Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:56, курсовая работа
Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации 5
1.1. Понятие бюджетного процесса 5
1.2. Основные стадии бюджетного процесса РФ 8
Глава 2. Организация Бюджетного процесса РФ 13
2.1. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета 13
2.2. Исполнение бюджета 20
2.3. Бюджетный контроль и анализ 28
Заключение 32
Список литературы 33
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организация бюджетного
процесса в Российской Федерации 5
1.1. Понятие бюджетного процесса
5
1.2. Основные стадии бюджетного
процесса РФ 8
Глава 2. Организация Бюджетного
процесса РФ 13
2.1. Рассмотрение и утверждение
проекта бюджета 13
2.2. Исполнение бюджета 20
2.3. Бюджетный контроль и анализ
28
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что бюджетное планирование, частью которой является бюджетный процесс — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Переход от административно-командных методой управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления: отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России, что связано и с чисто практическими трудностями, возникающими в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Глава 1. Организация бюджетного
процесса в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетного процесса
Построение бюджетной системы
страны определяется ее государственным
устройством. Бюджетная система представляет
собой основанную на экономических и юридических
нормах совокупности бюджетов, существующих
на территории страны.
Под бюджетным устройством
согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ и
ст.1-5 Закона «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса РФ» понимается,
регламентируемая нормами права деятельность
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и
рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, утверждению и исполнению бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, а также по контролю за их исполнением.
Особенность бюджетов всех
уровней – последовательное прохождение
постоянно обновляющихся одних и тех же
стадий их формирования и исполнения в
установленном законом порядке. Это обусловлено
тем, что акт, издаваемый о бюджете того
или иного уровня, действует в течение
определенного периода времени, по окончании
которого должен быть принят новый акт
о конкретном бюджете на следующий период
времени.
Все стадии бюджетного процесса
регламентируются процессуальными нормами
бюджетного права. Таким образом, с юридической
точки зрения бюджетный процесс представляет
собой регламентированную нормами бюджетного
права деятельность органов государственной
власти и управления по составлению и
утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
В связи с тем что каждый бюджет действует
в течении одного года, все стадии бюджетного
процесса повторяются ежегодно.
Следует заметить, что современные рамки бюджетного года в разных странах не одинаковы. Так, в США, Италии, Бразилии, Австралии и некоторых других государствах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30 июля. Также например в Японии с 1 апреля по 31 марта, а во Франции как и в России с 1 января по 31 декабря. Как видно, общий закономерности здесь нет и в каждом случае начало бюджетного года обусловлено особенностями исторического и социального развития той или иной страны.[757]
Бюджетный процесс (ст.4 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ») в Российской Федерации выражает важнейшие черты, присущие бюджету государства: единство, полнота охвата всех доходов и расходов, реальность, публичность и гласность при рассмотрении и исполнении всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему. Современный бюджетный процесс в развитых странах включает следующие стадии прохождения бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Каждая из стадий урегулирована правом и обусловлена традициями бюджетного процесса страны. Бюджетный процесс охватывает довольно большой период времени, в некоторых странах он почти в три раза превышает бюджетный год и общая его продолжительность составляет около трех лет.
Составление бюджета (ст.16 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ»)возложено на главу государственного управления (или исполнительной власти). Конкретно данную работу во всех странах выполняют министерства финансов (в Англии – казначейства, в США – административное и финансовое управление). Составление бюджета начинается в определенные сроки (в большинстве стран они устанавливаются актами парламента и являются постоянными). Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией Российской Федерации, однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, являются Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации» и «Об основах бюджетного права и прав по формированию и исполнению внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров – Правительства Российской Федерации», регламентами обеих палат Федерального собрания Российской Федерации и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне. На основе Российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов1. Характерны и другие принципы, такие как, распределения полномочий в бюджетном праве основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. Всем без исключения стадиям бюджетного права свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению.[758] В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возрастной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т. д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную классификацию. Поэтому приказом Министерства Финансов РФ №177 от 29 декабря 1994г. с 1 января 1995г. в Российской Федерации введена новая редакция бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения3. Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий и т. д. С другой стороны в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является юридическим актом, лежащим в основе составления и использования бюджетов. Также бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст.18 Бюджетного Кодекса РФ).
1.2. Основные стадии бюджетного процесса РФ
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. исполнение бюджетов;
4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются:
" Президент Российской Федерации;
" органы законодательной (представительной) власти;
" органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
" органы денежно-кредитного регулирования;
" органы государственного и муниципального финансового контроля;
" государственные внебюджетные фонды;
" главные распорядители
и распорядители бюджетных
" иные органы,
на которые законодательством
РФ, субъектов РФ возложены
" бюджетные учреждения,
государственные и
Основные задачи бюджетного процесса:
" выявление материальных
и финансовых резервов
" максимально
приближенный к реальности
" максимально
точный расчет расходов
" обеспечение
максимальной
" согласование
бюджетов с реализуемой
" осуществление
бюджетного регулирования в
Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов. [759]
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации.
МФ РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ.[760]