Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:15, курсовая работа
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Итак, балансировать надо весь расширенный консолидированный бюджет страны, и не в рамках ежегодных бюджетных параметров, а в диапазоне всего экономического цикла. Это предполагает выработку определенных критериальных требований к формированию бюджетной политики, которые в общем, виде можно сформулировать следующим образом. Во-первых, распределение доходного потенциала бюджетной системы должно проводится в соответствии с ресурсоемкостью каждого уровня бюджетной системы и с учетом системы критериев, характеризующих уровень самодостаточности составляющих элементов бюджетных ресурсов. Во – вторых, распределение расходных бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы следует осуществлять исходя из оценки затратоемкости предоставляемых услуг каждым уровнем власти и их потребления.
Таким образом, бюджетную систему можно сбалансировать только на основе сопоставимости характеристик ресурсоемкости бюджетных услуг и затратоемкости их потребления на каждом уровне бюджетной системы. Это и есть реальный критерий макроэкономической сбалансированности
Бюджет современного развитого государства должен обязательно учитывать уже сложившиеся длительные тенденции и по возможности учитывать перспективные изменения в экономике и социальной обстановке. Поэтому современный годовой бюджет должен формироваться как составная часть более или менее длительного плана-прогноза, в рамках которого учтены по возможности устойчивые долговременные тенденции и приближение к каким-то ранее поставленным целям.
Поступление доходов в федеральный бюджет в 2007 г. составило 7,8 трлн руб., что на 335,2 млрд руб. (4,5%) выше предусмотренного в законе о бюджете объема. По сравнению с 2006 г. доходы бюджета увеличились на 1,5 трлн руб. (23,9%).
В общем объеме доходов федерального бюджета (4,6 трлн руб.) 59,6% приходится на налоговые доходы. Их основную массу составили поступления налога на прибыль организаций (13,8%), налога на добавочную стоимость (48,8%) и налога на добычу полезных ископаемых (24,2%).
В результате в 2008 г. страна вступила с бюджетом, по многим позициям существенно отличающимся от бюджетов предыдущих лет.1
Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов
федерального бюджета
на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010
год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей.
Расходы федерального
бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб . Профицит вообще не планируется.
Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов представлены в таблице 1.
Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному весу,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 383,11 |
35,87% |
2 351,91 |
31,50% |
-31,20 |
-4,36% |
2 348,32 |
29,03% |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: |
4 261,34 |
5 113,54 |
767,34 |
5 741,35 |
||||
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
533,38 |
8,03% |
583,76 |
7,82% |
50,38 |
-0,21% |
636,28 |
7,87% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
435,79 |
6,56% |
496,36 |
6,65% |
60,57 |
0,09% |
562,8 |
6,96% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 404,05 |
21,13% |
1 914,47 |
25,64% |
510,42 |
4,51% |
2 206,46 |
27,28% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
888,97 |
13,38% |
1 029,76 |
13,79% |
140,79 |
0,41% |
1 182,54 |
14,62% |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
36,57 |
0,55% |
39,50 |
0,53% |
2,93 |
-0,02% |
37,31 |
0,46% |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
32,24 |
0,49% |
34,49 |
0,46% |
2,25 |
-0,02% |
36,56 |
0,45% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
291,61 |
4,39% |
297,00 |
3,98% |
5,39 |
-0,41% |
301,73 |
3,73% |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ |
638,73 |
9,61% |
718,20 |
9,62% |
79,47 |
0,01% |
777,67 |
9,61% |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
6 644,45 |
100,00% |
7 465,45 |
100,00% |
821,00 |
0,00% |
8 089,67 |
100,00% |
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений
в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.
В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.
Следовательно, ненефтегазовые доходы увеличатся. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Соответственно к 2010 г. доля ненефтегазовых доходов увеличится до 68,2%.2
Согласно Закону о бюджете на 2008-2010 гг. в последующие три года предполагается поддерживать достигнутый уровень государственных расходов. Однако будут несколько снижены расходы на национальную экономику, общегосударственные вопросы, и одновременно увеличены обязательства бюджета в области социальной политики. Кроме того, в 2008-2010 гг. продолжится рост величины межбюджетных трансфертов, что подразумевает, как рост трансфертов бюджетов РФ, так и увеличение трансфертов Пенсионному фонду (что отчасти связано с началом обострения демографической проблемы) и прочим внебюджетным фондам.
