средств бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