Особенности и виды реорганизации кредитных организаций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект
1.1 Понятие реорганизации кредитных организаций…………………………….4
Глава 2. Основные формы реорганизации кредитных организаций
2.1 Слияние и присоединение в банках………….…………………………………5
2.2 Разделение и выделение…………………………………………………………9
2.3 Преобразования…………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………..…………….16

Файлы: 1 файл

реферат по банкам.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Третий этап - проведение общих собраний. Они  могут проводиться не ранее чем 

 

6

 

через 30 дней после направления уведомления о реорганизации. При решении вопроса

 о реорганизации  также должны быть решены вопросы  об утверждении договора о  слиянии или присоединении, в  том числе о назначении аудиторской  фирмы, осуществляющей совместный  аудит банков.

Четвертый этап - работа с кредиторами обоих банков, а если хотя бы один из них действовал в форме акционерного общества, то с акционерами данного банка, которые заявят требование о выкупе принадлежащих им акций.

Пятый этап - подписание договора о слиянии или присоединении. Текст договора, с точки зрения процедуры, должен быть разработан к моменту проведения советов директоров, на которых принималось решение о реорганизации, утвержден на общих собраниях реорганизующихся банков. На общих собраниях также должны быть определены лица, уполномоченные подписывать от имени банков этот договор. В этом документе обязательно должен быть урегулирован вопрос о новых обязательствах, сторонами которых могут быть реорганизующиеся банки, если они (обязательства) возникнут до вступления в силу решения о реорганизации (п.2.1 Положения N 12-П). Самым простым способом решения было бы введение запрета на осуществление банками не только пассивных, но и активных операций в период, который формально начинается с момента подписания договора. Однако трудно представить, что банки согласятся на такое условие. Поэтому следует говорить о необходимости взаимного контроля (в случае сливающихся банков) либо контроля со стороны присоединяющего банка за присоединяющимся. Этот контроль может быть выражен во взаимном предоставлении ежедневных балансов и информации о текущих операциях; в ограничениях масштаба проводимых операций; в системе особого контроля с помощью представительства в органах, принимающих решения, при осуществлении крупных сделок и т.д.

Шестой этап - проведение совместного общего собрания. Оно не может быть проведено ранее чем через 30 дней со дня проведения общих собраний реорганизующихся банков, а в случае акционерных банков этот срок может увеличиться до 75 дней. На собрании принимается решение об учредительных документах банка, об избрании его органов управления; об утверждении сводного баланса; о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для регистрации выпуска акций и отчета об этом выпуске. Акции первой эмиссии реорганизованного банка распространяются только среди его учредителей.

Процедура присоединения  по сравнению с процедурой слияния  имеет ряд особенностей, хотя в  целом они достаточно близки:

а) моментом реорганизации  и, следовательно, возникновения банка  является исключение из Книги государственной  регистрации кредитных организаций присоединяющегося банка;

б) процедура  формально связана с внесением  изменений и дополнений в устав  присоединяющего банка и регистрацией этих изменений Банком России.

По сравнению  с процедурой слияния изменяется перечень документов, которые должны представить в территориальное учреждение Банка России лица, уполномоченные общим собранием. В их число включены:

а) документы, предусмотренные  п.142 Инструкции N 49, в том числе: ходатайство 

 

7

кредитной организации, к которой осуществляется присоединение; протоколы общих собраний участников реорганизуемых банков, на которых было принято решение об их реорганизации в форме присоединения; передаточный акт; протокол совместного общего собрания; договор о присоединении; и т.д.;

б) документы, предусмотренные п.4.1 Положения N 12-П, в том числе: документы, необходимые для регистрации выпуска дополнительных акций и отчета об итогах их выпуска; бизнес-план банка; проект сводного баланса; проекты положений о филиалах; уведомление об открытии филиалов; заявление о закрытии корсчета присоединяющегося банка и субкорсчетов его филиалов, а также отчет аудиторской фирмы (аудитора).

Территориальное учреждение в течение 30 дней готовит заключение и направляет его в центральный  аппарат Банка России. Одновременно с подготовкой заключения территориальное учреждение производит согласование изменений и дополнений в устав банка.

Третий этап связан с регистрацией изменений и дополнений в уставе банка Банком России. Специально оговаривается, что указанные изменения и  дополнения в устав вступают в силу с момента исключения из Книги государственной регистрации кредитных организаций записи о прекращении деятельности присоединяющегося банка.

Банк сохраняет  в полном объеме права на все виды операций, которые он мог производить  в связи с действием лицензии присоединяющего банка. Однако по ходатайству  реорганизующихся банков может быть выдана новая лицензия с расширенным  перечнем операций, если присоединяющийся банк имел право их осуществлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2 Разделение и выделение

Разделение  кредитных институтов в зависимости  от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования  их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации.