Общий объем межбюджетных трансфертов (без учета расходов инвестиционного характера) предусмотрен в 2008 году в сумме 2 114,3 млрд. рублей или 6,1% ВВП, что на 22,5 % превышает их объем в 2007 году. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 638,2 млрд. рублей или с ростом против 2007 года на 52,8 процента, с сохранением их доли в ВВП. 3
Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная в бюджетной трехлетке 2008 – 2010 гг. 4
2007 г. |
Первая бюджетная трехлетка | |||
(закон) |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Расходы всего млрд. руб………… 5463,9 6500,3 7361,9 7998,7 темп роста, % к 2007 г 100,0 119,0 134,7 146,4 Общегосударственные вопросы млрд. руб………… 808,2 896,4 974,3 1 032,4 % к расходам всего… 15,0 13,8 13,2 12,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 110,9 120,6 127,7
Национальная оборона млрд. руб………… 822,0 957,9 1 057,8 1 191,2 % к расходам всего… 15,0 14,7 14,4 14,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,5 128,7 144,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность млрд. руб………… 662,9 769,1 923,7 1 000,4 % к расходам всего… 12,1 11,8 12,5 12,5 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,0 139,3 150,9 Национальная экономика млрд. руб………… 497,2 672,8 753,5 508,5 % к расходам всего… 9,1 10,4 10,2 6,4 темп роста, % к 2007 г 100,0 135,3 151,5 102,3 Жилищно – коммунальное хозяйство млрд. руб………… 53,0 56,5 79,2 71,0 % к расходам всего… 1,0 0,9 1,1 0,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 106,6 149,4 134,0 Охрана окружающей среды млрд. руб………… 8,1 9,4 10,3 11,0 % к расходам всего… 0,2 0,1 0,1 0,1 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,0 127,2 135,8 Образование млрд. руб………… 277,9 310,0 312,3 341,2 % к расходам всего… темп роста, % к 2007 г 100,0 111,6 112,4 122,8 Культура, кинематография и средства массовой информации млрд. руб………… 67,8 78,1 66,9 64,4 % к расходам всего… темп роста, % к 2007 г 100,0 115,2 98,7 95,0 Здравоохранение и спорт млрд. руб………… 206,4 211,8 229,2 269,4 % к расходам всего… темп роста, % к 2007 г 100,0 102,6 111,0 130,5 Социальная политика млрд. руб………… 215,6 275,1 340,0 375,2 % к расходам всего… 3,9 4,2 4,6 4,7 темп роста, % к 2007 г 100,0 127,6 157,7 174,0
Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам млрд. руб………… 1844,4 2263,2 2430,9 2734,2 % к расходам всего… Условно утвержденные расходы млрд. руб………… - - 184,0 399,9 % к расходам всего… |
Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 гг
Расходы по разделам функциональной классификации |
Принятый закон о бюджете | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Расходы – всего…………………….. Рост, % к 2007 г. – всего…………... Общегосударственные вопросы….. % к расходам всего………………… Национальная оборона……………. % к расходам всего………………… Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.. % к расходам всего………………… Национальная экономика………… % к расходам всего………………… Жилищно – коммунальное хозяйство…………………………… % к расходам всего………………… Охрана окружающей среды………. % к расходам всего………………… Образование……………………….. % к расходам всего………………… Культура, кинематография и средства массовой информации….. % к расходам всего………………… Здравоохранение и спорт…………. % к расходам всего………………… Социальная политика……………… % к расходам всего………………… Межбюджетные трансферты……… % к расходам всего………………… |
7943,0 145,3 1143,7 14,4 712,6 9,7
756,3 9,5 1063,7 13,4
81,0 1,02 13,8 0,1 410,4 5,2
114,1 1,44 349,9 4,4 310,2 3,9 2987,1 37,6 |
8888,3 162,7 1172,3 13,2 734,9 8,3
833,6 9,4 165,8 13,1
82,2 0,92 14,7 0,1 448,5 5,00
114,1 1,28 365,8 4,1 338,6 3,81 3617,6 40,7 |
9546,6 174,7 1135,4 11,9 806,9 8,5
888,7 9,3 1371,5 14,4
79,4 0,83 15,05 0,1 465,4 4,87
114,3 1,2 367,5 3,85 307,9 3,22 3994,4 41,8 |
Примечание: таблица составлена на основе информации, содержащейся в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» от 24 ноября 2008 г. № 204 – ФЗ и в приложениях к нему / Российская газета. 2008. 26 ноября – 19 декабря.
В связи с финансовым кризисом предполагается значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.5
Общая оценка федерального бюджета на 2009 г. В новом федеральном бюджете на 2009 г. доходы меньше фактического уровня 2008 г. на 28%, а расходы больше на 28%. При сокращении налоговых доходов увеличение расходов достигнуто за счет масштабного сокращения государственных резервов. В результате бюджет был сверстан с дефицитом 3 трлн. руб.
В условиях экономической неопределенности, характерной для кризисной ситуации, разумно предусматривать в бюджете резервы на случай непредвиденных обстоятельств, как это сделано в бюджете на 2009 г. и проектируется в бюджете на 2010 г. Однако если в предыдущие годы ситуация была более предсказуемой, то в 2009 г. она не определенная. Основными факторами неопределенности, действующими в противоположных направлениях, являются глубина спада производства и цены на нефть.6
Главный смысл трехлетнего планирования заключается в том, чтобы суметь обеспечить обязательства государства перед гражданами вне зависимости от внешней конъюнктуры. Кроме того, такой взгляд в будущее, позволит более четко формировать приоритеты государственной политики и определять направления развития страны.
Целью построения новой модели долгосрочного финансового планирования должен являться не прогноз параметров, а оценка сегодняшних решений можно будет выявить будущие проблемы бюджета и задуматься над их решением уже сегодня.Первое, и главное - возникает основа для реального финансового планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны.
Второе преимущество состоит в создании возможности для более равномерного использования бюджетных средств в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.
Литература.
Учебники, монографии, сборники научных трудов
1. Бюджетная система России /Под ред. Поляка Г.Б. Москва. Юнити –
дана. 2003.
2. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. заведений/
Под. ред. В.Д. Каменева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002 – 640с.
Информация о работе Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции