Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:54, курс лекций
Понятие видов государственного дохода.
Функция налогов.
Юридическое определение налога. Его отличие от сбора и пошлины.
Классификация налогов.
Арест имущества налогоплательщика – осуществляется по решению налогового органа с санкции прокурора. Возможен полный или частичный арест. При частичном аресте допускается владение, пользование и распоряжение имуществом с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте распоряжение не допускается, владение и пользование осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Если принято решение о принудительном исполнении налоговой обязанности за счет имущества налогоплательщика.
Меры принудительного исполнения налоговой обязанности.
Основанием для применения таких мер является неисполнение обязанности налогоплательщиком в добровольном порядке. Взыскание может быть обращено:
- на денежные средства
- на имущество
Обращение взыскания на денежные средства
в банке применяются на денежные
средства физических лиц и индивидуальных
предпринимателей. Осуществляется путем
направления инкассового
Нельзя направить взыскание на ссудные и бюджетные счета.
Направление взыскания на имущество
налогоплательщика – может быть
отправлено при отсутствии или недостаточности
денежных средств на счете. Применяется
в отношении юридических лиц
и ИП. Осуществляется путем направления
соответствующего решения в 3-дневный
срок судебному приставу-
Очередность направления взыскания – посмотреть самостоятельно
Налоговый контроль.
1. Формы, виды, методы налогового контроля.
2. Учет налогоплательщиков.
3. Камеральная налоговая
4. Выездная налоговая проверка.
Объектом налогового контроля являются
отношения в процессе взимания налогов
и привлечение к
Субъектами налогового контроля являются налоговые и таможенные органы.
Контролируемые субъекты – налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, банк.
Формы налогового контроля – ревизия, проверка (наиболее распространенная форма налогового контроля, которая проводится по определенному кругу вопросов путем ознакомления и исследования отдельных сторон деятельности налогоплательщиков), надзор (проводится контролирующим органом в отношении хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения установленных норм и правил). Надзор фактически осуществляется органами прокуратуры.
Методы налогового контроля:
- учет налогоплательщиков. В рамках
учета осуществляются: постановка
на налоговый учет, сбор и анализ
данных об имуществе
- получение объяснений от
- метод исследования документов.
Осуществляется при проведения
выездной и камеральной
- осмотр предметов в помещении
территории. Осуществляется только
в рамках выездной налоговой
проверки. Этот осмотр имеют права
проводить только лица, указанные
в решении о проведении
- инвентаризация.
- привлечение специалистов.
- экспертиза. На основании экспертизы делается заключение по тому или иному вопросу.
- экстраполяция. Основывается
Классификация налогового контроля:
- в зависимости от времени
проведения по отношению к
финансово-хозяйственной
- Текущий контроль –
- Последующий контроль –
Классификация по объекту:
- Комплексный контроль –
- Тематический контроль –
По месту проведения проверки:
- Камеральные – проводится по месту нахождения налогового органа.
- Выездная – проводится по
месту нахождения
Классификация по источникам данных:
- Документальный – основывается только на изучении документов.
- Фактический – в данном случае
исследуются все
Учет налогоплательщиков.
Физические лица и организации подлежат обязательной постановке на налоговый учет:
- по месту нахождения или по месту жительства.
- по месту нахождения
- по месту нахождения имущества.
- по месту регистрации
- по иным основаниям, предусмотренным налоговым законодательством.
С момента государственной
Физическое лицо имеет встать на налоговый учет по месту временного пребывания.
Лекция 9.
Камеральная проверка.
Проводится только по месту нахождения налогового органа. Проводится на основе предоставленных деклараций и документов. Основанием для начала проверки является сам факт предоставления документов. Срок проведения камеральной проверки равен 3 месяцам со дня предоставления документов. Срок камеральной проверки не продлевается ни при каких обстоятельствах. Камеральная проверка также не может приостанавливаться. Цель – проверка правильности заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности. При обнаружении ошибки, налоговый орган направляет требование об её исправлении, и в течение 5 дней налогоплательщик должен устранить ошибки. Документы, которые подлежат проверке: налоговая декларация, выписки из регистра бухгалтерского и налогового учета (при необходимости). Истребование документов при камеральной проверке допускается только в отношении документов, прямо предусмотренных налоговым кодексом.
В случае непредоставления документов устанавливается ответственность в соответствии с НК. Ответственность устанавливается за каждый не предоставленный документ. Мера ответственности – штраф. При камеральной проверке выемка производиться не может. В случае отсутствия результатов при камеральной проверке, данная проверка никак не оформляется. В случае обнаружения недостатков, то составляется акт камеральной проверки. Налогоплательщик имеет право предоставить возражение.
Выездная налоговая проверка.
Для выездной проверки обязательно назначение решения руководителя налогового органа. В обязательном порядке решение содержит следующую информацию: предмет проведения проверки (указываются налоги, которые подлежат проверке), периоды, за которые проводится проверка, должности и фамилии лиц, проводящих проверку. Повторной проверкой признается проверка по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период или если проверок две и более в текущем календарном году. Период деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен выездной проверкой: 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. К недобросовестным налогоплательщикам сроки давности привлечения к ответственности не применяются.
Сроки проведения выездной проверки: не может продолжаться более 2 месяцев. По решению руководителя налогового органа она может продляться до 4 месяцев. В исключительных случаях срок проверки может составлять 6 месяцев. В отношении обособленных подразделений налоговый орган вправе проводить самостоятельные выездные проверки. Срок проведения проверки обособленного подразделения – не более месяца.
Существует 2 исключения:
- проверка не будет признана
повторной, если она
- в случае предоставления
Проверка проводится, если налоговая декларация уменьшает сумму налога, и проверку можно провести только конкретного налога за конкретный налоговый период.
При проведении выездной проверки руководитель проверки или его заместитель имеет право её приостановить. Должно быть дано письменное разрешение о приостановлении проверки.
Основания для приостановления:
- для истребования документов или информации.
- для получения информации для
иностранных государственных
- для проведения экспертизы.
- для перевода на русский язык документов, предоставленных на иностранном языке.
Приостановление допускается не более 1 раза по каждому основанию. Общий срок приостановки не может быть более 6 месяцев. Есть исключение – если информация истребуется от иностранного государственного органа, то срок можно увеличить не более чем на 3 месяца. На период приостановления проверки приостанавливаются все действия налогового органа. Если у налогоплательщика были изъяты оригиналы документов, то они подлежат возвращению налогоплательщику.
Возобновление проверки осуществляется
на основании заявления
Истребование документов у налогоплательщика.
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика предоставления дополнительных документов для проверки. Требования должно быть в письменной форме и вручаться налогоплательщику. По общему правилу истребуются копии документов, заверенные печатью налогоплательщика. Запрещается требовать налоговым органам предоставления нотариально удостоверенных копий. Срок предоставления копий – 10 дней. Штраф за не предоставление документа – 200 рублей.
При выездной налоговой проверке налогоплательщик обязан предоставить любой документ, относящийся к предмету проведения. В случае не предоставления документов налогоплательщиком, налоговый орган вправе провести выемку – ст. 94 НК. Если при камеральной проверке был предоставлен документ, то его повторное требование не допускается. При камеральной проверке нельзя провести выемку.
Процедура проведения выемки.
Налоговый орган, проводящий выемку, обязан предоставить налогоплательщику постановление о проведении выемки документов.
Запрещается проведение выемки в ночное время.
Выемка проводится в присутствии понятых.
В последний день проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган составляет справку о проведении налоговой проверки. Справка составляется под расписку налогоплательщика.