Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 09:10, реферат
Тенденция современного периода — активное проникновение коммерческих банков на рынок ценных бумаг в прямой И опосредованной форме. В Японии, США и Канаде их место на фондовых рынках законодательно регулируется, поэтому банки используют косвенные пути участия в инвестиционной и Посреднической деятельности (трастовые компании, сотрудничество с брокерскими фирмами, кредитование инвестиционных компаний и банков). В странах, где законодательно разрешено осуществлять все виды операций с ценными бумагами, банки выступают эмитентами, посредниками и инвесторами.
Для привлечения денежных средств с целью пополнения ресурсов или финансирования инвестиционных проектов, отдельных мероприятий и т.п. банк может выпустить акции и облигации. При выпуске акций банк сначала выступает в качестве продавца, а затем - объектом долевой собственности акционеров. Если же банк выпускает облигации, то он сначала является продавцом, а затем - должником. Покупатели облигаций выступают в качестве кредиторов. Эмиссия банком собственных акций или же облигаций позволяет получить с минимальными издержками необходимые финансовые ресурсы для расширения сферы и объема предоставляемых услуг.
На основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный, заемный капитал банка. Среди акций банков наибольшее распространение имеют обыкновенные акции. Привилегированные акции выпускаются реже. В гражданском кодексе РФ (ст. 102 п. 4) налагаются ограничения на выпуск привилегированных акций, доля которых в общем объеме не должна превышать25%.Банковские облигации пользуются еще меньшей популярностью, чем привилегированные акции, хотя в мировой практике облигации банков занимают значительное место на финансовом рынке [8].
Повторный выпуск акций с целью увеличения уставного капитала акционерного банка разрешается лишь после оплаты акционерами всех ранее выпущенных акций. Он может содержать как обыкновенные так и привилегированные акции.
Выпуск облигаций банком для привлечения заемных средств может производиться лишь при условии полной оплаты всех выпущенных этим банком акций (если банк акционерный) или полной оплаты пайщикам своих долей в уставном фонде (если банк паевой) и на сумму не более собственного капитала банка.
При первичном размещении акций банк-эмитент не имеет права приобретать их за свой счет, на вторичном же рынке банки могут выступать в качестве своих собственных акций, но в строго установленных законом случаях. Многие акционерные банки с целью поддержания рыночного курса собственных акций проявляют высокую активность на вторичном рынке собственных акций.
Таким образом, российские банки активно осваивают выпуск векселей как краткосрочных долговых обязательств. Следует отметить, что хотя выпуск векселей и является эмиссионной операцией, сами векселя выписываются без регистрации эмиссионного проспекта, поэтому, данную операцию правомерно характеризовать как выпуск векселей. Банки используют выпуск векселей в основном с целью привлечь средства для активных операций банка по возможности за более низкую плату и с наименьшими накладными расходами по сравнению с использованием традиционных кредитно-депозитных форм вложения средств.
Объемы выпущенных кредитными организациями депозитных и сберегательных сертификатов, облигаций и векселей по их номинальной стоимости приводятся в разбивке по срокам погашения: до 1 года и свыше 1 года. Привлекая средства путем выпуска векселей, банки должны отчислять определенный процент от их суммы в фонд обязательных резервов ЦБ РФ.
Таким образом, выпуская процентный вексель, банк сразу получает в свое распоряжение сумму, эквивалентную номиналу векселя, от которой и осуществляется резервирование.
Эмиссию депозитных и сберегательных сертификатов могут осуществлять исключительно банковские учреждения, преследуя следующие цели: привлечение депозитных ресурсов для активных операций. Российские банки устанавливают гибкие сроки по депозитным сертификатам от 1 дня до 1 года; расширение клиентуры банка путем диверсификации услуг, предоставляемых клиенту; снижение риска ликвидности. Эмитируя депозитные сертификаты, банк получает пассивы с фиксированным сроком, что позволяет ему снизить риск ликвидности [4].
При первичном размещении депозитных сертификатов эффективным способом зарекомендовал себя аукционный метод. При его проведении банк предлагает инвесторам пределы процентных ставок, по которым предлагаются депозитные сертификаты к размещению. В первую очередь, удовлетворяются заявки на приобретение сертификатов, в которых указываются лучшие с позиции банка условия - минимальный процент размещения. Вторичный рынок может поддерживаться банком-эмитентом. В этом случае он должен осуществлять дилинг сертификатов, предлагая двусторонние котировки.
