Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 02:19, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы. Правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Система источников бюджетного права состоит из Конституции РФ, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.
Введение 3
Глава I Источники бюджетного права 5
1.1. Общие положения 5
1.2.Класификация источников бюджетного права 9
Заключение 11
Список используемой литературы 13
Вариант 8
Оглавление
Введение 3
Глава I Источники бюджетного права 5
1.1. Общие положения 5
1.2.Класификация источников бюджетного права 9
Заключение 11
Список используемой литературы 13
Актуальность темы контрольной работы. Правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Система источников бюджетного права состоит из Конституции РФ, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.
В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.1
Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция РФ, БК РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции РФ и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.
В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются весьма стремительно и получают свое закрепление как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.
Цель контрольной работы изучить источники бюджетного права.
Из поставленной цели задачами контрольной работы являются
Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты: федеральные законы и указы Президента РФ, законы субъектов Федерации а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие бюджетные отношения.
Основными источниками бюджетного права являются акты бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Федерации об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.2
Бюджетный кодекс Российской Федерации
(основной источник бюджетного права)
включает пять частей, двадцать семь глав
(глава 12 исключена с 8 августа 2000 г.
Федеральным законом от 5 августа
2000 г. № 116-ФЗ) и более трехсот статей.
БК РФ служит целям финансового
Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.
Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:
В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:
Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:
Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.5
Подзаконные акты - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой (Указы Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения).
Министерство финансов
РФ - это федеральный орган
Следовательно, источниками бюджетного права являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России.
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе:
Основные законы субъектов РФ - уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.6
Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в структуру бюджетного законодательства РФ.
В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты - акты исполнительных органов власти субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:
К актам, регулирующим бюджетные отношения, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся:
Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.
К числу федеральных законов, принятых в соответствии с БК РФ, можно отнести: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Источниками бюджетного законодательства являются и соответствующие законы субъектов Федерации.
Федеральные законы и законы субъектов Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.
Акты бюджетного законодательства
не имеют обратной силы и применяются
к отношениям, возникшим после
введения их в действие, если иное не
предусмотрено БК РФ или федеральным
законом. Закон о бюджете принимается
на финансовый год, подлежит опубликованию
в установленном порядке
Источниками бюджетного права являются также указы Президента Российской Федерации. Согласно ст. 3 БК РФ Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные отношения. Указы Президента РФ не могут противоречить БК РФ, а также принятым в соответствии с ним законодательным актам.
Правительство РФ принимает нормативные правовые акты в форме постановлений, регулирующих бюджетные отношения. Постановления Правительства РФ не могут противоречить БК РФ, а также принятым в соответствии с ним законодательным актам и указам Президента РФ.
Федеральные органы исполнительной власти
принимают ведомственные акты, регулирующие
бюджетные отношения, в случаях
и пределах, которые установлены
БК РФ, а также принятыми в
Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
Специфическими источниками
Отдельную группу источников бюджетного права составляют международные договоры.
Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены
бюджетным законодательством
Для толкования и применения норм бюджетного права важное значение имеют судебные акты. В этой связи следует отметить постановления Конституционного суда Российской Федерации, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм бюджетного законодательства.
Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.
Среди законодательных актов специального содержания выделяется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней и, помимо этого, — детальную регламентацию относительно федерального бюджета (с 1995 г. действие его ст. 16, ч. 3, 20, 21 и 22 приостановлено). 10Положения названного Закона получили развитие в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.