Кооперация в экономической программе христианских социалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Наряду с марксистско-ленинским учением о кооперации существуют ненаучные, мелкобуржуазные теории кооперации. Они возникли как разновидность идей утопического социализма (утопические мечтания о будущем идеальном устройстве человеческого общества) и впоследствии стали называться теориями «кооперативного социализма».
«Кооперативный социализм» - идеология мелкой буржуазии, которая при капитализме занимает промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией. Как трудящийся класс мелкая буржуазия тянется к лозунгам и целям рабочего класса, т.е. к социализму, но как класс собственников не желает ликвидировать частную собственность и готова, как на самое большее, лишь на создание кооперативной, т.е. групповой, собственности.

Файлы: 1 файл

_istoriya_potrebitelskoy_kooperacii_rossii.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)


Контрольная работа № 1

 

Вариант №04

 

 

 

по дисциплине

 

История потребительской  кооперации России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №6. Кооперация в экономической программе  христианских социалистов

 

 

Наряду с марксистско-ленинским  учением о кооперации существуют ненаучные, мелкобуржуазные теории кооперации. Они возникли как разновидность идей утопического социализма (утопические мечтания о будущем идеальном устройстве человеческого общества) и впоследствии стали называться теориями «кооперативного социализма».

«Кооперативный социализм» - идеология мелкой буржуазии, которая при капитализме занимает промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией. Как трудящийся класс мелкая буржуазия тянется к лозунгам и целям рабочего класса, т.е. к социализму, но как класс собственников не желает ликвидировать частную собственность и готова, как на самое большее, лишь на создание кооперативной, т.е. групповой, собственности.

Основатели критически-утопического социализма и коммунизма, особенно Роберт Оуэн, пропагандировали кооперацию как средство достижения высокой цели - социалистического общества. Они идеализировали самоуправляющиеся общины, основанные на коллективной собственности, совместном труде и равенстве прав всех членов. Общины предполагалось создавать не путем национализации капиталистической собственности, а на добровольные пожертвования просвещенных и «благородных» буржуа. Общины представлялись ячейками, способными накопить средства для постепенного преобразования капитализма. Значения политической борьбы и революционной роли рабочего класса социалисты-утописты не признавали, считая возможным переход к социализму только мирным путем.

Эти ошибки объяснялись  незрелостью материальных предпосылок  освобождения пролетариата и его  недостаточной организованностью как класса. Вместе с тем в неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией сама критика капитализма и идеи перехода к социализму объективно просвещали рабочий класс.

Позднее ненаучные теории кооперации были подхвачены эпигонами утопического социализма.  Капитализм все больше обострял классовые антагонизмы, и рабочие все активнее включались в борьбу с буржуазией, но ближайшие ученики и последователи великих утопистов игнорировали эти факты. Осуществить свои общественные утопии они по-прежнему мечтали путем организации общин и кооперативов, старались затушевать классовую борьбу и примирить интересы наемного труда и капитала. Если основатели критически-утопического социализма и коммунизма «были во многих отношениях революционны, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - то их ученики всегда образуют реакционные секты»1.

Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных  общин (коммун), перестраивающих всю  жизнь своих членов; потом понятие  кооперации сузилось, и она стала  рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих  социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Последователь Оуэна, его соотечественник, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из виднейших теоретиков и практиков кооперативного движения. Этот выпускник Кембриджского университета был широко образован, прекрасно разбирался в философии и политической экономии, являлся сторонником трудовой теории стоимости. Один из основателей Агропромышленной школы в г. Брайтоне, он здесь читал лекции по политической экономии. Кинг высоко ценил труд. Он писал: «Труд есть основание и краеугольный камень здания, корень дерева, неиссякаемый источник могущественного потока, сердце организма, сущность жизни»1. А что собой представляет капитал, который противостоит труду? Капитал является сбереженным продуктом труда. Труд и капитал разъединены, а между ними, наоборот, должна существовать естественная связь. Обеспечить такую связь способны образование и воспитание рабочих, их взаимная кооперация, основанием, тайной которой служит труд, и только он один. Будучи оуэнистом, Кинг всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. В Брайтоне он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячную газету «Кооператор», чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения. Британцы до сих пор называют Кинга учителем кооперации.

Оуэн, как известно, рассчитывал  на государственную поддержку и финансовую помощь совестливых фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой несбыточной идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность и самопомощь рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные скромные средства строить новый мир.

По мнению Кинга, для  освобождения труда от эксплуатации фабрикантами и заводчиками необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно:

1)  создать общество  для кооперативной пропаганды  и сбора средств путем посильных взносов;

2)  на собранные  деньги организовать потребительские  кооперативы с собственными торговыми лавками для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала за счет прибылей от торговли;

3)  открывать производственные  предприятия этих же кооперативов для увеличения капитала, обеспечения работой и заработками членов кооперативов;

4) наконец, накопив достаточные  кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины.

В итоге трудящиеся начинают работать на себя; они перестают трудиться на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала. Так рассуждал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в  теории и неудачлив на практике. Тем не менее, под влиянием его  пропаганды в Брайтоне и других британских городах произошел взлет кооперативного движения потребителей, хотя этот взлет продолжался совсем недолго.

