г) плата за пользование
бюджетными кредитами;
д) доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных товариществ
и обществ, или дивидендов по акциям,
принадлежащим Российской Федерации,
ее субъектам или муниципальным
образованиям;
е) часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
остающаяся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей;
ж) другие предусмотренные
законодательством Российской Федерации
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной собственности,
за исключением имущества автономных
учреждений и государственных и
муниципальных унитарных предприятий,
в том числе казенных.
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности,
и платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, средства безвозмездных
поступлений и иной приносящей доход
деятельности при составлении, утверждении,
исполнении бюджета и составлении
отчетности о его исполнении включаются
в состав доходов бюджета после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством РФ о налогах и сборах.
При этом уплаченные с таких доходов налоги
и сборы относятся к налоговым доходам
бюджетов.
Одними из основных источников
неналоговых доходов являются поступления
от продажи и использования имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности.
Неналоговые доходы от продажи имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной собственности,
образуются за счет средств от возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
собственности России, ее субъектов,
муниципальных образований, в собственность
физических и (или) юридических лиц
(ст. 1 Федерального закона от 21 декабря
2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного
и муниципального имущества" .
При помощи использования
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности,
могут быть получены различные виды
неналоговых доходов, перечисленные
в ст. 42 БК РФ. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
в рамках своей компетенции могут
передавать имущество, находящееся
в государственной или муниципальной
собственности, под залог либо в
доверительное управление в соответствии
с п. 4 ст. 209 ГК РФ. Доходы, получаемые
от передачи в залог и от деятельности
по доверительному управлению имуществом,
находящимся в государственной
или муниципальной собственности,
также относятся к неналоговым
доходам бюджетов.
В государственной и муниципальной
собственности могут находиться
доли в уставных (складочных) капиталах
хозяйственных товариществ и
обществ, а также акции. Прибыль,
приходящаяся на доли, принадлежащие
государству или муниципальным
образованиям в уставных (складочных)
капиталах, и дивиденды по принадлежащим
им акциям также учитываются в
составе неналоговых доходов
бюджетов. Источником пополнения доходов
бюджетов служит и та часть прибыли
государственных и муниципальных
унитарных предприятий, которая остается
после уплаты причитающихся налогов и
иных обязательных платежей.
Законодательством Российской
Федерации могут быть предусмотрены
и другие доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности.
Порядок учета доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, может быть определен
в нормативных правовых актах
подзаконного характера. Например, Постановлением
Правительства РФ от 24 июня 1999 г. N 689
был утвержден Порядок учета
в доходах федерального бюджета
арендной платы за пользование федеральным
недвижимым имуществом, закрепленным
за научными организациями, образовательными
учреждениями, учреждениями здравоохранения,
государственными музеями, государственными
учреждениями культуры и искусства,
и ее использования .
В определенной степени и
бюджетные кредиты можно рассматривать
как доходы бюджетов. В соответствии
со ст. 6 БК РФ бюджетные кредиты - это денежные
средства, предоставляемые одним бюджетом
другому бюджету бюджетной системы Российской
Федерации, юридическому лицу (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений),
иностранному государству, иностранному
юридическому лицу на возвратной и возмездной
основе. В соответствии со ст. 93.2 БК РФ
бюджетный кредит может быть предоставлен
Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному
образованию или юридическому лицу на
основании договора, заключенного в соответствии
с гражданским законодательством Российской
Федерации, с учетом особенностей, установленных
Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными
правовыми актами бюджетного законодательства
Российской Федерации, на условиях и в
пределах бюджетных ассигнований, которые
предусмотрены законами (решениями) о
бюджете. Заемщики обязаны вернуть бюджетный
кредит и уплатить проценты за пользование
им в порядке и сроки, установленные условиями
предоставления кредита и (или) договором.
Средства от возврата предоставленных
на возвратной и возмездной основе бюджетных
кредитов, а также плата за пользование
ими подлежат перечислению в федеральный
бюджет.
