Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:27, курсовая работа
На определенном этапе развития общества возникает потребность в управлении. На раннем этапе развития человечества управление обществом осуществлялось при помощи специальных норм поведения – обычаев. Но общество – это динамическая, развивающаяся система, поэтому постепенно происходило разложение первобытнообщинных порядков и замена родовой организации государственной властью. Теперь для управления обществом государство должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Таким образом складываются нормы права.
Введение 3
Глава 1. Нормы Права 4
1.1.Понятие и признаки нормы права 4
1.2.Структура нормы права 6
1.3.Классификация норм права 10
Глава 2. Источники Права 13
2.1. Понятие источника (формы) права 13
2.2.Виды источников права 14
2.3. Нормативно-правовой акт 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24
Правовой прецедент - решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами.15 (Распространен преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.). Видами правовых прецедентов являются судебные и административные прецеденты.
Прецедент как источник права
известен с древнейших времен. В
Древнем Риме в качестве прецедентов
выступали, например, устные заявления
(эдикты) или решения по конкретным
вопросам преторов и других магистратов.
Первоначально они имели
Формально прецедент может выражаться как в единичном, персонально определенном решении высшей судебной или административной инстанции, так и в нормативном обобщении практики, обеспечивающей единство правоприменительной деятельности (ст. 389 ГПК РФ).
Специфическое преимущество данной формы права состоит в том, что ее создает руководящий орган, обеспечивающий координацию повседневного применения права и способный учесть наиболее целесообразный опыт, разнообразие и динамику общественной жизни. Причем в прецеденте обязательно не все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего прецедентное решение или приговор. При этом судье, в последующем рассматривающему конкретное дело, предоставляется широкая возможность проявления личной инициативы, так как при отсутствии полного тождества сравниваемых ситуаций именно он оценивает степень их аналогичности.
Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон.
Правила поведения (нормы), закреплённые в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определённый, но не персонифицированный характер, а во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения.17 Основными характеристиками нормативного договора являются: нормативность содержания; добровольность заключения, согласие сторон по всем существенным аспектам соглашения; равенство сторон; общность интересов; эквивалентность взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В отечественной и зарубежной
практике нормативные договоры имеют
место, например, во взаимоотношениях
между государствами и
Действующая Конституция
Российской Федерации устанавливает,
что с помощью договоров могут
регулироваться, кроме того, взаимоотношения
внутри субъектов Федерации. Так, согласно
статье 66 (ч.4) федеральным законом
и договором могут
Важным видом договора
является международный договор. Он
представляет собой соглашение между
различными субъектами международного
права, и в первую очередь между
государствами, призванное регулировать
возникающие между ними отношения
путем установления, прекращения
или изменения их взаимных прав и
обязанностей. Существуют различные
виды международных договоров: двусторонние
и многосторонние; политические, экономические
и договоры, заключаемые по специальным
вопросам. Каждый из них содержит общие
правила поведения и выступает
как результат согласования воль
субъектов – участников того или
иного договора. В ряде государств,
включая Россию, международные договоры,
в которых участвуют эти
Ярко выраженным примером нормативного договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.
Содержание коллективного договора составляют взаимные обязательства сторон по вопросам труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации. Все положения договора имеют обязательный характер для предприятий и учреждений, на которые они распространяются. В них содержатся общеобязательные правила поведения, имеющие, однако, строго ограниченный, локальный характер. 19
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщённого характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.20
Нормативно-правовые акты являются
основным и важнейшим источником
права в странах
Но необходимо обратить внимание на то, что термин «акт» имеет в сфере права два значения:
Когда речь идет об источниках права, то слово «акт» понимается во втором из случаев.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.22
Основные черты нормативно-
Нормативные правовые акты
образуют иерархически организованную
систему, отражающую юридическую силу
каждого акта. В системе нормативных
правовых актов любого государства
особое место занимает конституция.
Особенность конституции
Конституция имеет политическое
содержание. В ней закрепляются формы
государственного устройства, система
органов государственной
Так, согласно действующей
конституции Российской Федерации,
предусматривается, что высший представительный
и законодательный орган
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.26
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Принципиальное отличие состоит в том, что первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее – неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые акты, так и индивидуальные акты.
Нормативно-правовые акты так же следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания.
Все нормативно-правовые акты
подразделяются на два вида или группы:
законы и подзаконные акты. Основанием
их классификации выступает
В зависимости от этих же
критериев в каждой стране, а точнее
– в каждой правовой системе
устанавливается строгая
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим — подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы.27 Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственным органами решения по одному и тому же вопросу. И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства.
Таким образом, нормативный
правовой акт - это один из наиболее
совершенных источников права. Его
использование позволяет