Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 23:05, контрольная работа
Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов, утверждаемых и принимаемых на определенной территории РФ.
Консолидированные бюджеты классифицируются в зависимости от территории на следующие группы:
1) консолидированный бюджет РФ ( состоит из Федерального бюджета и свода всех консолидированных бюджетов РФ) (рис.1.);
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ (состоят из бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъектов) (рис.2.);
Министерство образования и науки РФ
Брянский государственный технический университет
Кафедра “Экономика, организация производства, управление”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Бюджетное право
ВАРИАНТ 10
« Консолидированный бюджет»
Студент гр.3-11-ФК2
Финогено Е.В.
Преподаватель
Шлемина И.В.
Брянск 2011 г.
Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов, утверждаемых и принимаемых на определенной территории РФ.
Консолидированные бюджеты классифицируются в зависимости от территории на следующие группы:
1) консолидированный бюджет РФ
( состоит из Федерального
2) консолидированные бюджеты субъ
3) консолидированные бюджеты муниципальных образований (состоят из свода всех видов бюджетов, утвержденных на территории местного самоуправления).
Рис.1. Схема консолидированного бюджета РФ
Рис.2. Схема консолидированного бюджета области
Консолидированный бюджет необходим в процессе бюджетного прогнозирования и планирования, поэтому разрабатывается совместно с бюджетом соответствующего уровня. Данные этого бюджета необходимы для обоснования характеристик остальных бюджетов всех уровней
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
1. Показатели консолидированных
бюджетов используются в
2. Важна роль показателей
3. Без расчета показателей
4. Большую роль играют
Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
При объединении (консолидации) бюджетов различных уровней очень важно не допустить ошибок. Поэтому разработаны специальные правила консолидации бюджетов, суммирования статей доходов, расходов и т.д. При этом запрещены следующие действия:
1) ведение двойного учета по трансфертам (так как они относятся к доходам бюджета одного уровня и к расходам бюджета другого уровня в составе консолидированного бюджета);
2) суммировать дефицит одного бюджета с профицитом другого (при этом взаимно сокращаются дефицит и профицит в составе одного консолидированного бюджета). Несоблюдение этих ограничений при консолидации трехуровневого бюджета может привести к появлению тройного счета.
Для более подробного учета в бюджетной
сфере используются также следующие понятия:
консолидированный расширенный бюджет
и расширенный бюджет правительства. Расширенный
бюджет правительства состоит из федерального
государственного бюджета и внебюджетных
фондов. При использовании данного вида
бюджета не требуется консолидации субфедеральных
бюджетов и бюджетов местного уровня.
Консолидированный расширенный бюджет
- это свод бюджетов и внебюджетных фондов
всех уровней.
Использование такого типа бюджета в Российской Федерации необходимо. Он помогает учесть влияние публичных расходов на состояние макроэкономической сбалансированности, так как если бы внебюджетные фонды не учитывались, то получаемые показатели оказались бы неверными. Однако для тех государств, в которых не формируются внебюджетные фонды, формирование такого консолидированного расширенного бюджета не требуется.
Рассмотрим пример. Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 1.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)
Статьи дохода |
млрд. руб. |
% к итогу |
1. Налоговые доходы 1.1. Налог на прибыль 1.2. Подоходный налог с физических лиц 1.3. Налог на добавленную стоимость 1.4. Акцизы 1.5. Налоги на имущество 1.6. Платежи за использование природных ресурсов 1.7. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 1.8. Прочие налоги, сборы и пошлины 2. Неналоговые доходы 2.1. Доходы от государственной
собственности или от 2.2. Доходы от продажи
принадлежавшего государству 2.3. Доходы от реализации государственных запасов 2.4. Доходы от внешнеэкономической деятельности 2.5. Прочие неналоговые доходы 3. Безвозмездные перечисления 4. Поступления от целевых бюджетных фондов Итого доходов |
59415 10480 75235 18282 64407 47743 37174
27177
28791 63950 9643
23427
5316
11584
11933 9514 45065
71265 |
83,4 14,7 10,6 25,7 9,0 6,7 5,2
3,8
4,0 9,0 1,3
3,3
0,7
1.6
1.7 1,3 6,3
100 |
Как следует из таблицы, в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.
Налоги, связанные с производством (налог на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.
Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения.
Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (6%) и доходы от продажи принадлежащего государству имущества (3%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.
Следует отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42—43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве.
Бюджетные расходы Российского государства можно проследить по данным табл. 2.
Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)
Направление расходов |
млрд.руб. |
% к итогу |
1 |
2 |
3 |
1. Государственное управление 2. Международная деятельность 3. Национальная оборона 4. Правоохранительная 5. Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническо 7. Сельское хозяйство и рыболовство 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 10. Развитие рыночной инфраструктуры 11. Жилищно-коммунальное хозяйство 12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 13. Образование 14. Культура и искусство 15. Средства массовой информации 16. Здравоохранение и физическая культура 17. Социальная политика 18. Обслуживание государственного долга 19. Пополнение государственных запасов и резервов 20. Прочие расходы 21. Мобилизационная подготовка экономики 22. Расходы целевых бюджетных фондов Всего расходов |
29013 2625 81377 59060
11512
50244
31077 4068
23501
1183 112554 7521
112594 13934 3405 77103
63503 41369
9464
67594 708
36071
839489 |
3,5 0,3 9,7 7,0
1,4
6,0
3,8 0,4
2,9
0,1 13,4 0,9
13,4 1,6 0,4 9,2
7,6 4,9
1,1
8,1 0,1
4,2
100 |
Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность — более 10%, оборону — 10%, обслуживание государственного долга — 5%, социально-культурные расходы — более 30%.
Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6%, сельское хозяйство и рыболовство — 4%, транспорт, дорожное хозяйство, связь —3%, жилищно-коммунальное хозяйство — 13%.
Все это свидетельствует о кризисе и снижении роли государства в экономическом процессе.
1. Г. Б. Поляк Бюджетная система России.
2. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Уч. пос. М.: Дашков и К, 2003.
3. Бетин О. И., Преображенский Б. Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во "Центр духовного возрождения Черноземного края", 2001. 208 с.