Дефицит бюджета и способы его покрытия. Планирование доходов и расходов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Дефицит государственного бюджета - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами. На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял от трех и более процентов от величины валового внутреннего продукта. Впервые профицит, т. е. положительное сальдо государственного бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.

Файлы: 1 файл

планирование и прогнозирование.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

1 Дефицит бюджета и  способы его покрытия

 

      Дефицит государственного бюджета - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами. На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял от трех и более процентов от величины валового внутреннего продукта. Впервые профицит, т. е. положительное сальдо государственного бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.

 

Статья 92.1. Дефицит бюджета  субъекта Российской Федерации, дефицит  местного бюджета

 

1. Дефицит бюджета  субъекта Российской Федерации,  дефицит местного бюджета на  очередной финансовый год (очередной  финансовый год и каждый год  планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

 

2. Дефицит бюджета субъекта Российской  Федерации не должен превышать  15 процентов утвержденного общего  годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в  отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете  в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

 

3. Дефицит местного бюджета не  должен превышать 10 процентов  утвержденного общего годового  объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в  отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования  о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета  поступлений от продажи акций  и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

 

4. Дефицит бюджета субъекта Российской  Федерации, дефицит местного бюджета,  сложившийся по данным годового  отчета об исполнении соответствующего  бюджета, должен соответствовать  ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета  установленных настоящей статьей  ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации  и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

5. Кредиты Центрального банка  Российской Федерации, а также  приобретение Центральным банком  Российской Федерации государственных  ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

 

      При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

 

      Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: 

 

     ● за  счет эмиссии денег;

     ● монетизация дефицита);

     ● за счет займа у населения.

 

      Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.

 

      Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что Центральный Банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

 

Достоинства такого способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения  денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

• эту меру можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

 

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

 

      Долговой способ    финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

 

Достоинства этого способа:

• он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать — это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

 

Недостатки этого способа:

• по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет  покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. 

• данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию;

• существенным недостатком  долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту.

Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

 

 Долговой способ  финансирования дефицита негосударственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

 

Достоинство этого метода состоит в возможности получения  крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

 

Недостатки этого способа:

• необходимость возвращения  долга и обслуживания долга (выплаты  как самой суммы долга, так  и процентов по долгу);

• невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты  внешнего долга;

• необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

• при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

 

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования  к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация  дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов  на управление государством.

5. Изменение системы  налогообложения.

6. Повышение роли местных  бюджетов.

Таким образом, в качестве внутренних источников покрытия бюджетного дефицита в России широко использовалась денежная эмиссия, государственные ценные бумаги, государственные сберегательные займы и прочее, а внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат международные кредиты (займы).

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Планирование доходов  и расходов государства

 

      Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нем отражаются отношения в обществе, возникающие: - между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; - между федеральными и местными органами; - между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; - между отдельными отраслями и монополиями по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство.

 

      Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. 

Налоговые доходы – федеральные, региональные и местные налоги и сборы, таможенные платежи, а также пени и штрафы.

 

К неналоговым относятся доходы:

 • от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

 • от продажи  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

 • от платных  услуг;

 • средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности;

 • в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд.

 

      Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Информация о работе Дефицит бюджета и способы его покрытия. Планирование доходов и расходов государства