Консолидированный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов, утверждаемых и принимаемых на определенной территории РФ.
Консолидированные бюджеты классифицируются в зависимости от территории на следующие группы:
1) консолидированный бюджет РФ ( состоит из Федерального бюджета и свода всех консолидированных бюджетов РФ) (рис.1.);
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ (состоят из бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъектов) (рис.2.);

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

 

Брянский государственный технический университет

 

 

Кафедра “Экономика, организация производства, управление”

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

 Бюджетное право

 

 

 

ВАРИАНТ 10

 

« Консолидированный бюджет»

 

 

 

 

 

 

                                                                   

Студент гр.3-11-ФК2

Финогено Е.В.

Преподаватель

Шлемина И.В.

 

 

 

 

 

Брянск 2011 г.

 

Содержание

 

1.Понятие консолидированного  бюджета

 

Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов, утверждаемых и принимаемых на определенной территории РФ.

Консолидированные бюджеты классифицируются в зависимости от территории на следующие группы:

1) консолидированный бюджет РФ ( состоит из Федерального бюджета  и свода всех консолидированных  бюджетов РФ) (рис.1.);

2) консолидированные бюджеты субъектов РФ (состоят из бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъектов) (рис.2.);

3) консолидированные  бюджеты муниципальных  образований (состоят из свода  всех видов бюджетов, утвержденных  на территории местного самоуправления).

 

 

Рис.1. Схема консолидированного бюджета РФ

 

 

Рис.2. Схема консолидированного бюджета области

 

Консолидированный бюджет необходим в процессе бюджетного прогнозирования и планирования, поэтому разрабатывается совместно с бюджетом соответствующего уровня. Данные этого бюджета необходимы для обоснования характеристик остальных бюджетов всех уровней

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

 

2.Применение консолидированного бюджета

 

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное  финансовое планирование, так как  многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют показатели  консолидированных бюджетов в  перспективном планировании в  целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных  бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

При объединении (консолидации) бюджетов различных уровней очень важно не допустить ошибок. Поэтому разработаны специальные правила консолидации бюджетов, суммирования статей доходов, расходов и т.д. При этом запрещены следующие действия:

1) ведение двойного учета по  трансфертам (так как они относятся к доходам бюджета одного уровня и к расходам бюджета другого уровня в составе консолидированного бюджета);

2) суммировать дефицит одного  бюджета с профицитом другого (при этом взаимно сокращаются  дефицит и профицит в составе  одного консолидированного бюджета). Несоблюдение этих ограничений при консолидации трехуровневого бюджета может привести к появлению тройного счета.

Для более подробного учета в бюджетной сфере используются также следующие понятия: консолидированный расширенный бюджет и расширенный бюджет правительства. Расширенный бюджет правительства состоит из федерального государственного бюджета и внебюджетных фондов. При использовании данного вида бюджета не требуется консолидации субфедеральных бюджетов и бюджетов местного уровня. 
Консолидированный расширенный бюджет - это свод бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Использование такого типа бюджета в Российской Федерации необходимо. Он помогает учесть влияние публичных расходов на состояние макроэкономической сбалансированности, так как если бы внебюджетные фонды не учитывались, то получаемые показатели оказались бы неверными. Однако для тех государств, в которых не формируются внебюджетные фонды, формирование такого консолидированного расширенного бюджета не требуется.

Рассмотрим пример. Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 1.

 

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Статьи дохода

млрд. руб.

% к итогу

1. Налоговые доходы

1.1. Налог на прибыль

1.2. Подоходный налог с  физических лиц

1.3. Налог на добавленную  стоимость

1.4. Акцизы

1.5. Налоги на имущество

1.6. Платежи за использование  природных ресурсов

1.7. Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические операции

1.8. Прочие налоги, сборы  и пошлины 

2. Неналоговые доходы

2.1. Доходы от государственной  собственности или от деятельности

2.2. Доходы от продажи  принадлежавшего государству имущества

2.3. Доходы от реализации  государственных запасов

2.4. Доходы от внешнеэкономической деятельности

2.5. Прочие неналоговые  доходы

3. Безвозмездные перечисления

4. Поступления от целевых бюджетных фондов

       Итого  доходов

59415

10480

75235

18282

64407

47743

37174

 

27177

 

28791

63950

9643

 

23427

 

5316

 

11584

 

11933

9514

45065

 

71265

83,4

14,7

10,6

25,7

9,0

6,7

5,2

 

3,8

 

4,0

9,0

1,3

 

3,3

 

0,7

 

1.6

 

1.7

1,3

6,3

 

100


 

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налог на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (6%) и доходы от продажи принадлежащего государству имущества (3%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.

Следует отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42—43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве.

Бюджетные расходы Российского государства можно проследить по данным табл. 2.

Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Направление расходов

млрд.руб.

% к итогу

1

2

3

1. Государственное управление

2. Международная деятельность 

3. Национальная оборона

4. Правоохранительная деятельность  и обеспечение  безопасности 

5. Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу 6. Промышленность, энергетика и строительство 

7. Сельское хозяйство  и рыболовство 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 

9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 

10. Развитие рыночной инфраструктуры 11. Жилищно-коммунальное хозяйство 12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 

13. Образование  

14. Культура и искусство  

15. Средства массовой информации

16. Здравоохранение и физическая культура 

17. Социальная политика  

18. Обслуживание государственного  долга 

19. Пополнение государственных  запасов и резервов

20. Прочие расходы  

21. Мобилизационная подготовка  экономики 

22. Расходы целевых бюджетных  фондов  

Всего расходов  

29013

2625

81377

59060

 

        11512

 

        50244

 

31077

        4068

 

 

23501

 

1183

        112554

         7521

 

 

112594

13934

3405

        77103

 

63503

41369

 

9464

 

67594

708

 

36071

 

839489

3,5

0,3

9,7

7,0

 

      1,4

 

       6,0

 

3,8

       0,4

 

 

2,9

 

0,1

      13,4

       0,9

 

 

13,4

1,6

0,4

      9,2

 

7,6

4,9

 

1,1

 

8,1

0,1

 

4,2

 

100


 

Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность — более 10%, оборону — 10%, обслуживание государственного долга — 5%, социально-культурные расходы — более 30%.

Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6%, сельское хозяйство и рыболовство — 4%, транспорт, дорожное хозяйство, связь —3%, жилищно-коммунальное хозяйство — 13%.

Все это свидетельствует о кризисе и снижении роли государства в экономическом процессе.

 

 

 

Список литературы

 

1. Г. Б. Поляк  Бюджетная система  России.

2. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет  и бюджетная система РФ: Уч. пос. М.: Дашков и К, 2003.

3. Бетин О. И., Преображенский Б. Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во "Центр духовного возрождения Черноземного края", 2001. 208 с.

 

 


Информация о работе Консолидированный бюджет