Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 12:05, контрольная работа
Эту тему я выбрала не случайно. Бюджет для каждого из нас играет определённую роль, но многие не задумываются, какую важную роль в нашей жизни занимает бюджетная система. Например, каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.
Введение
История государственного бюджета
Понятие и роль государственного бюджета
Виды бюджета
Бюджетная политика
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Дефицит бюджета
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра экономики
Контрольная работа
Государственный бюджет
Работу выполнила:
_______________ «____»_________ (подпись) (число)
Научный руководитель:
______________________________
______________________________
Оценка
______________________________
_______________ «____»_________ (подпись руководителя) (число)
г. Киров
2012
План
Введение
Список литературы
Введение
Тема моей контрольной - «Государственный бюджет».
Эту тему я выбрала не случайно. Бюджет для каждого из нас играет определённую роль, но многие не задумываются, какую важную роль в нашей жизни занимает бюджетная система. Например, каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Для каждого государства
необходим такой процесс, как
роспись доходов, поступающих в
распоряжение органов государственной
власти, и производимых ими расходов.
Бюджет государства – центральное
звено финансовой системы страны.
Его главное назначение – с
помощью финансовых средств создать
условия для эффективного развития
экономики и решения
1.История государственного бюджета.
Бюджет является центральным
звеном финансовой системы государства.
С его помощью могут
Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало – стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.
Когда палата общин в Англии
14-15 вв. утверждала субсидию королям, то
перед окончанием заседания канцлер
казначейства (министр финансов) открыл
портфель, в котором хранилась
бумага с соответствующем
Чтобы дать точное определение бюджету, я обратилась к понятию «финансов». И выяснила, что финансы – это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Теперь создался общий образ о понятии, которое будет мной рассматриваться на протяжении всего реферата. И я снова хочу обратиться к истории.
Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. В политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. В начале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.
Итак, существует признак бюджета – это плановость. Бюджет (в теории и на практике) – это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины 20в.
Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового. Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италии, Франции и др.), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля до 30 июня (Канада), с 1 октября до 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.
Бюджетные отношения, как
и финансовые, осуществляются на базе
определённых правовых норм, что нашло
отношение в становлении и
развитии бюджетного права. Под бюджетным
правом подразумевается совокупность
прав народа как высшего субъекта
государства через своих
Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.
Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет – это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.
В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.
Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.
После Февральской революции
при Временном правительстве
расходы производились с
Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».
Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.
Всероссийский съезд Советов
или Всероссийский центр
Ни один расход из средств
государственного казначейства не может
быть произведён без установления на
него кредита в росписи дохода
и расхода или путём издания
особого постановления
Местные советы составляют полугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
Бюджеты в условиях «военного коммунизма» не имели реального значения. Реальными были ежемесячные планы распределения эмиссий. В условиях обесценивания советских денежных знаков бюджеты носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920г. Денежный бюджет стал отмирать. Планировался переход к нетто-бюджету.
В 1921г. С переходом к
новой экономической политике (НЭП)
Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению
финансового хозяйства от 10 октября
1921г. Бюджет был восстановлен в своих
правах. Самым крупным успехом
этого курса была финансовая реформа.
В её ходе был восстановлен Государственный
банк, появились кооперативные банки,
кредитные и страховые
В 1925г. Продналог был заменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.
С выходом в 1924г. Конституции
СССР были внесены изменения в
банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись
с проблемой дефицита государственного
бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке
и утверждению
С.Ю. Витте писал, что требования гласности бюджета вытекает из понятия бюджетного финансового закона, обязательного к выполнению.
Кроме того, следует назвать ещё одно свойство бюджета – специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи.
Из всего этого можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливалась трудностью исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия бюджета.
Безусловно, бюджет понятие
широкое и его нельзя сводить
только к росписи. Роспись относится
к бюджету, как часть к общему.
В этом смысле роспись есть только
как приложение бюджетного закона к
данному конкретному случаю. Бюджет
определяет общие нормы составления
и утверждения финансового
Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных – И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.
В «Финансовой энциклопедии»,
изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется
как «утверждённое в
Содержание бюджета как
экономической категории везде
сводится к тому, что «государственный
бюджет выражает финансовое отношение,
связанное с образованием и использованием
централизованного фонда