К безвозмездным поступлениям
относятся: дотации и субсидии из
других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета
и (или) из бюджетов субъектов Российской
Федерации; иные межбюджетные трансферты
из других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации; безвозмездные
поступления от физических и юридических
лиц, международных организаций
и правительств иностранных государств,
в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от федеральных
налогов и сборов, региональных и
местных налогов, иных обязательных
платежей, других поступлений, являющихся
источниками формирования доходов
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, в соответствии со ст. 40 БК
РФ зачисляются на счета органов
Федерального казначейства для их распределения
этими органами в соответствии с
нормативами, установленными Бюджетным
кодексом РФ, законом (решением) о бюджете
и иными законами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми
актами, принятыми в соответствии с положениями
данного Кодекса, между федеральным бюджетом,
бюджетами субъектов Российской Федерации,
местными бюджетами, а также бюджетами
государственных внебюджетных фондов
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства
в установленном Министерством
финансов Российской Федерации порядке
ведут учет доходов, поступивших
в бюджетную систему Российской
Федерации, и распределяют их между
бюджетами в соответствии с кодом
бюджетной классификации Российской
Федерации, указанным в расчетном документе
на зачисление средств на счет органов
Федерального казначейства.
Создание единого счета
Федерального казначейства по учету
доходов и средств федерального
бюджета - одна из главных стадий формирования
казначейского исполнения федерального
бюджета и имеет целью централизацию
учета и оптимизацию движения
доходов и средств федерального
бюджета. Порядок учета Федеральным
казначейством поступлений в
бюджетную систему Российской Федерации
и их распределения между бюджетами
бюджетной системы утвержден
Приказом Минфина России от 16 декабря
2004 г. N 116.
Внедрение единого счета
Федерального казначейства позволяет
обеспечить соблюдение нормативов распределения
доходов между уровнями бюджетной
системы. С внедрением единого счета
Федерального казначейства налогоплательщики
были выведены из бюджетных правоотношений.
Именно органы Федерального казначейства
подсчитывают, сколько уплачено налогов
и сборов и неналоговых доходов,
учитывают эту информацию при
определении общего объема того или
иного дохода, поступившего на конкретной
территории, и определяют, как этот
доход должен распределяться между
федеральным и региональным бюджетом.
Денежные средства считаются
поступившими в доходы соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации с момента их зачисления
на единый счет этого бюджета.
Задача.
Городская Дума в середине
бюджетного года приняла решение, в
котором поручила администрации
города, исполняющей бюджет текущего
года, выделить средства на пристройку
к городской больнице. Источниками
финансирования указаны резервный
фонд, сокращение расходов на содержание
органов исполнительной власти, а
также рекомендовано использовать
на эти цели остатки бюджетных
и внебюджетных фондов города. Недостающие
суммы денег на строительство
предложено запросить у областной
администрации для компенсации
средств городского бюджета на непредвиденные
расходы. На основе действующего бюджетного
законодательства определите правомерность
данного решения.
Согласно статьи 81. Резервные
фонды исполнительных органов государственной
власти (местных администраций)
1. В расходной части
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации (за исключением бюджетов
государственных внебюджетных фондов)
предусматривается создание резервных
фондов исполнительных органов
государственной власти (местных
администраций) - резервного фонда
Правительства Российской Федерации,
резервных фондов высших исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
резервных фондов местных администраций.
3. Размер резервных фондов
исполнительных органов государственной
власти (местных администраций) устанавливается
законами (решениями) о соответствующих
бюджетах и не может превышать
5процента утвержденного указанными законами
(решениями) общего объема расходов.
Согласно ФЗ-175 от 16.10.2012 г.
4. Средства резервных
фондов исполнительных органов
государственной власти (местных
администраций) направляются на
финансовое обеспечение непредвиденных
расходов, в том числе на проведение
аварийно-восстановительных работ и иных
мероприятий, связанных с ликвидацией
последствий стихийных бедствий и других
чрезвычайных ситуаций.
5. Бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства
Российской Федерации, резервного
фонда высшего исполнительного
органа государственной власти
субъекта Российской Федерации,
резервного фонда местной администрации,
предусмотренные в составе федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, местного бюджета,
используются по решению соответственно
Правительства Российской Федерации.