Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа
Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.
Бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу административных правонарушений РФ и Уголовному кодексу РФ.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Введение
К числу острейших проблем
функционирования бюджетной системы
относится проблема повышения ответственности
за нарушения бюджетного законодательства.
Ежегодно на
уровне закона принимается бюджет и ежегодно
он не исполняется. Ответственность при
этом, как правило, никто не несет. Допускаются
случаи произвольного финансирования
отдельных видов расходов и предметных
статей, когда деньги выделяются на одни
цели, а затем перепрофилируются на другие
задачи.
Заслуга Бюджетного
кодекса в том, что в нем сделана попытка
определить систему мер юридической ответственности
за нарушение положений бюджетного законодательства.
Речь идет о специальных санкциях, дополняющих
действующие меры административного,
уголовного, материального характера.
Бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу административных правонарушений РФ и Уголовному кодексу РФ.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Глава1. Понятие бюджетной системы
Бюджетные отношения представляют
собой финансовые отношения государства
на федеральном, региональном (субъектов
федерации) и местном уровнях
с государственными, акционерными и
иными предприятиями и
Бюджет - это подробное
описание расходов, а также финансовых
планов отдельных людей, компаний или
правительства. Бюджет является формой
образования и расходования денежных
средств для обеспечения
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Федеральные, региональные
и местные органы государственной
и муниципальной власти и управления
посредством бюджетных
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
- федеральный бюджет РФ;
- бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты.
Бюджетная система призвана
играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой
обуславливаются его
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом - перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.
Через госбюджет государство
концентрирует значительную долю национального
дохода для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепления обороны страны и содержания
органов государственной власти
и управления. С помощью бюджета
происходит перераспределение
Средства бюджета направляются
на осуществление инвестиционной политики,
субсидирование предприятий, финансирование
конверсии оборонных отраслей. Расходы
бюджета в области экономики
призваны способствовать формированию
рациональной структуры общественного
производства, наращиванию научно-
Важная роль государственного
бюджета не ограничивается только лишь
финансированием сферы
Глава 2. Финансовая ответственность
Бюджетного правонарушение - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Общественная опасность
бюджетного правонарушения состоит
в причинении вреда (или угрозе причинения
вреда) отношениям, возникающим в
процессе формирования доходов и
осуществления расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Состав нарушения бюджетного
законодательства также отличается
от общепринятого в юридической
науке. Так, существуют различия субъективной
стороны административного
Субъективной стороны для нарушения бюджетного законодательства не существует, и в отношении физического лица - должностного лица, и в отношении юридического лица.
Вина в ряде случаев при применении мер принуждения, как то: вынесение предупреждения о нарушении бюджетного законодательства, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, начисление пени, не имеет значения, ввиду того, что перечисленные санкции являются мерами, применяемыми собственником - государством для восстановления нанесенного ему ущерба. Единственным исключением из общего правила, то есть мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства только в судебном порядке, является наложение штрафа.
Из чего можно заключить, что нарушения бюджетного законодательства по своему объекту, субъективной стороне, а также по составу мер принуждения в значительной степени отличаются от административных правонарушений.
В ст. 282 БК РФ представлен перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.
Первым в списке мер принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств (ст. 284.1 Кодекса).
Такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения бюджетного законодательства:
- непредоставление либо
несвоевременное
- несвоевременное доведение
уведомлений о бюджетных
- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);
- несоответствие уведомлений
о бюджетных ассигнованиях и
лимитах бюджетных
- финансирование расходов
сверх утвержденных лимитов (
- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);
- предоставление бюджетных
инвестиций с нарушением
- предоставление
- осуществление государственных
или муниципальных закупок с
нарушением установленного
- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);
- за несвоевременное
Следующей мерой принуждения
является блокировка расходов. Блокировку
расходов можно рассматривать как
сокращение лимитов бюджетных обязательств
либо отказ в подтверждении принятых
бюджетных обязательств. Данное действие
влечет за собой невозможность
Право приостановления операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 БК РФ закрепляет право руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
Данная мера ответственности является наиболее распространенной и применяется в качестве санкции за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 БК РФ: ст. ст. 289 - 306.
Начисление пени производится в следующих случаях, установленных Бюджетным кодексом:
- невозврата или
- неперечисления или
- несвоевременного исполнения
платежных документов на
- несвоевременного исполнения
платежных документов на
- сокращение или прекращение
других форм финансовой помощи
из соответствующего бюджета,
в том числе представление
отсрочек и рассрочек по
Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства