Ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Практика антимонопольного регулирования сравнительно молода и находится в стадии своего совершенствования. Тем не менее, её значимость выражается в необходимости отслеживания антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства и применения конкретных мер ответственности за данные виды нарушений в целях недопущения монополизации ранка и недобросовестной конкуренции, обеспечения одинаковых прав всем участникам товарного рынка.
Единая система государственного антимонопольного регулирования, основана на общих целях и конституционном принципе (п.2 ст 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».)

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие юридической ответственности с точки зрения теории права
3. Антимонопольное законодательство РФ
4. Ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства в РФ
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

esse_po_konkurentnomu_pravu.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН:

1. Введение

2. Понятие юридической  ответственности с точки зрения  теории права

3. Антимонопольное законодательство  РФ

4. Ответственность, предусмотренная  за нарушение антимонопольного  законодательства в РФ

5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночные отношения по своей сути невозможны без конкуренции. В экономической жизни страны она выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Непосредственной целью законодательства о конкуренции является формирование, развитие и стабилизация конкурентных отношений в экономике. Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием средств государственного принуждения.

 

Практика антимонопольного регулирования сравнительно молода и находится в стадии своего совершенствования. Тем не менее, её значимость выражается в необходимости отслеживания антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства и применения конкретных мер ответственности за данные виды нарушений в целях недопущения монополизации ранка и недобросовестной конкуренции, обеспечения одинаковых прав всем участникам товарного рынка.

Единая система государственного антимонопольного регулирования, основана на общих целях и конституционном  принципе (п.2 ст 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».)

 

 

 

 

 

 Понятие юридической  ответственности с точки зрения  теории права

Сам по себе, термин «ответственность» весьма многообразен. Она может быть двух видов: социальной и юридической. Существование социальной предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязи общества и отдельного человека. 1

Что касается юридической  ответственности, то в отечественной  науке нет единства в трактовке  этого понятия. Каждый автор, давая  своё определения, стремится подчеркнуть  те её стороны, которые считает определяющими, отличающие юридическую ответственность  от ответственности социальной.

Большинство авторов понимают юридическую ответственность как  меру государственного принуждения  либо отождествляют ее с наказанием за правонарушение. Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм и т. д.

Отдельные авторы утверждали, что юридическая ответственность есть сочетание трех элементов; они определяют юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка. 2 Другие видят сущность юридической ответственности в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение. 3

 

Некоторые полагают, что  юридическая ответственность есть особое, предусмотренное и урегулированное  нормами права отношение между  нарушителем требований права и  государством в лице определенных его  органов. 4

Исходя из анализа перечисленных  точек зрения, можно сделать вывод, что одни авторы определяют её лишь как разновидность санкций, другие подразумевают сам процесс их применения, третьи – представляют как охранительное правоотношение, которое возникает между нарушителем  и государственными органами. Но во всех перечисленных случаях юридическая  ответственность есть специфическая  обязанность претерпевания лишений  личного либо материального характера  за содеянное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

В целом же, как мне  кажется, под юридической ответственностью целесообразно понимать вид и  меру государственного принуждения, которая  состоит в обязанности лица, совершившего противоправное деяние, претерпевать предусмотренные санкцией юридической  нормы, лишения личного, имущественного либо организационного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольное законодательство РФ.

Антимонопольное Законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих  субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы. Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства.

Основные цели антимонопольное законодательство подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. 5

Акты конкурентного законодательства составляют нормативную основу обеспечения  конкуренции в Российской Федерации. В состав конкурентного законодательства входят законодательные акты различной направленности, которые можно разделить на акты антимонопольного законодательства и законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. 6

Характеристику антимонопольного законодательства РФ следует начать с Конституции РФ ( так как она  имеет высшую юридическую силу на территории РФ). В ст. 8 говорится, что  в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 регламентирует принцип «недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции».

Также в состав антимонопольного законодательства можно отнести  Гражданский кодекс РФ (ст. 1, 10)  и  Федеральный Закон от 26 июня 2006 г. № 135 «О защите конкуренции», иные федеральные  законы, регулирующие отношения,  которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. (ст. 2, ст. 3 ФЗ № 135)

 

Федеральный уровень законодательных  актов определён Конституцией РФ – в статье 71 сказано, что установление правовых основ единого рынка  отнесено к ведению Российской Федерации.

Основополагающим актом  в структуре антимонопольного законодательства является ФЗ № 135. Он определяет основные организационные и правовые основы защиты конкуренции, действует на всей территории РФ, действие распространяется и на договоры и соглашения, заключенные  за пределами России. Нормы данного  закона о защите конкуренции непосредственно  адресованы хозяйствующим субъектам (группам лиц), органам власти всех уровней и иным лицам. Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения,  устранения конкуренции федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами или  организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, Центральным  банком Российской Федерации.  Целями ФЗ являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров,  свободы экономической деятельности  в Российской Федерации, защита  конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования  товарных рынков.

 

 

 

 

 

 

Ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства в РФ.

Правомерное поведение в  области экономических отношений  и защита конкуренции обеспечиваются различными средствами. одним из них считается и юридическая ответственность.

Юридическая ответственность  в качестве меры государственного принуждения  и порицания применяется за совершение правонарушения и связана с тем, что виновное лицо обязано претерпевать неблагоприятные последствия.

Основанием ответственности  конкретного лица является совершение им правонарушения. В сфере применения антимонопольного законодательства такое  правонарушение выражается в поведении, которое противоречит его нормам. 7

За нарушение требований антимонопольного законодательства и  иных нормативных правовых актов  о конкуренции установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Административная  ответственность.

КоАП РФ предусматривает три основных состава правонарушений антимонопольного законодательства в статьях 14.31-14.33 КоАП РФ, которые введены Федеральным законом № 45-ФЗ от 09.04.2007. Первый из них определяет статья 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», которая устанавливает, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.

Второй состав содержит статья 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего  конкуренцию соглашения или осуществление  ограничивающих конкуренцию согласованных  действий», указывающая, что заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего  конкуренцию и недопустимого  в соответствии с антимонопольным  законодательством Российской Федерации  соглашения или осуществление хозяйствующим  субъектом ограничивающих конкуренцию  и недопустимых в соответствии с  антимонопольным законодательством  Российской Федерации согласованных  действий влечет наложение административного  штрафа или дисквалификацию (последнее для должностных лиц).

Третий состав отображен  в статье 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная  конкуренция». Статьей установлено: недобросовестная конкуренция, если эти  действия не содержат уголовно наказуемого  деяния, влечет наложение административного  штрафа. Также в КоАП РФ содержатся статьи, предусматривающие ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа (п. 2.1 – 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ). Так, например, за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 18 000 до 20 000 рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

 

 

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность  реализуется путем взыскания  убытков, причиненных противоправными  действиями (бездействием) как хозяйствующих  субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и  их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции установлено, лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью  или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа, обязано перечислить в федеральный  бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

 

Вместе с тем, ВАС РФ в своем постановлении от 30 июня 2008 г. № 30, указывает на то, что взыскание  в федеральный бюджет дохода, полученного  вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные  статьями ст. 14.32, 14.33 КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности  за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых  одновременно недопустимо. Меры публичной  ответственности в виде взыскания  в федеральный бюджет дохода, полученного  в связи с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть применены  только в том случае, если исходя из допущенного нарушения привлечение  лица к административной ответственности  невозможно ввиду невозможности  определения штрафа по правилам, установленным  статьями 14.31 - 14.33 КоАП РФ.

 

Однако, Конституционный  Суд РФ Постановлением по делу от 24.06.2009 № 11-П вышеизложенную позицию ВАС  РФ опровергает. В частности Конституционный  Суд РФ показывает, что компенсаторный характер данной меры обусловливает  возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической  деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно  с мерами ответственности, носящими штрафной характер, что само по себе не затрагивает сферу действия общеправового  принципа недопустимости повторного привлечения  к ответственности за одно и то же деяние (non bis in idem)».

Информация о работе Ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства в РФ