Принципы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:00, доклад

Описание работы

Бюджетная система РФ, согласно БК РФ, основана на принципах:
1) принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

Файлы: 1 файл

Принципы бюджетной системы РФ.docx

— 21.68 Кб (Скачать файл)

Принципы бюджетной  системы РФ.

Бюджетная система РФ, согласно БК РФ, основана на принципах:

1) принцип единства бюджетной  системы РФ – это единство  бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации  и отчетности, принципов организации  и функционирования бюджетной  системы, бюджетной классификации  бюджетной системы РФ, санкций  за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления  и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов бюджетной  системы РФ, ведения бюджетного  учета и отчетности бюджетов  бюджетной системы РФ и бюджетных  учреждений, единство порядка исполнения  судебных актов по обращению  взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней – это закрепление  в соответствии с законодательством  РФ доходов и расходов за  бюджетами бюджетной системы  РФ, определение полномочий органов  государственной власти по формированию  доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

3) принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

б) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

в) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и  направления расходования средств бюджетов;

д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств  бюджетов двух и более уровней  бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

е) недопустимость непосредственного  исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетовдругих уровней;

ж) недопустимость введения в действие в течение финансового  года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, которые  приведут к увеличению расходов и  снижению доходов бюджетов других уровней  без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

з) недопустимость изъятия  дополнительных доходов в течение  года, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

3) принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований – это определение  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов  в соответствии с едиными принципами  и требованиями, установленными БК РФ;

4) принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов означает, что все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и иные обязательные поступления,  определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ, законами  о государственных внебюджетных  фондах, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном  порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию  за счет бюджетных средств,  средств государственных внебюджетных  фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ;

5) принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета;

6) принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема средств;

7) принцип общего покрытия  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

8) принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти;

9) принцип достоверности  бюджета – это надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных  целей. Любые действия, приводящие  к нарушению адресности, являются  нарушением бюджетного законодательства  РФ.

 

Бюджетная классификация  РФ.

Бюджетная классификация  – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы  по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации  лежит группировка показателей, дающая возможность представить  в социально-экономическом, ведомственном  и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Бюджетная классификация  является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в  соответствии с требованиями, которые  определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов  бюджетов РФ – это группировка  доходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, основанная  на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования  доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов  бюджетов РФ включает в себя  код администратора поступлений  в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации  доходов. Экономическая классификация  доходов – это группировка  операций сектора государственного  управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят  из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи  за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы, налоги на внешнюю торговлю и  внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы»  включают: доходы от имущества,  которое находится в собственности  муниципальной или государственной;  административные платежи и сборы;  штрафные санкции, возмещение  ущерба; доходы от реализации  имущества, которое находилось  в муниципальной или государственной  собственности; доходы от продажи  земли и нематериальных активов;  доходы от внешнеэкономической  деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления»  – перечисления от государственных  предприятий, от государственных  внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней,  от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных  бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений  в бюджеты всех уровней бюджетной  системы РФ – это органы государственной  власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной  власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном  порядке контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание  и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства и  решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной  власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

1) национальная оборона;

2) судебная власть, государственное  управление и местное самоуправление;

3) международная деятельность;

4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;

5) пополнение государственных запасов и резервов;

6) погашение государственного долга;

7) региональное развитие;

8) социальная политика;

9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

10) развитие рыночной инфраструктуры;

11) здравоохранение и физическая культура;

12) культура и искусство, кинематография;

13) средства массовой информации;

14) образование;

15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;

16) предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

17) сельское хозяйство и рыболовство;

18) градостроительство и  жилищно-коммунальное хозяйство;

19) исследования и содействие научному прогрессу;

20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография  и геодезия, охрана окружающей  природной среды и природных ресурсов;

21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации  являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств  на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета –  это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в  пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Информация о работе Принципы бюджетной системы РФ