Независимо  от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут  создаваться на основе как частной  собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран  существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

Панорама кредитной  системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20%, что соответствует примерно 2 трлн дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты. Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная система является крупнейшим в мире учреждением по объему привлечения частных сбережений. На этом, как утверждают специалисты, основано экономическое и политическое могущество японского финансового капитала. Привлеченные денежные средства населения Японии поступают в распоряжение правительства, формируя как бы «второй государственный бюджет», достигающий почти 10% годового ВНП. Получая дешевые денежные средства через почтово-сберегательную систему, Япония до недавнего времени не нуждалось в развитии рынка государственных долговых обязательств.

При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Особенности регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации кредитной организации в форме выделения, заключаются в следующем:

в территориальное  учреждение ЦБ РФ по месту предполагаемого  нахождения создаваемой кредитной  организации наряду с обычными для  регистрации новой кредитной  организации документами ,необходимо подать:

протокол общего собрания участников реорганизуемой кредитной  организации, на котором было принято  решение о реорганизации в  форме выделения, о создании новой  кредитной организации и утвержден  разделительный баланс (три экземпляра);

разделительный  баланс кредитной организации (три  экземпляра);

четыре экземпляра изменений и дополнений в учредительные  документы реорганизуемой кредитной  организации, содержащих информацию о  реорганизации кредитной организации  в форме выделения и об уставном капитале кредитной организации, уменьшенном в результате реорганизации;

9

по результатам  рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ заключение о возможности реорганизации кредитной организации;

при принятии по полученным документам положительного решения о государственной регистрации  кредитной организации,

созданной в  результате реорганизации кредитной  организации в 
форме выделения, и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения направляет в регистрирующий налоговый орган  один экземпляр документов, предусмотренных  ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с сопроводительным письмом;

не позднее  трех рабочих дней со дня получения  от уполномоченного регистрирующего  органа информации о внесенной в  единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации ЦБ РФ вносит запись о государственной регистрации созданных в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой выделилась другая кредитная организация);

направляет  с почтовым подтверждением оригинал свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученный от уполномоченного  регистрирующего органа, по два экземпляра свидетельства о государственной  регистрации, учредительных документов, лицензии созданной кредитной организации в территориальное учреждение ЦБ РФ*, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, созданной в результате реорганизации;

в реестр, который  ведется в территориальном учреждении ЦБ РФ, вносится запись о создании в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой произошло выделение).

2.3 Преобразования

 

Реорганизация кредитной организации в форме  преобразования 
При преобразовании кредитной организации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) — к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Преобразование  кредитной организации может  осуществляться следующими способами:

    • преобразование кредитной организации, существующей в форме акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью и наоборот;
    • преобразование кредитной организации, существующей в форме акционерного общества в общество с дополнительной

 

10

 ответственностью  и наоборот;

    • преобразование кредитной организации, существующей в форме общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью и наоборот. Изменение кредитной организацией, действующей в форме акционерного общества, типа акционерного общества (например, закрытого на открытый) не является реорганизацией.

К кредитной  организации, возникающей в результате преобразования, не предъявляются:

требования  ЦБ РФ по минимальному размеру уставного  капитала, применяемые в отношении  вновь создаваемой кредитной  организации;

требования  о получении предварительного согласия ЦБ РФ на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации;

обязанность уведомления ЦБ РФ в случае приобретения более 5% в долей (акций) кредитной организации при условии, что приобретение указанных долей было согласовано ранее и эти доли (акции) остаются неизменными или уменьшаются. Регистрация кредитной организации, возникшей в результате преобразования, характеризуется следующими особенностями:

в дополнение к  обычным документам в территориальное  учреждение ЦБ РФ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, представляются:

передаточный  акт (три экземпляра);

две копии опубликованного  в печати баланса преобразуемой  кредитной организации с указанием  наименования печатного органа, номера и даты публикации;

по результатам  рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в ЦБ РФ (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) заключение, содержащее:

оценку бизнес-плана;

информацию  о реорганизации кредитной организации, ее финансовом положении;

перечень лицензий ЦБ 1>Ф, на основании которых она действует; 
при принятии по полученным документам положительного решения о государственной регистрации кредитной организации, возникшей в результате преобразования, и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с сопроводительным письмом;

не позднее  трех рабочих дней со дня получения  от уполномоченного регистрирующего  органа информации о внесенной в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о кредитной организации  ЦБ РФ вносит в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций запись о государственной регистрации возникшей в результате преобразования кредитной организации (с указанием организационно-правовой формы, в которой кредитная организация

Информация о работе Особенности и виды реорганизации кредитных организаций в России