Особенности бюджетного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Особенности бюджетного финансирования»

 

 

 

Введение

 

Бюджетная система Российской Федерации  – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления2.

Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном  финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные  учреждения; учреждения здравоохранения и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

 

 

 

1. Теоретические основы бюджетного финансирования

 

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования

 

Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении  денежных средств бюджетополучателю  и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится, как правило, по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель бюджетных средств – распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения, с экономической точки зрения, представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения, данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств3.

Категория «расходование  бюджетных средств» – это довольно емкая экономическая категория: применительно к бюджету она означает его распределение (что соответствует сущности понятия «расходы бюджета»), но применительно к конечному получателю бюджетных средств (например, бюджетному учреждению) данная категория означает использование (потребление) бюджетных средств. Это использование осуществляется в таких формах, как, например, выплата бюджетным учреждением заработной платы своим служащим, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи, приобретение предметов снабжения и расходных материалов и т.п. Таким образом, «использование» денежных средств, полученных из бюджета, в экономическом смысле осуществляется в рамках товарно-денежных отношений, а в правовом смысле – в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Данные отношения носят характер обмена и опосредуют они двухстороннее движение стоимости, где навстречу стоимости в денежной форме движется стоимость в товарной форме, в форме оказанных услуг или выполненной работы. При этом денежные средства, доведенные до бюджетного учреждения посредством бюджетных ассигнований, теряют свою принадлежность к бюджету (то есть принадлежность к казне) и трансформируются в денежные средства, принадлежащие юридическому лицу на праве оперативного управления.

Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной – в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

 

1.2 Характеристика основных форм бюджетного финансирования

 

Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения  и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.

Главное звено в бюджетной  системе – это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти4. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации. Наиболее важными признаками классификации расходов являются признаки уровня бюджетных расходов (федерального, регионального, местного) и экономического содержания бюджетных расходов. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть  расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и / или физическими лицами;
  • трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т.д.);
  • кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;
  • ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;
  • грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

 

 

2. Анализ бюджетного финансирования образования

 

2.1 Понятие и источники бюджетного финансирования образования

 

Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)5.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.6

В условиях развивающейся  в мире научно-технической революции  все большее значение приобретает  проблема обучения и воспитания подрастающего  поколения. Успехи в развитии государства в конце 20 – начале 21 вв. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Получение образования  является одним из важнейших конституционных  прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе7. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств. Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января

1996 г. №12 – ФЗ.

Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые8.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную  деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Практика обучения и  воcпитания подрастающего поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации  в настоящее время действуют  государственные, муниципальные и частные учебные заведения.9 Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Финансирование сферы  образования в России будет ежегодно увеличиваться на 20–30%, в 2009 году финансирование образования увеличено на 26% (до 423 млрд. рублей). В целом средства, которые страна тратила в последние годы и будет тратить на образование, увеличиваются каждый год, примерно, на 10–20%. И в дальнейшем эта тенденция сохранится10.

Проблемы, входящие в  компетенцию федеральных органов  исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ – с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т.д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия федеральной целевой программы, в которых данный регион участвует. В таблице 1 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг.

 

Таблица 1. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы развития (млн. рублей)11.

Источник финансирования

Объем финансирования

2006–2010 годы – всего

в том числе

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Всего

61952,35

9485,19

10360,97

12740,85

13622,23

15743,11

Федеральный бюджет

45335,02

6335

7518,44

9300,87

10196,93

11983,78

Другие источники – всего

16617,33

3150,19

2842,53

3439,98

3425,3

3759,33

в том числе:  
бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,74

2673,93

2133,82

2486,79

2470,78

2736,42

внебюджетные источники

4115,59

476,26

708,71

953,19

954,52

1022,91


 

Расходы на образование  и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах – более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%12.

Информация о работе Особенности бюджетного финансирования