Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития налогового и бюджетного права как самостоятельных отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового и бюджетного законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства
1.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства
1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Глава 2. Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.1 Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.2 Виды и меры бюджетно-правовой ответственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

CoolReferat.com

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 

Глава 1. Понятие и виды ответственности  за нарушение налогового законодательства 

1.1 Понятие и сущность ответственности  за нарушение налогового законодательства 

1.2 Виды ответственности за нарушение  налогового законодательства

Глава 2. Правовое регулирование ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  

2.1 Понятие и основания ответственности  за нарушение бюджетного законодательства 

2.2 Виды и меры бюджетно-правовой  ответственности

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития налогового и бюджетного права как самостоятельных отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового и бюджетного законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.

Государство регулирует налоговые  и бюджетные отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков, резидентов и нерезидентов. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенные правонарушения в сфере налогообложения и бюджетного регулирования с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту юридической ответственности.

Рассматриваемые виды ответственности являются разновидностями финансово-правовой ответственности. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, является видом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом, ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам юридической ответственности, в частности, уголовной, гражданской, административной.

Актуальность темы исследования подчеркивается некоторыми моментами:

1) Что касается ответственности  за нарушение налогового законодательства, то здесь следует отметить, что  от государственной казны полностью  зависит система жизнеобеспечения  всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система, которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы. Серьезные ошибки, допущенные в правовом регулировании налогообложения, создают препятствия для развития нормальных экономических отношений. Государство, установив неэффективную налоговую систему, создает предпосылки, побуждающие к уклонению от уплаты налогов. Поэтому юридическая ответственность за налоговые нарушения необходима с целью продуктивной работы налоговой системы страны в целом.

2) В отношении ответственности  за нарушение бюджетного законодательства стоит подчеркнуть, что обязанность субъектов бюджетного права нести ответственность за неисполнение законных требований – важнейшее условие обеспечения эффективности государственной бюджетной деятельности в федеративном государстве. Однако проблема публично-правовой ответственности в настоящее время не решена текущим законодательством. Основными причинами такого положения являются трудности становления федеративных отношений, слабая теоретическая разработанность отечественной юридической наукой публично-правовой ответственности субъектов этих отношений.

Исходя из актуальности, перед работой поставлена цель – исследовать институт ответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.

Задачами, поставленными в работе, явились:

  1. Определение понятия и сущности ответственности за нарушение налогового законодательства;
  2. Характеристика видов ответственности за нарушение налогового законодательства;
  3. Исследование понятия и оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
  4. Определение видов и мер бюджетно-правовой ответственности.

В качестве нормативной базы исследования была использована Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, законодательные акты, акты органов исполнительной и судебной власти. Теоретической базой послужили информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования, а также учебная и специальная литература по финансовому, налоговому и бюджетному праву.

Структура курсовой работы обусловлена  целью исследования и состоит  из введения, двух глав, включающих четыре подпункта, подробно и последовательно раскрывающих тему исследования, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

1.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства

 

Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.

Согласно ст. 57 Конституции РФ1 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.

Налоговое правонарушение нарушает установленный  порядок общественных отношений  по взиманию налогов и сборов. У правонарушителя с момента совершения налогового правонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются. Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является и обязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений в сфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственности является компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленных налогов, а другим аспектом – принуждение правонарушителя к правомерному варианту поведения2.

Ответственность за нарушение налогового законодательства имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. В широком смысле институт налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который состоит из отдельных элементов – отраслевых институтов ответственности за нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом, административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы института налоговой ответственности являются самостоятельными институтами названных отраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, - институтом административной ответственности, а налоговые преступления – институтом уголовно-правовой ответственности3. В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушения или Уголовном кодексе.

Применение мер различных институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, входящих в  систему межотраслевого института  налоговой ответственности, определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъекта совершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.

 

1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

 

Налоговая ответственность  за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ4. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Привлечение организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в  совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности)5.

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.

1) Нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. руб.

2) Уклонение от постановки на  учет в налоговом органе. В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40000 рублей.

3) Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней. Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к  счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского  счета. Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган.

4) Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок, на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если декларация не представлена в  налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах  срока, следует взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

5) Грубое нарушение правил учета  доходов и расходов, а также  объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение  организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства