Источники бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

К числу подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся прежде всего указы Президента РФ. В общей форме можно сказать, что Президент РФ вправе регулировать своими указами любые бюджетные отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, если их регулирование в силу Конституции РФ и других законов Российской Федерации не входит в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ и не относится к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика источников права …. ………………. 5
Понятие и общая характеристика ценных бумаг ……………………… 5
Признаки ценных бумаг……………………………………………….… 9
Глава 2. Классификация и виды ценных бумаг…..…………………… 13
Акция …………………………………………………………………….. 13
Облигация ……………………………………………………………….. 15
Вексель ………………………………………………………………...… 19
Чек ………………………………………………………………………... 21
Коносамент ……………………………………………………………… 22
Государственные ценные бумаги ……………………………………… 23
Депозитные и сберегательные сертификаты ………………………….. 26
Заключение ……………………………………………………………… 29
Библиография …………………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Источники бюджетного права.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Среди таких законов в  качестве источника бюджетного права  можно выделить только Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие: Правительство  РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает совершенствование бюджетной  системы.

Третья группа источников - федеральные законы, являющиеся составной  частью структуры бюджетного законодательства.

Основным федеральным  законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это  прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный  кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.

Четвертая группа источников - подзаконные акты.

Подзаконные акты тоже имеют  свою иерархию в соответствии с юридической  силой.

Возглавляют систему подзаконных  актов федерального уровня - источников бюджетного права - Указы Президента РФ.

Далее идут нормативные правовые акты Правительства РФ. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Правительство  РФ регулирует различные бюджетные  отношения.

Замыкают систему подзаконных  актов федерального уровня акты, принимаемые  федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти" все федеральные органы исполнительной власти делятся на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, и только федеральные министерства вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Источниками бюджетного права  являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов

Региональная составляющая источников бюджетного права.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно  систематизировать аналогично федеральным  нормативным правовым актам - по юридической  силе.

  Во-первых, это основные  законы субъектов РФ - уставы и  конституции данных субъектов,  в которых, как правило, содержатся  общие нормы о бюджетной системе  субъекта РФ и о бюджетных  полномочиях государственных органов  власти субъекта РФ.

Во-вторых, источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в  структуру бюджетного законодательства РФ.

В-третьих, в систему региональных нормативных правовых актов в  бюджетной сфере входят подзаконные  акты - акты исполнительных органов  власти субъектов РФ,

Муниципальная составляющая источников бюджетного права.

Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать  по юридической силе и разделить  на нормативные правовые акты:

а) принятые представительными  органами местного самоуправления;

б) принимаемые исполнительно-распорядительными  органами местного самоуправления.

К актам, регулирующим бюджетные  отношения, принятым представительными  органами местного самоуправления, относятся,

 во-первых, уставы муниципальных  образований,

 во-вторых, к названным  выше актам относятся акты  представительных органов местного  самоуправления, регулирующие бюджетные  отношения. Эти акты входят  в структуру бюджетного законодательства  РФ 

 в-третьих, акты исполнительно-распорядительных  органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет  структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

БК  РФ устанавливает правовой статус  участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и  условий  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

 

БК РФ состоит из пяти частей, включающих 28 глав. БК РФ устанавливает  структуру  бюджетного законодательства, особенности действия бюджетного законодательства во времени, нормативно определяет основные понятия и термины бюджетного права. Отдельные главы БК РФ посвящены  установлению: компетенции органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования бюджетных правоотношений, бюджетной системы РФ и принципам  ее организации, бюджетной классификации  РФ; определению перечня доходов  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов; установлению перечня расходов, финансируемых  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

 

Впервые в Российской правовой системе в  структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных  образований. Отдельные главы БК РФ посвящены государственному и  муниципальному долгу, государственным  кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных  государств перед Российской Федерацией.

 

Нормы БК РФ осуществляют детальную  регламентацию  бюджетной деятельности федерального уровня, для региональных и муниципальных бюджетных отношений  определяются основы бюджетной компетенции  соответствующего территориального уровня.

 

Среди источников бюджетного права большое  место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов  РФ правом осуществлять правотворчество  в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

 

Принципиальная  специфика  бюджетного правотворчества  регионального  уровня проявляется  в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов  РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование  бюджетных отношений как в  сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ  бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных  предметов ведения.

 

В настоящее  время нормы  бюджетного права  на уровне субъектов  РФ развиваются  весьма стремительно и получают свое закрепление, как  в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

 

В большинстве  субъектов  РФ существует законодательно установленный  особый порядок внесения бюджетных  законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ. Наиболее строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации субъекта РФ. В случае отклонения проекта бюджетного закона главой администрации проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее двух третей от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт.

 

 

 

Заключение

    Своеобразие источников  права сказывается на  формах  внешнего  выражения права. В  них наглядно проявляются   исторические  особенности  тех   или  иных общественных систем,  разнообразие  форм  государственного  вмешательства  в общественную  жизнь.

    Каждая система права (правовая  система – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том  числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

     В  качестве  основных  видов   источников   права   необходимо   назвать  нормативно-правовые акты, судебные  и административные  прецеденты,  правовые обычаи. В некоторых  странах  в  качестве  источников  права  рассматриваются международные  договоры и доктрина.

   Право  занимает  важное  место   в  системе   нормативного  регулирования общественных  отношений.  Особенности  права   более  рельефно  проявляются   в процессе нормативного воздействия   на  общественные  отношения   совместно  с моралью другими  социальными нормами.

    В  любом   современном   государстве   источники  права  (и,  прежде   всего законы)  упорядочены,  но   вместе   с   тем   они   вряд   ли   составляют строгую   систему, особенно  акты   подзаконного   нормотворчества,  правовые обычаи  и  прецеденты. Скорее   всего,  это   совокупность   нормативных   и иных  юридических  актов,  устанавливающих  определенный  правовой  режим.

    Учение о правах  человека признается  одной из  фундаментальных   концепций современной   человеческой   цивилизации.   Законодательное   закрепление   и обеспечение   прав   человека   –   принципиальное   требование    правового государства.

    Право формируется  в результате  и по мере общественного  развития,  прежде всего общественного  производства и распределения,  общественных благ.

В настоящее время в  России наука бюджетного права продолжает активно развиваться. Новый импульс  совершенствованию бюджетно-правовых норм и отношений дал переход  к новым рыночным условиям хозяйствования. Начиная с 90-х годов прошлого века идет реформирование бюджетных отношений по всем направлениям - в отношении бюджетного процесса, межбюджетных отношений, разграничении доходов и расходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Происходящие в экономической, финансовой жизни страны изменения обусловили бурный рост и изменения бюджетного законодательства: впервые в России появился кодифицированный правовой акт в бюджетной сфере - Бюджетный кодекс РФ. В таких условиях резко возрос интерес исследователей к происходящим бюджетно-правовым явлениям, событиям, к новым бюджетно-правовым нормам и институтам.

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. N 237.

 


Информация о работе Источники бюджетного права