Понятие бюджетных правоотношений, признаки, классификация, субъекты, объекты, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие и сущность бюджетных правоотношений
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.

Файлы: 1 файл

Бюд право вар 1.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Федеративное устройство государства обуславливает наделение  субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, но также не означает их полной автономии  от федерального центра. Бюджетные права субъектов Федерации и РФ как единого государства тесно взаимосвязаны, так как правовое положение субъектов оказывает непосредственное влияние на бюджетное устройство страны в целом. Во многих сферах бюджетной деятельности Российской Федерации государство оказывает существенное влияние на региональный уровень. Развитие бюджетного федерализма в России до сих пор осложняется неопределенностью как общего юридического статуса РФ, так и каждого типа региона. Определение бюджетно-правового статуса субъектов РФ является одной из актуальнейших проблем современной юридической науки, так как от решения данного вопроса зависят механизмы перераспределения финансовых ресурсов и стабильность федеративного государства.

Бюджетная политика в  Оренбургской области строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, который определяет законодательную прерогативу формировании бюджетной политики нашим регионом самостоятельно.

Разработка основных направлений бюджетной политики оренбургской области осуществляется в соответствии с бюджетным посланием президента РФ федеральному собранию, направления бюджетной политики области более детализированы  и ограничены по средствам, чем на макроуровне, так же при составлении бюджетной политики региона учитывается прогноз социально-экономического развития страны и направления функционирования федеральных целевых программ.

Непосредственно правовую основу бюджетной политики в Оренбургской области составляют – Бюджетный  кодекс РФ, федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период», Прогноз социально-экономического развития страны и нормативно-правовые акты регулирующие непосредственно сферу формирования и исполнения как федерального бюджета, так и регионального и местных бюджетов.

2.3 Основные направления бюджетной политики Оренбургской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы

Основные направления  налоговой и бюджетной политики Оренбургской области на 2013-2015 годы разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года.

В бюджете на три года получил развитие курс на реализацию инициатив участников движения «Народный  фронт» в рамках формирования народного  бюджета. Эти инициативы не были забыты, они нашли свое продолжение в  Указах Президента Российской Федерации от 7 мая текущего года о приоритетах социально-экономического, политического, административного и демографического развития государства.

В результате сложился бюджет, который определил основные направления  бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Главные приоритеты  этой политики.

Во-первых, это окончательный  переход к программно-целевому принципу организации работы органов исполнительной власти и, соответственно, составлению программных бюджетов. Все вы знаете, что такой подход – это на сегодняшний день наиболее оптимальная и эффективная форма организации бюджетного процесса. Кроме того, программирование расходов – один из основных критериев оценки качества государственных расходов. В октябре пришло сообщение, что в рейтинге федерального Минфина Оренбургская область – второй регион в Российской Федерации по эффективности расходования бюджетных средств. Но это, разумеется, не повод останавливаться на достигнутом. Полный переход бюджета на программно-целевое планирование – это наша общая задача на самый ближайший период.

Второй по порядку, но не по значимости вектор нашей совместной деятельности – это улучшение  условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области, ее инвестиционного прорыва. Весь тот важнейший комплекс вопросов, который обеспечит каждому человеку достойный уровень жизни в Оренбургской области. Это одна из ключевых задач бюджетной политики области, потому что будущее региона во многом зависит от того, насколько он окажется для наших граждан привлекательным с точки зрения выбора места для жизни и работы, для воспитания детей. 
И третье - это, конечно, организация обратной связи в вопросах расходования бюджетных средств так как сегодня необходимо четкое понимание того, какой отдачи от использования государственных расходов мы ожидаем и как намерены эту отдачу повышать. Например, за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг. Сегодня государство имеет реальные шансы доказать, что умеет быть эффективным собственником. Причем не за счет жесткой экономии и урезания социальных расходов, а путем действительно рационального распределения имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это современно и вполне осуществимо при грамотном подходе к бюджетному планированию.

Областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов по доходам был сформирован в объемах 59,6 миллиарда рублей, а также 62,5 и 67,3 миллиарда рублей по годам, соответственно.  
Расходы областного бюджета предусматриваются на 2013 год в сумме 67,6 миллиарда рублей, на 2014 год – 71,1 миллиарда и на 2015 год – 76,6 миллиарда рублей. 

