Межбюджетные отношения в Бразилии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:47, доклад

Описание работы

Текущая конституция определяет Бразилию как федеративную республику. (корпоративная модель межбюджетных отношений, в которой местное самоуправление является третьим равноправным партнером и в которой функции разных бюджетных уровней тесно переплетены, механизм горизонтального выравнивания – распределение потоков непосредственно между территориями, либо их распределение через федеральный центр).
Согласно ст. 18 действующей Конституции политико-административная организация Федеративной Республики Бразилии включает Союз, штаты, федеральный округ и муниципии-административно-территориальные единицы, на которые подразделяются штаты, которые все пользуются автономией в рамках Конституции.

Файлы: 1 файл

Доклад МБО Бразилия.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

Межбюджетные отношения  в Бразилии

Текущая конституция определяет Бразилию как федеративную республику. (корпоративная модель межбюджетных отношений, в которой местное самоуправление является третьим равноправным партнером и в которой функции разных бюджетных уровней тесно переплетены, механизм горизонтального выравнивания – распределение потоков непосредственно между территориями, либо их распределение через федеральный центр).

Согласно ст. 18 действующей  Конституции политико-административная организация Федеративной Республики Бразилии включает Союз, штаты, федеральный округ и муниципии-административно-территориальные единицы, на которые подразделяются штаты, которые все пользуются автономией в рамках Конституции. (Республика и Союз — не синонимы. Союз — это юридическое лицо публичного права с политической правоспособностью, которое во внутренних отношениях автономно, тогда как Республика суверенна). 

 

В территориальном отношении  страна непосредственно разделена  на 26 штатов, федеральный округ, в  котором находится столица страны — город Бразилиа, а также на три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти. Субъектами бразильской федерации являются не только штаты, но и федеральный округ.

Бюджетная система  Бразилии состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 26 штатов и 5564 муниципальных образований.

В Бразилии органы власти на уровне штатов и муниципалитетов  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: начальное и среднее  образование, местная полиция и  пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве  лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

Конституция Бразилии наделяет собственными налоговыми полномочиями федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов  получают права по установлению и  сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов.

Также необходимо отметить, что для бюджетной системы  Бразилии характерно право органов  власти на каждом ее уровне по администрированию  только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и  регулировать. Такой порядок предоставляет  органам власти на различных уровнях  большую фискальную независимость  и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

Конституция определяет обязательные налоговые трансферты между федеральным правительством, штатами и муниципалитетами. Они  могут быть прямыми или через  специально создаваемые фонды. Трансферты всегда направляются с более высокого государственного уровня на более низкие: с федерального – в штаты и муниципалитеты, из штатов – в муниципалитеты.

Перечень обязательных трансфертов: штаты и муниципалитеты собирают налог на прибыль со всех доходов, которые выплачиваются  из средств соответствующих бюджетов, средств компаний и организаций, подчиненных штатам или муниципалитетам, средств организаций, учрежденных  и финансируемых этими субъектами федерации; муниципалитетам причитается 50% от налога на земли, используемые в  сельском хозяйстве и находящиеся  в границах муниципалитета; муниципалитетам причитается 50% от налог на автотранспорт, зарегистрированный на их территории; муниципалитетам причитается 25% от налога на оборот товаров и оказание транспортных услуг (в т.ч. минимум 3/4 от стоимости, созданной на их территории и 1/4 – по законодательству штата); 30% налога на финансовые операции и сделки с золотом остается в штате, а 70% – в муниципалитете, откуда переводятся средства.

Для трансферта средств  используются следующие фонды.

Фонд компенсации за экспортируемую продукцию: создан из 10% поступлений от налога на промпродукцию. Средства из фонда распределяются пропорционально объему экспорта промпродукции. При этом максимальная доля отчислений из фонда не может превышать 20% его капитала.

Фонд развития штатов: 21,5% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль распределяются между штатами пропорционально количеству населения и в обратной пропорции к доходу на душу населения штатов.

Фонд развития муниципалитетов: 22,5% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль распределяются между муниципалитетами пропорционально количеству населения. 10% фонда идет в муниципалитеты столиц штатов.

(Более бедные штаты и муниципалитеты, особенно где не так много  производства, имеют низкую налоговую  базу. Для того чтобы помочь этим территориям, федеральное правительство создало механизм распределения доходов, базирующихся, в основном, на двух фондах: Фонде участия муниципалитетов и Фонде участия штатов.

Часть поступлений от федерального подоходного налога и федерального НДС обеспечивает средства для этих фондов. Ставка перераспределения составляет 44 %. 21,5% из фонда участия штатов и 22,5%- из фонда участия муниципалитетов. Суммы переводимые фондам, достаточно внушительные и в 2011 году составили  в общей сложности 27,25 млрд $ или 2,5 % от ВВП. )

Фонды развития регионов: в фонды, занимающиеся финансированием  развития северных, центрально-западных и северо-восточных регионов (группы штатов, выделяемые в соответствии с местным административным делением страны) поступает 3% поступлений от налогов на промпродукцию и на прибыль.

Через фонды  в штаты и муниципалитеты передается 47% поступлений от налога на прибыль  и 57% – от налога на промпродукцию.

Бюджет Бразилии на 2012 год имеет  ставку инфляции  4,8%. Это больше запланированных ранее 4,5%, ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Номинальный рост заработной платы  в 2012 году составлял 9,8%.

Расходы бюджета на 2012 год были урезаны на 25,6 млрд. реалов (0,6% ВВП. Бюджет Бразилии-2012 получился профицитным (профицит составляет 114,2 млрд. реалов или 2,5% ВВП), что, однако, ниже профицита бюджета-2011 (127,9 млрд. реалов). Чистые доходы бюджета Бразилии на 2012 год составят 911,7 млрд. реалов, что составляет 20,09% от ВВП. Обязательные расходы бюджета составили 610,8 млрд. реалов, что эквивалентно 13,46% от ВВП.

(((Согласно данным Министерства планирования, на здравоохранение будет выделено на 9,3 млрд. реалов больше, чем в 2011 году. Бюджет программы «Бразилия без нищеты» увеличится в 2012 году на 8,8 млрд. реалов, а на образование будут потрачено на 8,3 млрд. реалов больше.)))

Долгосрочный план развития на 2012-2015 годы, предусматривает общий объем  расходов в размере 5,4 трлн. реалов до 2015 года. Бюджет расходов будет состоять из доходов от налогов и страхования - 3,7 трлн. реалов (68,2%), внебюджетных доходов - 1,4 трлн. реалов (25%) и государственных  инвестиций - 370 млн. реалов (7%).

ВВП номинал 2,023 трлн $

 

При размежевании компетенции в  Бразилии используется довольно сложный подход, который предполагает распределение предмета ведения с учетом роли не только союза и штатов (как это принято в других федерациях), но и федерального округа и муниципий. Различаются три основные сферы компетенции: исключительная компетенция союза (сношения с иностранными государствами, вопросы войн и мира, обороны страны, денежное обращение, управление связью, гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное и трудовое право и многое другое)1, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа, муниципий (зашита Конституции, законов, демократических институтов; охрана публичной собственности; сохранение культурных ценностей и исторических документов; обеспечение доступа к науке и образованию; сохранение лесов, фауны и флоры. Детальное распределение полномочий  осуществляется дополнительным законом) и, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий) (налоговое, финансовое, пенитенциарное право, производство и потребление, образование, культуру, социальное обеспечение, защиту юношества и др.В этой сфере союз устанавливает только общие принципы, а детальное регулирование осуществляется штатами и федеральным округом).

Последняя охарактеризована в Конституции как совместная компетенция этих образований (союза, штатов, округа) «по законодательству» (муниципальные органы законов не издают, хотя в отдельных местах бразильской Конституции есть упоминания о законах муниципий, под которыми понимаются скорее всего их нормативные правовые акты). Штаты имеют остаточную компетенцию: они вправе самостоятельно решать вопросы, не входящие в исключительную федеральную компетенцию и в совместную компетенцию. Но если по предметам ведения совместной компетенции издан федеральный закон, он имеет высшую силу по сравнению с законом штата.

Федеральные:

Налог на прибыль 16,91 5,81

Налог на промышленную продукцию 4,75 1,63

Налог на финансовые операции 0,87 0,3

Налоги  на внешнюю торговлю 2,24 0,77

Налог на земли, используемые в сельском хозяйстве 0,05 0,02

Обязат. федер. сборы (пенсионный фонд госслуж.) 0,08 0,03

Сбор  на социальное страхование 15,01 5,16

Сбор  на финансирование социального обеспечения 11,17 3,84

Сбор  с осуществляемых финансовых операций 4,22 1,45

Сбор  с чистой прибыли юрлиц 2,21 0,76

Сбор  на программы соц. Интеграции и обеспечения  федеральных служащих 2,74 0,94

Сбор  на страхование федеральных служащих 0,94 0,32

Прочие  социальные сборы 0,51 0,17

Сбор  в Фонд обеспечения занятости  населения 5,18 1,78

Сбор  «на пособия для обучения» 0,77 0,26

Сбор, распред. среди ряда фед. фондов (Sistema «S») 0,8 0,27

Итого 68,72 23,61

 

Штаты:

Налог на оборот товаров и оказание трансп. услуг 23,17 7,96

Налог на автотранспорт 1,55 0,53

Налог на завещанное и дареное имущество 0,08 0.03

Прочие  сборы 0,41 0,14

Отчисления  в пенсионные фонды штатов 1,5 0,52

Прочие 0,09 0,03

Итого 26,8 9,21

Муниципалитеты:

Налог на услуги 1,67 0,57

Налог на постройки и использ. городской территорий 1,32 0,45

Налог на дарение недвижимости 0,24 0,08

Прочие  сборы 0,84 0,29

Отчисления  в пенсионные фонды муниципалитетов 0,31 0,11

Прочие 0,11 0,04

Итого 4,48 1,54


Информация о работе Межбюджетные отношения в Бразилии