Кинг был сыном священника, и, возможно, поэтому его учение имело религиозную окраску. Кинг полагал, что истинная кооперация является воплощением нравственных принципов Христа, и что именно дух христианства обеспечит кооперативам длительную жизнеспособность. В этом смысле Кинг был одним из предшественников школы христианских социалистов.

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах. Одну из попыток строить экономическую жизнь на кооперативной основе предпринял французский общественный деятель идеолог христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Он был врачом по профессии, автором философских сочинений, католиком по воспитанию и вере, бунтовщиком по темпераменту, попытавшимся примирить религию с революцией.

Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих. А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею - отчислять 20% прибылей ассоциации в «нераздельный и неотчуждаемый фонд». Основное назначение этого неделимого фонда - приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела. Не менее практичными были и остальные принципы, предложенные Бюше: распределение 80% прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении года.

Бюше рассчитывал, что, постоянно  увеличиваясь и переходя от поколения к поколению, неделимый фонд позволит ассоциированным трудящимся выкупить у буржуазии все орудия производства; тогда экономическую основу новой модели общества - христианского социализма - составят кооперативная собственность, кооперативное производство.

Под непосредственным влиянием агитации Бюше в начале 1830-х годов во Франции были созданы производственные ассоциации столяров, рабочих-ювелиров и каменотесов.

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов— Джона Ледлоу (1821-1911), Чарльза Кингс-ли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др. Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении как его организаторы и лидеры, явились проповедниками производственной кооперации среди полупролетарских и пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы. Христианские социалисты утверждали, что потребительским кооперативам следует ограничиться исключительно торговлей, а организацией производства должны заниматься производственные ассоциации. Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона.

Если план Бюше был рассчитан  преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист, историк и журналист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих. В своей книге «Организация труда» (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать «банкиром для бедных» и на первых порах регулировать деятельность этих мастерских. Под ассоциациями или мастерскими подразумевались производственные кооперативы. Каждый такой кооператив занимается определенной отраслью производства, обходится без наемного труда, управляется выборными лицами. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места конкуренции, кризисам и безработице. В период революции 1848 г. была предпринята попытка осуществить идеи Блана. Сам он, любимец рабочего люда, стал министром труда во временном французском правительстве, и последнее ассигновало капитал в 3 млн. франков на поддержку производственных ассоциаций. Было основано до 300 новых ассоциаций; однако уже спустя три года из них сохранилась всего лишь дюжина.

В дальнейшем антимарксистские взгляды на кооперацию распространяли мелкобуржуазные социалисты XIX в. Многие из них придерживались концепции надклассовости государства, а решение социально-политических проблем связывали с производственной кооперацией, которую предлагали развивать в рамках капитализма за счет государственных субсидий.

Жизнь показала несостоятельность  идеи кооперативного строительства  за счет государственных средств.

Тем не менее один из деятелей германского  рабочего движения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии и блестящий оратор, выдвинул программу учреждения для рабочих производственных товариществ, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством. Он полагал, что эти товарищества, охватив всю страну, заменят частную собственность на средства производства общественной собственностью и в итоге совершится переход к социализму без пролетарской революции.

По поводу такой извращенной  трактовки перехода к социализму К. Маркс писал: «Это вполне достойно фантазии Лассаля, будто с помощью государственных субсидий можно так же легко построить новое общество, как новую железную дорогу!»2 Основоположники марксизма разъясняли, что строительство социализма начнется лишь после установления диктатуры пролетариата и экспроприации капиталистов. А практика кооперативного движения довольно скоро показала невозможность ликвидации капитализма и перехода к социализму только на основе собственного развития кооперации, в том числе и производственной.

В то же время в условиях домонополистического капитализма в ряде европейских стран хозяйственные успехи сопутствовали развитию потребительской кооперации. В 1885г. во французском городе Ниме возникла школа, в которой теория «кооперативного социализма» получила классически законченную форму. Родоначальник нимской школы буржуазный экономист Шарль Жид (1847- 1932) утверждал, что все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ. Далее Жид рассуждал, что имеющая такие стимулы для установления своего господства потребительская кооперация овладеет сначала всей торговлей, затем отраслями легкой и пищевой промышленности и, наконец, сельскохозяйственным производством. По мнению теоретиков нимской школы, не в результате социалистической революции, а благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета будет создана новая общественная система - кооперативная республика.

Эта враждебная марксизму теория «кооперативизма» несостоятельна уже потому, что она  допускает сохранение наряду с кооперативными предприятиями частнокапиталистических предприятий в решающих отраслях, производящих средства производства. Следовательно, неизбежна зависимость потребительской кооперации от капиталистического производства, и кооперативы не в состоянии овладеть всей хозяйственной жизнью. Более того, имея превосходство только перед мелкой торговлей, потребительская кооперация практически беззащитна перед крупным торговым капиталом.

Автором еще одного течения ненаучной  кооперативной мысли - кооперативного реформизма - был вождь реформизма немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932), который требовал отказа от основных положений марксизма, и задачей рабочего класса объявил борьбу за частичные реформы – совместно с буржуазией. Потребительскую кооперацию он рассматривал в качестве рычага, позволяющего без применения насилия перераспределить торговую прибыль капиталистов в интересах рабочих. Существующие в буржуазном обществе кооперативы и профсоюзы реформист Бернштейн называл элементами социализма, врастающими в капитализм.

Информация о работе Кооперация в экономической программе христианских социалистов