При значительных успехах развития российского банковского сектора, восприятии им большого числа банковских инноваций, вместе с тем, общие объемы банковских операций, являются в целом небольшими по сравнению с индустриально развитыми странами. В разных странах роль, отводимая банкам на рынке ценных бумаг, различна и обусловлена разными подходами к решению вопроса отношения последних к корпоративным ценным бумагам. В различных странах давались и по настоящее время даются разные ответы относительно участия банков на рынке ценных бумаг.
Принято выделять две модели рынка ценных бумаг (американскую и немецкую), в основе для которых являлся запрет или, наоборот, разрешение банкам проводить операции с акциями за свой счет [29].
Рассмотрим немецкую модель рынка ценных бумаг. Современное состояние рынка ценных бумаг Германии в значительной степени определяется характером ее кредитно-финансовой системы, которая существенно отличается от подобной системы США. В противоположность США, где коммерческие банки были отделены от инвестиционных банков и брокерских учреждений и в роли кредиторов реального сектора экономики в основном выступают институциональные инвесторы, банковские учреждения Германии имеют универсальный характер, то есть совмещают депозитно-ссудную, эмиссионную и инвестиционную деятельность.
В Германии банки имеют возможность без ограничений владеть акциями нефинансовых корпораций. Более того, в Германии до недавнего времени только банки могли непосредственно совершать сделки с ценными бумагами. Для Германии характерен также высокий уровень концентрации акционерного капитала в руках крупных инвесторов, прежде всего банков. Среди тысячи компаний, акции которых котируются на бирже, действительно распылена собственность только 60-70 компаний [8].
Основными держателями акций в Германии являются банки, концерны и государство. За указанный период структура распределения акционерного капитала существенно не изменилась, однако, наблюдается тенденция возрастания доли акций, находящихся в собственности физических лиц. В США в том же году во владении физических лиц находилось около 40 % акций. И половина принадлежала пенсионным и многочисленным инвестиционным фондам. Все вышеуказанные факторы привели к формированию своеобразной структуры участников рынка ценных бумаг, отличной от англосаксонских стран. Посредниками на рынке ценных бумаг Германии выступают исключительно банковские учреждения. Роль небанковских посредников на рынке Германии малозаметна.
В зависимости от своей специализации банки играют различную роль на рынке ценных бумаг. Центральный банк Германии осуществляет денежно-кредитную политику и является его главным эмиссионным органом, но в отличие от других стран он не осуществляет функцию надзора над прочими банковскими учреждениями. Эту задачу ранее выполняла Федеральная надзорная палата при Министерстве финансов. Сейчас она является частью единого регулятора финансового рынка BAFIN. На фондовом рынке Центральный банк является посредником лишь по государственным облигациям и осуществляет по ним расчеты.
В каждой из федеральных земель существует Земельный банк, выступающий в качестве центрального банка для всех сберегательных банков этой земли, а гарантом по вкладам в эти сберегательные банки является правительство федеральной земли. Помимо центрального банка в Германии функционируют универсальные и специализированные (сберегательные, кооперативные и ипотечные) банки [5].
Универсальные банки организуют эмиссии бумаг, выступают в качестве посредников в операциях с ценными бумагами, предоставляют услуги в области слияний и поглощений и все это наряду с выдачей кредитов и привлечением средств на депозиты.
Среди специализированных банков на финансовом рынке заметное место занимают сберегательные банки, доля которых в активах банковской системы составляет около 40%.
Ипотечные банки также занимают в Германии заметное место, предоставляя ипотечные ссуды за счет ресурсов, привлекаемых путем выпуска специальных ипотечных облигаций. Ипотечные банки также кредитуют государственные органы за счет эмиссии специальных публичных, облигаций.
Немецкое биржевое право подразделяет
рынок на три сегмента: официальный рынок,
регулируемый рынок и внебиржевой оборот.
Официальная торговля - это рынок ценных
бумаг, допущенных специальным органом
фондовой биржи к котировке на бирже. Операции
ведутся через т.н. «курсовых» или «официальных»
маклеров, назначаемых Советом биржи.
Для регулируемой торговли характерны
облегченные условия допуска на биржу
и менее строгие обязанности по публикации
отчетов, чем для официальной торговли.
В 2002 г. в Германии была проведена реформа всех видов надзорных органов, которые были объединены в единую организацию. Три федеральные надзорные организации: Федеральное ведомство по надзору за деятельностью кредитных учреждений, ведомство по надзору за деятельностью страховых компаний и ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами были объединены в Федеральное управление по надзору за финансовыми услугами.
Таким образом, была создана единая и
эффективная надзорная структура, центры
которой находятся в Бонне и во Франкфурте-на-Майне.
Новая организационная структура усиливает
эффективность надзора; в результате чего
немецкий финансовый рынок становится
более привлекательным для инвесторов.
Рассмотрим характерные черты банковской системы США. Характер развития банковской системы США на протяжении большей части XX в. и формирование ее современного облика в принципиальном плане были обусловлены реформами 30-х годов, которые заложили законодательные основы устойчивости банковской системы и существенно повлияли на последующее развитие не только банков, но и других финансовых институтов. Разделение сфер деятельности коммерческих и инвестиционных банков под действием требований Закона Гласс-Стигалла 1933 г. во многом предопределило принципы институциональной организации американского финансового рынка.
Основой деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений, за которыми было закреплено право принимать депозиты, стало проведение депозитно-ссудных операций. Им было запрещено выступать в качестве андеррайтеров и вести другие операции с акциями и облигациями корпораций. Возможности инвестирования коммерческих банков в ценные бумаги были ограничены государственными облигациями и инструментами денежного рынка. Таким образом, государство защищало средства вкладчиков, не позволяя коммерческим банкам вести с ними финансовые операции с высоким уровнем риска. Коммерческие банки превратились в институты, предназначенные главным образом для проведения расчетно- платежных операций, сбережения путем хранения депозитов и кредитования фирм и населения.
Коммерческим банкам принадлежит исключительно важная роль в современной экономике США. При широком разнообразии финансовых институтов и предлагаемых ими финансовых инструментов, коммерческие банки выступают ключевым звеном в проведении любых финансовых операций. Обеспечение расчетов по всем видам хозяйственной деятельности, депозитарных и других услуг подобного рода служит важной функцией коммерческих банков [2].
Операции банков с государственными ценными бумагами на фондовом рынке США имеют огромное значение для американской экономики, прежде всего в силу их крупных масштабов и системной роли ставки процента по этим облигациям на фондовом рынке страны. Банки выступают главными партнерами ФРС в ее операциях на открытом рынке, с помощью которых ФРС проводит регулирование денежной массы и влияет на уровень инфляции и экономической активности. Концентрируя в своих инвестиционных портфелях крупные пакеты государственных облигаций, проводя их массированную покупку или продажу в собственных интересах, коммерческие и инвестиционные банки могут оказывать существенное влияние на стоимость государственных облигаций на рынке ценных бумаг и тем самым могут помогать ФРС в достижении целей ее кредитно-денежной политики или противодействовать ее усилиям.
Особое место в кредитно-финансовой системе
США занимают инвестиционные банки, которые
по американской терминологии принято
называть "investment banks" или "investment
banking firms". Инвестиционные банки не имеют
права принимать депозиты, они создаются
на средства учредителей. Хотя в названии
этих институтов присутствует термин
«банк», по существу они представляют
собой инвестиционные компании, которые
выполняют функции андеррайтера, инвестора,
дилера, консультанта, а также
целый ряд других функций, связанных с
участием в операциях на рынке ценных
бумаг.
В США сложилась двухуровневая система
регулирования рынка ценных
бумаг: 1-й уровень - это органы государственного
регулирования, прежде всего Комиссия
по Ценным Бумагам и Биржам и специальные
органы регулирования в штатах, 2-й уровень
- саморегулирующиеся организации профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
Основными нормативными актами, регулирующими обращение ценных бумаг в США, являются «Закон о ценных бумагах» 1933 г. и «Закон о фондовых биржах» 1934 г. [9].
Существует весьма многочисленная группа
учреждений, выполняющих только одну операцию
- исполнение заявки по поручению клиента
с сопутствующими процедурами по клирингу,
зачислению ценных бумаг на счет клиента.
Это так называемые дисконтные дома. Поскольку
эти фирмы не предоставляют консультационных
услуг, размеры комиссионных у них на 25-60%
ниже, чем у полноценных брокерско-дилерских
фирм.
Так как запрет не распространялся на
операции банков с государственными ценными
бумагами, американские коммерческие
банки являются крупнейшими покупателями
некоторых из них (как федерального Правительства
так и местных органов власти), а также
активными участниками андеррайтинговых
синдикатов по муниципальным облигациям.