Форма государственного правления. Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Форма государственного правления — это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Содержание работы

РАЗДЕЛ 1. Форма государственного правления
Тема 1.1. Понятие и виды форм государственного правления.
Тема 1.2. Форма государственного правления в Российской Федерации и её развитие на современном этапе.
РАЗДЕЛ 2. Юридические факты
Тема 2.1. Понятие и классификация юридических фактов: по связи с волей субъекта, характеру правовых последствий, юридической природе, структуре.
Тема 2.2. Практическое задание. Изображение схемы «Виды юридических фактов».
РАЗДЕЛ 3. Практическое задание.
Определить форму государственного устройства указанных государств (Федерация, Унитарное государство, Конфедерация).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

КАМЧАТСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ВАРИАНТ №_____

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _____

 

По дисциплине____________________________________________________

Фамилия ________________________________Имя _____________________

Отчество__________________________________________________________

Шифр_______________курс________________группа___________________

Специальность______________________________________________________________________________________________________________________

Место работы______________________________________________________

Занимаемая должность_____________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата  поступления контрольной работы в техникум

«___» ___________________________201__г.

__________________________________________________________________

(фамилия  и инициалы преподавателя)

 

Оценка____________________________

Дата  проверки «___» ____________________201__ г.

Подпись преподавателя ______________________________

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

РАЗДЕЛ 1. Форма государственного правления 

Тема 1.1. Понятие и виды форм государственного правления.

Тема 1.2. Форма государственного правления в Российской Федерации и её развитие на современном этапе.

РАЗДЕЛ 2. Юридические факты

Тема 2.1. Понятие и классификация юридических фактов: по связи с волей субъекта,  характеру правовых последствий, юридической природе, структуре.

Тема 2.2. Практическое задание. Изображение схемы «Виды юридических фактов».

РАЗДЕЛ 3. Практическое задание.

Определить  форму государственного устройства указанных государств (Федерация, Унитарное  государство, Конфедерация).

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Форма  государственного правления 

  1. Форма государственного правления: понятие и виды. Форма государственного правления в Российской Федерации и её развитие на современном этапе.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления  в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления  в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форма правления  является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Форма правления  показывает:

- как создаются  высшие органы власти в государстве;

-  структуру  высших органов власти;

- принципы, лежащие в основе  взаимодействия между государственными  органами;

- особенности построения  взаимоотношений между верховной  властью и рядовыми гражданами;

- в какой мере организация  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  граждан.

Форму правления  не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Однако все вместе эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Виды форм государственного правления.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.). Власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно. Монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархии могут быть двух видов:

  1. Абсолютная. При данном виде монархии верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, где правит духовенство, сочетая в себе основные признаки традиционного католичества и современного республиканского строя).
  2. Ограниченная. При данном виде монархии государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. Ограниченная монархия, в свою очередь, делится на следующие формы:

- сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет;

- конституционная монархия – монархия, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом;

- парламентская монархия – монархия, при которой правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент. Государственное устройство же основывается на принципе разделения властей. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). Монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. (Великобритания, Япония, Дания); 

- дуалистическая монархия – монархия, при которой государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, формирующимся монархом и парламентом. Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. В данном случае высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться. Органы избирательной власти несут полную ответственность перед избирателями. Возможно досрочное прекращение полномочий. Её основные формы:

- президентская  республика. Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства. Правительство сформировывается внепарламентским путем. Присутствует чёткое, жёсткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу (США, РФ);

- парламентарная  республика. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширным. Правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства;

- смешанная  республика.  В государствах с  такой формой правления сильная  президентская власть одновременно  сочетается с наличием эффективных  мер по контролю парламента  за деятельностью исполнительной  власти в лице правительства,  которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Существуют  также смешанные, гибридные формы  правления – полупрезидентские, полупарламентские.

 

Форма государственного правления в Российской Федерации и её развитие на современном  этапе.

Форма правления  за всю историю Российского государства  прошла сложный путь развития, и  его итоги поучительны и в  первом десятилетии нового века. По-прежнему актуальны вопросы, касающиеся формы правления: она является непосредственным выразителем и содержанием государственно-политической жизни общества, не функционирует обособленно, а оказывает непосредственное влияние на такой элемент формы государства, как политический режим. Рассматривать эволюцию российской формы правления - значит изучать ее содержание, структуру и полномочия высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой, а также степень участия населения в формировании этих органов.

Особого внимания заслуживает  форма правления современного Российского  государства, порожденная условиями  переходных этапов в историческом развитии государства, кризисными ситуациями, сменой форм государственной организации. В этом случае произошла полная замена старой формы правления на новую, причем государственный аппарат был дополнен новыми государственными органами. Был изменен порядок формирования уже функционирующей системы власти, что позволило обеспечить эволюцию исторически сложившейся формы правления, а также приспособить ее к новым историческим, политическим и экономическим отношениям.

Обращение к прошлому позволяет  выявить некоторые закономерности порядка формирования, функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, а, следовательно, особенности ее исторического развития и их влияние на форму правления, закрепленную в Конституции России 1993 г.

Попытки прямого  заимствования западных моделей  на территории постсоциалистического  государства привели не только к ослаблению государственной власти, но и к ее неэффективности в новых условиях жизни. Это подтверждает, что заимствование различных институтов зарубежного конституционализма производилось путем проб и ошибок, при отсутствии научно продуманных решений.

Проблематика  формы правления России на современном  этапе заключается в сложности ее практического и теоретического обоснования, а также в определении перспективы ее развития. Существующая форма государственной власти нуждается в определенных изменениях, в частности, целесообразно скорректировать полномочия президента, парламента и правительства.

В России в период с 1917 по 1993 гг. республиканская форма  правления прошла четыре этапа развития: парламентская республика (март - ноябрь 1917 г.), советская республика (ноябрь 1917 г. - август 1991 г.), смешанная республика (август 1991 г. - ноябрь 1993 г.) и суперпрезидентская республика (декабрь 1993 г. - настоящее время).

Форма правления  современного Российского государства  соответствует этой тенденции и  представляет собой консолидацию как  заимствованных и адаптированных к  российским реалиям основных элементов форм правления западных стран, так и результаты собственного развития российской государственности, заключающегося в тяготении к централизованной исполнительной власти, что является следствием не только существующих условий, но и исторических факторов.

В современных  условиях развития Российского государства  повышается роль органов внутренних дел не только как системы обслуживания населения (борьба с преступностью, защита государственного имущества  и потерпевших, лицензионно-разрешительная, паспортно-визовая деятельность), но и как органа, располагающего отдельными полномочиями в политической сфере (борьба с экстремистскими проявлениями, сепаратизмом, контроль за порядком во время организации и проведения массово-политических мероприятий (митинги, демонстрации, выборы).

Объем полномочий министерства внутренних дел напрямую зависит от состояния развития общества (экономического, политического), а  также международной обстановки.

С принятием  Конституции 1993 года Россия стала суперпрезидентской республикой, о чем свидетельствует не только характер полномочий главы государства в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти, но и то, что Президент выведен за рамки триады властей и стоит над ними.

Президент располагает  правом не только ставить во главе регионов губернаторов (несогласие законодательного органа субъекта с президентской кандидатурой может закончиться его роспуском), но и отстранять их от власти в связи с утратой его доверия или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Важно и то, что глава государства осуществляет непосредственное руководство деятельностью военизированных федеральных органов исполнительной власти (МО, МЧС, ФСБ, МВД и др.). Среди «силовых» ведомств особое место занимает МВД России, которое является центральным звеном в обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью в системе органов исполнительной власти.

Информация о работе Форма государственного правления. Юридические факты