Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – дать общее представление о финансовом контроле.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические основы финансового контроля 3
1.1 Понятие финансового контроля и его значение 3
1.2 Классификация видов финансового контроля 6
1.3 Формы и методы проведения финансового контроля 7
2 Финансовый контроль в России 10
2.1 Государственный финансовый контроль 10
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль 13
2.3 Развитие финансового контроля 15
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат - Финансовый контроль.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Контроль этих процессов  включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового  контроля является контроль:

  • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
  • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
  • обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
  • а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Решение задач бюджетно-финансового  контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.

Органы государственного финансового контроля можно также  классифицировать и по другим признакам, а именно:

  • по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
  • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
  • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
  • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке.

Высокие требования предъявляются  к профессиональным и моральным  качествам работников государственных  контрольных органов. В Лимской  декларации подчеркнуто, что они  «должны иметь квалификацию и  честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности».

В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан  не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже  с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров.

В целом в настоящее  время признается, что государственный  финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется.

2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный  финансовый контроль

 

Помимо государственного в странах с рыночной экономикой широко используется такая форма  финансового контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью организаций и учреждений, как аудиторский финансовый контроль.

Назначение аудиторского финансового контроля – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской  проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские  фирмы или частные профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. Аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта.

В обязанности аудитора не входит принятие санкций в отношении  руководства хозяйствующего субъектов  в случае выявления недостатков  или нарушений. Результатом проверки чаще всего является аудиторское  заключение, содержащее краткие выводы аудитора о достоверности финансовой отчетности клиента или, если это было предусмотрено договором, выводы о его финансовом положении. Максимально, что может сделать аудитор при обнаружении существенных недостатков или нарушений, - выдать отрицательное аудиторское заключение.

Все это отличает аудит  от ревизии – другого способа  проведения финансового контроля. Этот способ контроля более характерен для  органов, осуществляющих надзор за финансово-хозяйственной  деятельностью хозяйствующих субъектов – вышестоящих органов, специализированных органов государственного надзора, других органов в пределах их компетентности. В отличие от аудита ревизия проводится вне зависимости от желания руководства проверяемого субъекта и призвана устанавливать законность, достоверность, целесообразность и эффективность совершенных хозяйственных операций. По результатам ревизии к руководству проверенного субъекта могут быть применены санкции.

Поскольку аудиторское  обслуживание полностью независимо от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны, то естественным является тяготение коммерческих структур, в том числе и банков. К такой форме финансового контроля.

Основные заказчики  аудита – предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды) и объединения собственников (учредителей, акционеров), а объекты проверки – собственность акционеров и инвесторов.

Государство также часто  выступает заказчиком аудиторского контроля, привлекая независимые аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведения финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным.

В условиях еще сохранившихся  стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать  значение аудита для отечественной  экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических  преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ. С появлением в стране различных форм собственности нельзя опираться только на систему государственного финансового контроля. И в этих условиях развитию аудиторской деятельности не было альтернативы. Аудит как профессия формировался и развивался в России одновременно с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы. Основная особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В странах с давней историей аудита регулирование профессии осуществляется в основном через профессиональные объединения. Однако в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита.

Органами внутреннего  финансового контроля являются ревизионные  комиссии, которые создаются в акционерных обществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях и учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например, контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.

В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего  контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только что ревизионная комиссии (ревизор) избирается для уточнения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности внутренним документом общества (обычно – положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Таким образом, собственник  в праве существенно ограничить возможности контроллеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах

2.3 Развитие финансового  контроля

 

В развитых странах  постоянно идет процесс совершенствования государственного финансового контроля, расширяются его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы к его проведению. Так, в последние годы получили распространение аудиторские проверки, основанные на анализе результатов деятельности, а также аудит «окружения»

Повсеместно внедряется новый вид контроля –  контроль эффективности. Он зародился  в 60-х гг. в Швеции. Суть его состоит  в том, что формальная законность и бухгалтерская точность рассматриваются  не как конечная цель контроля, а лишь как его начало, предварительный этап. Основной же задачей проверки является действенность и результативность государственных операций. Те из них, которые прибыльны и внешне выгодны, но не действенны, т.е. не отвечают требованиям достижения социально-политических целей государства, при контроле отмечаются как нежелательные

Впервые об аудите эффективности в  России заговорили в 2003 г. "Главная  задача аудита эффективности - определение  социальной значимости результата использования  гос.средств", а не статистическая фиксация объемов гос.средств, израсходованных по назначению или незаконно. Так объяснил появление новшества председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании круглого стола по проблемам совершенствования финансового контроля2.

В первую очередь предметом аудита эффективности являются средства, выделяемые из бюджета всех уровней. В ходе такого аудита важно сравнить достигнутые в результате расходования бюджетных средств показатели с показателями, которые предполагалось получить при выделении указанных финансовых ресурсов. Эти показатели могут и должны закладываться при разработке и принятии как бюджета на очередной финансовый год, так и целевых федеральных и региональных социально-экономических программ.

Предметом аудита эффективности должна быть государственная и муниципальная собственность, эффективность и управление которой может проверяться как за год, так и за более продолжительный период времени. Предметом аудита должны быть также федеральные, региональные и местные законы и законодательные акты, а также нормативные акты — в целях проверки их эффективности как для экономики в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Особое внимание в ходе данного аудита должно уделяться эффективности принятого налогового законодательства, эффективности деятельности контролирующих органов за обеспечением их выполнения, а также влияния налоговой системы на эффективность экономики.

Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе проведения аудита эффективности  далеко не всегда может и должна осуществляться проверка первичных документов. По результатам аудита эффективности не может быть дан ответ на вопрос о причинах и факторах, не позволивших добиться желаемого результата. Понятно, что ответ на эти вопросы можно получить только через проведение финансового аудита. При аудите эффективности акцент делается на результат, который получен при расходовании государственных средств и использовании государственной собственности, а также при исполнении тех или иных законов.

В ходе аудита эффективности  может быть проверена эффективность использования также и внебюджетных источников финансирования. Это связано с тем, что в реализации конкретных программ наряду с бюджетными средствами могут быть задействованы и привлечённые ресурсы.

Таким образом, можно  охарактеризовать аудит эффективности как комплекс контрольных мероприятий по оценке деятельности органов исполнительной власти и организаций по мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны по их эффективному использованию в интересах налогоплательщиков, а также по эффективному использованию государственной и муниципальной собственности. Иными словами, результатом аудита эффективности является оценка экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов и государственной собственности при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач

Информация о работе Финансовый контроль