Государственный бюджет Российской Федерации 2011 - 2013 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских расходов), а тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры.
Регулирующая роль бюджета рассматривается как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Содержание работы

2. ВВЕДЕНИЕ 3
3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА 2011-2013 гг. 4
3.1 Общая характеристика проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» 4
3.2 Основные параметры бюджетной системы 8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17

Файлы: 1 файл

Реферат Государственный бюджет.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

          Таким образом, в структуре источников финансирования дефицита федерального бюджета заемные средства (сальдо по государственным ценным бумагам, номинированным в рублях) и средства от приватизации составят в 2011 году 90,3 %, а к 2013 году увеличатся до 99,9 %, средства Фонда национального благосостояния - 0,3 %, 0,4 %, 0,5 % соответственно. Средства Резервного фонда в 2011 году будут использованы полностью.

          В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит к началу 2014 года 11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей, или 14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей (75,6 млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП. Наблюдается превышение предельного значения показателя ликвидности бюджета (10%), который характеризует отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета, который составит в 2011 году 10 % и в 2013 году - 12,4 %

          В результате роста объемов заимствований в 2011 - 2013 годах предусмотрено существенное увеличение бюджетных ассигнований федерального бюджета на обслуживание государственного долга, которые в 2013 году составят 600,7 млрд. рублей, или около 1 % ВВП и 4,9 % общей суммы расходов, что больше расходов на образование (519,4 млрд. рублей), здравоохранение (432,9 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (442,4 млрд. рублей). Таким образом, расходы на обслуживание государственного долга в 2013 году  будут превышать аналогичный показатель 2010 года в 2 раза, а за 3 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 509,0 млрд. рублей.

          По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4 % в год, а дефицит федерального бюджета будет удерживаться на относительно безопасном уровне до 3 % ВВП, то к 2020 году государственный долг может достигнуть 33 % ВВП против сложившихся в настоящее время 10 % ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3 - 4 % ВВП. Усиливаются риски обеспечения сбалансированности федерального бюджета следующих бюджетных циклов, поскольку в случае сохранения сложившихся пропорций с доходами и расходами федерального бюджета покрытие его дефицита в долгосрочной перспективе может осуществляться или за счет дальнейшего наращивания заимствований, или за счет реализации комплексных мер по увеличению доходов федерального бюджета и оптимизации расходов.

          Счетная палата обращала внимание на наличие указанных тенденций в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

          3.2.3 Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, или 0,6 % ВВП, с постепенным снижением до 136 млрд. рублей, или до 0,2 % ВВП, в 2013 году. В 2004 - 2007 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом были исполнены с профицитом. В 2008 году дефицит составил 0,13 % ВВП, в 2010 году ожидается его увеличение до 0,9 % ВВП.

          Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются использование остатков денежных средств на счетах региональных бюджетов, привлечение кредитов федерального бюджета и банков, выпуск государственных облигаций.

          Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - в сумме 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - в сумме 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - в сумме 597,4 млрд. рублей.

          Риски в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов связаны с существенным объемом долговых обязательств и необходимостью привлечения бюджетных кредитов на их обслуживание. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации.

          Анализ оценки основных показателей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2010 год и прогнозных показателей на очередной бюджетный период свидетельствуют о положительной динамике доходной части бюджетов и снижении их дефицита. Кроме того, предусматривается рост собственной доходной базы субъектов Российской Федерации темпами, опережающими увеличение расходов в 2011 году на 5,3 процентного пункта, в 2012 году - на 6,2 процентного пункта, в 2013 году - на 4,6 процентного пункта. Поэтому исполнение расходных обязательств в очередном бюджетном цикле в значительной степени будет зависеть от собственных доходов субъектов Российской Федерации.

         3.2.4 Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем - в 2011 - 2013 годах сохраняется тенденция устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд). Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному обеспечению населения из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда предусматривается увеличить межбюджетные трансферты с 2 341,7 млрд. рублей в 2011 году до 2 803,3 млрд. рублей в 2013 году, что составляет около 45 % общих доходов Фонда. При этом сбалансированность бюджета Пенсионного фонда в основном обеспечивается за счет выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие его дефицита, объем которых составит в 2011 году 875,9 млрд. рублей, в 2012 году - 959,4 млрд. рублей и в 2013 году - 1 084,4 млрд. рублей (1,7 % ВВП).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С другой стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

          Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

          Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

          Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие при его исполнении.

          В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

          Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

          Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

          1. Экономика: учебник  /  Под  ред.  доц.  А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК,  1995  -  632 с.  

          2. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой.  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

 

 


Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации 2011 - 2013 годы