Масштаб и разноплановость  стоящих перед Оренбургской областью социально-экономических задач не позволили сформировать бездефицитный  бюджет. И хотя его размеры вписываются  в рамки разрешенного Бюджетным  кодексом, все-таки это предельный дефицит. В 2013 году он равен 7,9 миллиарда рублей, в 2014 году – 8,6 миллиарда, в 2015 году – 9,3 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета области  не является острой проблемой так  как Правительство области будет целенаправленно работать над его сокращением, создавая новые источники доходов и привлекая дополнительные средства в консолидированный бюджет области. И расходовать эти средства намерены, концентрируясь на уже обозначенных приоритетах, исполняя, в первую очередь, обязательства по оплате социальных гарантий и выплате заработной платы бюджетникам. Это полностью отвечает стержневому принципу региональной политики: самые надежные инвестиции - это инвестиции в человека, и позволяет исполнить требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, среди которых - увеличение фонда оплаты труда учителей, воспитателей детских садов, педагогов начального и среднего профобразования, социальных работников и работников сферы культуры, дошкольного образования, младшего и среднего медицинского персонала больниц и поликлиник. Средняя зарплата этих категорий бюджетников должна соответствовать средней по экономике региона. А у отдельных категорий, таких как педагоги областных вузов, врачи, доход должен вырасти до 200 процентов средней зарплаты по экономике региона к 2018 году. Задачи архисложные, но выполнимые. Они еще раз доказывают, что проект областного бюджета по-прежнему имеет ярко выраженную социальную направленность. На решение социальных задач из областного бюджета планируется направить в 2013 году 43,1 миллиарда рублей, в 2014 году – 44,2, а в 2015 году – 47,8 миллиарда рублей. Это без малого 65 процентов от общего объема бюджетных расходов.

Из этих средств расходы  на образование в 2013 году составят 14,2 миллиарда рублей. В последующие  два году чуть меньше - 13,6 и 13,9 миллиарда рублей соответственно. Продолжится внедрение инноваций, стимулирующих выплат педагогам в целом учреждениям, реконструкция школ и строительство детсадов, многое другое. 
Другим стратегическим направлением социальной сферы являются расходы на здравоохранение, общий объем которых в областном бюджете на 2013 год прогнозируется в сумме 12,4 миллиарда рублей. Бюджетные ассигнования и средства фонда ОМС будут потрачены на повышение зарплаты медицинских работников, ремонт и переоснащение учреждений, поддержку сельской медицины, оказание адресной медицинской помощи льготникам. Не менее солидный объем бюджетных средств предусмотрен и на решение вопросов социальной политики: на 2013 год это 14,4 миллиарда рублей. Основная цель расходов – укрепление демографии. Это целый комплекс мер – поддержка многодетных семей, выплата региональных пособий льготникам, оказание им юридической помощи, обеспечение доступности социальных учреждений, их ремонты и реконструкция.

Немало в сфере региональной социальной политики и нововведений. К примеру, с нового года при рождении третьего ребенка будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере МРОТ – это более 5 тысяч рублей. Расходы в сфере культуры и спорта также будет нацелены на поддержание уровня обеспеченности и доступности соответствующих учреждений.

Выполняя свои первостепенные обязательства – обеспечение  социальных расходов бюджета – Правительство  Оренбургской области активно содействует  развитию экономики и привлечению  в бюджет новых источников доходов. Общий объем расходов из областного бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2013–2015 годах прогнозируется в суммах 11,9 миллиардов рублей, а затем 12,6 и 11,9 миллиарда за два последующих года. Эти средства будут содействовать развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, отдельных отраслей промышленности, реализации новых инвестиционных и инфраструктурных проектов. Кроме того, продолжится масштабное финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства. Дорожный фонд в 2013 году объединит более 6,6 миллиарда рублей, на следующий год – 7,1 миллиарда и 6,8 – в 2015 году. Это ремонт и строительство не только региональных, но и муниципальных и межмуниципальных дорог.

Так, же региональный бюджет ориентирован не только на выполнение собственных обязательств, но и год от года наращивает расходы на поддержку муниципалитетов. Для решения вопросов местного значения объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2013 году по сравнению с текущим годом увеличивается на сумму более 1 миллиард рублей и превысит 3 миллиарда. Общий объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в 2013 году составит 6,3 млрд. рублей, что почти на полтора миллиарда рублей больше, чем передано им в текущем году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составить  блок-схему «Источники бюджетного права»

 

 

 

 

 

4. Тесты

  1. Основным методом бюджетного права является

А) императивный

Б) диспозитивный

В) рекомендательный

Г) поощрительный

  1. Признаки бюджетного правонарушения

А) неисполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ

Б) ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка  составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ

В) влечет применение к нарушителю мер принуждения

Г) все перечисленное

  1. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

А) бюджетный кредит

Б) субсидии

В) дотации

Г) субвенции

  1. Составление проекта федерального бюджета - исключительная прерогатива

А) ГД РФ

Б) СФ РФ

В) Правительства  РФ

Г) Министерства финансов РФ

  1. Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются

А) Министерство финансов РФ

Б) Федеральное  казначейство

В) Правительство субъекта РФ

Г) все перечисленные

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст : по состоянию на 01 апреля 2010 г. – М. : Проспект, 2010. – 254 с. – ISBN 978-5-392-01532-0.
  3. Саттарова,Н.А. Бюджетное право : учебник / Н.А.Саттарова – М.: «Деловой двор»,2009
  4. Болтинова,О.В. Бюджетное право: учебное пособие / О.В.Болтинова – М.:Норма, - 2009
  5. Горбунова, О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. – М.: ООО «ТК Велби», - 2009. – 192 с. ISBN 5-902171-05-9.
  6. Информационно правовая система Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/



Информация о работе Понятие бюджетных правоотношений, признаки, классификация, субъекты, объекты, содержание