Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране

Файлы: 1 файл

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономи.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Итак, балансировать надо весь расширенный консолидированный бюджет страны, и не в рамках ежегодных бюджетных параметров, а в диапазоне всего экономического цикла. Это предполагает выработку определенных критериальных требований к формированию бюджетной политики, которые в общем, виде  можно сформулировать следующим образом. Во-первых, распределение доходного потенциала бюджетной системы должно проводится в соответствии с ресурсоемкостью каждого уровня бюджетной системы и с учетом системы критериев, характеризующих уровень самодостаточности составляющих элементов бюджетных ресурсов. Во – вторых, распределение расходных бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы следует осуществлять исходя из оценки затратоемкости предоставляемых услуг каждым уровнем власти и их  потребления.

Таким образом, бюджетную  систему можно сбалансировать только на основе сопоставимости характеристик  ресурсоемкости бюджетных услуг и затратоемкости их потребления на каждом уровне бюджетной системы. Это и есть реальный критерий макроэкономической сбалансированности

Бюджет современного развитого государства должен обязательно учитывать уже сложившиеся длительные тенденции и по возможности учитывать перспективные изменения в экономике и социальной обстановке. Поэтому современный годовой бюджет должен формироваться как составная часть более или менее длительного плана-прогноза, в рамках которого учтены по возможности устойчивые долговременные тенденции и приближение к каким-то ранее поставленным целям.

 Поступление доходов  в федеральный бюджет в 2007 г.  составило 7,8 трлн руб., что на 335,2 млрд руб. (4,5%) выше предусмотренного в законе о бюджете объема. По сравнению с 2006 г. доходы бюджета увеличились на 1,5 трлн руб. (23,9%).

В общем объеме доходов  федерального бюджета (4,6 трлн руб.) 59,6% приходится на налоговые доходы. Их основную массу составили поступления налога на прибыль организаций (13,8%), налога на добавочную стоимость (48,8%) и налога на добычу полезных ископаемых (24,2%).

В результате в 2008 г. страна вступила с бюджетом, по многим позициям существенно отличающимся от бюджетов предыдущих лет.1

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов

федерального бюджета  на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей.   Расходы   федерального                                                                                            

бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб . Профицит вообще не планируется.

Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов представлены в таблице 1.

                                                                                                           Таблица № 1

Доходы  федерального бюджета  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Доходы  федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

По  сумме, млрд. руб.

По  удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

   5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

  79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

 В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений

 в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.   

Следовательно, ненефтегазовые доходы увеличатся. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Соответственно к 2010 г. доля ненефтегазовых доходов увеличится до 68,2%.2

Согласно Закону о  бюджете на 2008-2010 гг. в последующие  три года предполагается поддерживать достигнутый уровень государственных расходов. Однако будут несколько снижены расходы на национальную экономику, общегосударственные вопросы, и одновременно увеличены обязательства бюджета в области социальной политики. Кроме того, в 2008-2010 гг. продолжится рост величины межбюджетных трансфертов, что подразумевает, как рост трансфертов бюджетов РФ, так и увеличение трансфертов Пенсионному фонду (что отчасти связано с началом обострения демографической проблемы) и прочим внебюджетным фондам.

Общий объем межбюджетных трансфертов (без учета расходов инвестиционного характера) предусмотрен в 2008 году в сумме 2 114,3 млрд. рублей или  6,1% ВВП, что на 22,5 % превышает их объем  в 2007 году. В среднесрочной перспективе  предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 638,2 млрд. рублей или с ростом  против 2007 года на 52,8 процента, с сохранением их доли в ВВП. 3            

                                                                                                                          Таблица 2.

Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная  в бюджетной трехлетке 2008 – 2010 гг. 4

 

2007 г.

Первая бюджетная трехлетка

(закон)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Расходы всего

млрд. руб…………               5463,9               6500,3              7361,9              7998,7

темп роста, % к 2007 г          100,0                119,0                134,7                 146,4

Общегосударственные вопросы

млрд. руб…………                808,2                 896,4                 974,3             1 032,4

% к расходам всего…            15,0                    13,8                 13,2                  12,9

темп роста, % к 2007 г          100,0                 110,9                120,6               127,7

 

Национальная оборона

млрд. руб…………                822,0                  957,9              1 057,8           1 191,2

% к расходам всего…            15,0                    14,7                 14,4                  14,9

темп роста, % к 2007 г          100,0                  116,5               128,7                144,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

млрд. руб…………                  662,9                 769,1               923,7             1 000,4

% к расходам всего…             12,1                    11,8                 12,5                  12,5

темп роста, % к 2007 г           100,0                 116,0               139,3                 150,9

Национальная экономика

млрд. руб…………                  497,2                 672,8               753,5                 508,5

% к расходам всего…              9,1                     10,4                 10,2                   6,4

темп роста, % к 2007 г           100,0                  135,3              151,5                 102,3

Жилищно – коммунальное хозяйство

млрд. руб…………                   53,0                   56,5                79,2                  71,0

% к расходам всего…              1,0                      0,9                  1,1                     0,9

темп роста, % к 2007 г           100,0                  106,6              149,4                 134,0

Охрана окружающей среды

млрд. руб…………                   8,1                     9,4                  10,3                  11,0

% к расходам всего…              0,2                      0,1                   0,1                     0,1

темп роста, % к 2007 г           100,0                  116,0               127,2                135,8

Образование

млрд. руб…………                  277,9                 310,0               312,3                341,2

% к расходам всего…               5,1                     4,8                   4,2                     4,3

темп роста, % к 2007 г            100,0                 111,6               112,4                 122,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

млрд. руб…………                   67,8                   78,1                 66,9                   64,4

% к расходам всего…                1,2                    1,2                    0,9                     0,8

темп роста, % к 2007 г            100,0                 115,2                 98,7                   95,0

Здравоохранение и спорт

 млрд. руб…………                 206,4                 211,8                229,2                 269,4

% к расходам всего…               3,8                     3,3                   3,1                     3,4

  темп роста, % к 2007 г           100,0                102,6                111,0                 130,5

Социальная политика

млрд. руб…………                  215,6                 275,1                340,0                 375,2

% к расходам всего…              3,9                     4,2                    4,6                     4,7

 темп роста, % к 2007 г           100,0                127,6                 157,7                 174,0

 

 

Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам

млрд. руб…………                 1844,4              2263,2              2430,9             2734,2

% к расходам всего…               33,7                 34,8                  33,0                  34,2

Условно утвержденные расходы

млрд. руб…………                      -                       -                    184,0               399,9

% к расходам всего…                 -                       -                      2,5                   2,5


                                                                                                                                    Таблица 3.

Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 гг

 

Расходы по разделам функциональной классификации

Принятый закон о бюджете

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Расходы – всего……………………..

Рост, % к 2007 г. – всего…………...

Общегосударственные вопросы…..

% к расходам всего…………………

Национальная оборона…………….

% к расходам всего…………………

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность..

% к расходам всего…………………

Национальная экономика…………

% к расходам всего…………………

Жилищно – коммунальное хозяйство……………………………

% к расходам всего…………………

Охрана окружающей среды……….

% к расходам всего…………………

Образование……………………….. % к расходам всего…………………

Культура, кинематография и средства массовой информации…..

% к расходам всего…………………

Здравоохранение и спорт………….

% к расходам всего…………………

Социальная политика………………

% к расходам всего…………………

Межбюджетные трансферты………

% к расходам всего…………………

    7943,0

145,3

1143,7

14,4

712,6

9,7

 

756,3

9,5

1063,7

13,4

 

81,0

1,02

13,8

0,1

410,4

5,2

 

114,1

1,44

349,9

4,4

310,2

3,9

2987,1

37,6

8888,3

162,7

1172,3

13,2

734,9

8,3

 

833,6

9,4

165,8

13,1

 

82,2

0,92

14,7

0,1

448,5

5,00

 

114,1

1,28

365,8

4,1

338,6

3,81

3617,6

40,7

9546,6

174,7

1135,4

11,9

806,9

8,5

 

888,7

9,3

1371,5

14,4

 

79,4

0,83

15,05

0,1

465,4

4,87

 

114,3

1,2

367,5

3,85

307,9

3,22

3994,4

41,8


 

  Примечание: таблица составлена на основе информации, содержащейся в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» от 24 ноября 2008 г. № 204 – ФЗ и в приложениях к нему / Российская газета. 2008. 26 ноября – 19 декабря.

 

В связи с финансовым кризисом предполагается значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.5

 Общая оценка   федерального бюджета на 2009 г. В новом федеральном бюджете на 2009 г. доходы меньше фактического уровня  2008 г. на 28%, а расходы больше на 28%. При сокращении налоговых доходов увеличение  расходов  достигнуто за счет масштабного сокращения государственных резервов. В результате бюджет был сверстан с дефицитом 3 трлн. руб.

В условиях экономической  неопределенности, характерной для  кризисной ситуации, разумно предусматривать  в бюджете резервы на случай непредвиденных обстоятельств, как это сделано  в бюджете на 2009 г. и проектируется  в бюджете на 2010 г. Однако если в предыдущие годы ситуация была более предсказуемой, то в 2009 г. она не определенная. Основными факторами неопределенности, действующими в противоположных направлениях, являются глубина спада производства и цены на нефть.6

Главный смысл трехлетнего  планирования заключается в том, чтобы суметь обеспечить обязательства государства перед гражданами вне зависимости от внешней конъюнктуры. Кроме того, такой взгляд в будущее, позволит более четко формировать приоритеты государственной политики и определять направления развития страны.

Целью построения новой  модели долгосрочного финансового  планирования должен являться не прогноз  параметров, а оценка сегодняшних  решений можно будет выявить  будущие проблемы бюджета и задуматься над их решением уже сегодня.Первое, и главное - возникает основа для реального финансового планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны.

Второе преимущество состоит в создании возможности для более равномерного использования бюджетных средств в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.

Литература.

 

  Учебники, монографии, сборники научных трудов

1. Бюджетная система России /Под ред. Поляка Г.Б. Москва. Юнити – 

           дана. 2003.

2. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. заведений/

       Под. ред. В.Д. Каменева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002 – 640с. 

Информация о работе Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции