Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование инвестиционной политики муниципального образования «г. Йошкар-Ола».
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с теоретическим вопросом и раскрыть сущность инвестиционной политики на местном уровне;
Дать общую характеристику муниципального образования «г. Йошкар-Ола»;
Провести анализ инвестиционной политики на местном уровне;
Проанализировать предполагаемую стратегию развития инвестиционной политики города.
Введение………………………………………………………………………….3
Инвестиции в системе муниципального управления………………..….5
1.1 Сущность и роль инвестиций для муниципальной территории……5
1.2 Методы управления инвестициями………………………………….10
Анализ управления инвестициями муниципальной территории МО г. Йошкар-Ола……………………………………………………………….14
2.1 Общая характеристика муниципального образования …………….14
2.2 Анализ инвестиционной политики муниципального образования..20
Разработка инвестиционной стратегии развития МО г. Йошкар-Ола…………………………………………………………….…………...26
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………………………..40
Наименование муниципального образования: «Городской округ «Город Йошкар-Ола»
Глава администрации: Войнов Олег Павлович
Адрес администрации: 424001, Республики Марий Эл, город Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 27
Телефон: 41 44 89 факс: 63-03-71
Адрес электронной почты: post_adm_yola@capital.mari-el.
Количество населенных пунктов – 34 единицы
2.2 Анализ инвестиционной
политики муниципального
Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики [20].
За последние годы, и особенно за 2006-2007 г.г., облик города Йошкар-Олы значительно изменился, благодаря выполнению мероприятий программы социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003-2008 гг. (программа «Столица»), утвержденной Законом Республики Марий Эл от 18.07.2003г. № 35-З.
В городе построены два ледовых дворца, дворец водных видов спорта, картинная галерея, административные и офисные здания, храм Успения Пресвятой Богородицы. Построена новая площадь имени Оболенского-Ноготкова, первого представителя городской власти. Открытие картинной галереи в самом центре Йошкар-Олы на новой площади стало, пожалуй, одним из самых главных событий 2007 года. Благодаря проводимым ремонтно-строительным работам приобрели новый облик общественные и административные объекты. Среди них: въездные ворота города - железнодорожный вокзал. Проведена реконструкция комплекса зданий Правительства Республики Марий Эл, корпуса № 2 Марийского государственного технического университета.
К концу 2008 года завершится строительство театра оперы и балета, строятся отделение Сбербанка Российской Федерации, православный центр с воскресной школой и детским садом, стадион в прибрежной зоне реки. Закончена реконструкция стадиона «Дружба», продолжается реконструкция набережной реки М. Кокшага. Строятся новые торговые, административные здания и жилые дома. Проведена реконструкция бульваров Чавайна и Победы, Юбилейной площади, площади Революции, сквера по ул. Машиностроителей, парка культуры и отдыха им. ХХХ-летия ВЛКСМ.
В республике ведется целенаправленная работа по строительству новых и реконструкции старых систем электроосвещения в рамках президентской программы "Свет". Основными подрядчиками выполнения программы стали акционерные общества "Энергия", "Мариэнерго", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1". Проводится масштабная работа по благоустройству набережных участков реки Малая Кокшага, продолжается работа по установке новых систем освещения на ряде улиц города.
К началу Всероссийских сельских игр завершена реконструкция стадиона «Дружба», построен спортивный центр с универсальным залом.
МО «г. Йошкар-Ола» в 2008 году принял участие во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России за 2007 год» и за большую работу по сохранению архитектурного наследия и развитию национальных традиций награжден Свидетельством и Специальным призом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.
Отметим тот факт, что все инвестиционные проекты, проведенные на территории города и РМЭ можно разделить на два типа:
1. Неокупаемые проекты
(некоммерческие), реализация которых
не предполагает получения
2. Частично окупаемые проекты, в результате реализации которых планируется получение денежных средств, но эти средства не покроют всю сумму затрат на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации.
В последнем случае возникают следующие вопросы: кто будет управлять проектом и заниматься сбором денежных средств, поступающих в результате его реализации; будет ли данная работа проводится эффективно?
В случае если такая услуга окажется платной (т. е. возникнет необходимость отслеживать не только сам факт, но и объем предоставления услуги), целесообразно передать ее администрирование частному бизнесу.
Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти.
Можно выделить 3 основных источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета города Йошкар-Ола:
1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и/или вышестоящих бюджетов;
2) прямые инвестиции и различные формы частно- государственного (муниципального) сотрудничества;
3) средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы (как, например, проекты в области жилищно-коммунального хозяйства).
С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов (в результате введения в них инвестиционной составляющей).
Задача выбора источника финансирования какого-либо проекта не должна рассматриваться муниципалитетом в качестве самостоятельной задачи, поскольку является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана проекта, в том числе разработки его финансовой модели и схемы финансирования.
Так же нужно выделить то, что администрация МО «г. Йошкар-Ола» реализует принцип открытой информационной политики. Создана эффективная система информирования населения города о деятельности администрации МО «г. Йошкар-Ола», муниципальных структур, служб и предприятий. Ежедневно в газеты и на радио поступает оперативная информация о наиболее важных событиях, происходящих в городе, публикуются анонсы предстоящих мероприятий. Пресс-служба администрации работает и как координатор, организующий взаимодействие руководителей и сотрудников городских служб с представителями СМИ.
На Йошкар-Олу работают три телевизионных канала с охватом всей территории города (около 250 тысяч человек активного населения). Практически ежедневно в программах новостей по каждому из них идут от одного до трех сюжетов на данную тему. Рассылка новостей проводится пресс-службой на 6 радиоканалов и в 10 газет. Таким образом, население города всех возрастных категорий имеет возможность следить за деятельностью муниципальных властей.
Не реже одного раза в полугодие проводятся встречи журналистов с мэром, а также встречи с заместителями мэра и специалистами по разъяснению тех или иных вопросов.
Совместно с Собранием депутатов ГО «г. Йошкар-Ола» администрация является учредителем еженедельной газеты «Йошкар-Ола» (тираж 3300 экз.), где печатаются наиболее актуальные материалы, дается объемная информация о жизни города и горожан, публикуются документы. В течение 2007 года было опубликовано 52 аналитических материала, касающихся функционирования систем жизнедеятельности города и инфраструктуры, перспектив развития строительства, проблем архитектуры и градостроительства, экономики, образования и культуры, охраны правопорядка. Большое внимание уделяется организации обратной связи с читателями. Периодически печатаются письма горожан и ответы на них. Дважды в год на страницах газеты помещаются отчеты о деятельности муниципалитета, репортажи с сессий городского Собрания.
Итоги инвестиционной деятельности 2007 года свидетельствуют о заметном росте инвестиционной активности организаций города. За 2007 год объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций составил — 30,5 млрд. рублей. Темп роста составил 117,5% по отношению к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. Объем инвестиций на одного жителя города в 2007 году — 51942 рубля, рост к 2006 году составил 25,2% (51942/ 41473 руб).
Основными причинами, повлиявшими на увеличение инвестиций в основной капитал, стало расширение внутреннего спроса на инвестиции, улучшение финансового состояния предприятий и организаций города, снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ и соответственно удешевление стоимости кредитов.
Наблюдается тенденция к увеличению доли собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций с 31,6% в 2006 году, до 36,4% в 2007 году, в основном за счет прибыли предприятий.
Около 60% общего объема инвестиций использовано на развитие отраслей экономики. В среднем на развитие социальной инфраструктуры вложено около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Структура инвестиций по источникам финансирования за 2007 год выглядит следующим образом:
Нельзя не сказать о том, что формами поддержки инвесторов и предприятий, реализующих инвестиционные проекты в городе выступали:
Таким образом, 2007 год был годом реализации национальных проектов. Они затронули важнейшие сферы нашей жизни – жилье, здоровье, образование. Такой комплексный государственный подход позволил существенно расширить применение информационных технологий в школах города, улучшить жилищные условия части населения.
Итак, мы можем видеть, что наряду с улучшением инвестиционной сферы нашего города, местный муниципалитет сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих поддержки правительства.
3. Разработка инвестиционной стратегии развития МО г. Йошкар-Ола
Общая стратегическая цель социально-экономического развития МО г. Йошкар-Ола может быть сформулирована следующим образом:
Развитие города как
муниципального образования со сбалансированной
экономикой, полноценным городским
сообществом, качественной городской
средой, обеспечивающей высокий уровень
жизни населения и
Йошкар-Ола в перспективе до 2010 года будет развиваться как экономически многофункциональный город, обладающий следующими характеристиками:
Поэтому главной целью стратегии является создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Правительством принято решение о формировании и комплексном развитии южной промышленной зоны г. Йошкар-Олы. В состав промзоны планируется включить земли не только Йошкар-Олы, но и Медведевского района.
За счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также средств республиканского и муниципальных бюджетов на этой территории планируется создание и развитие инженерной инфраструктуры, подведение коммуникаций и дорог непосредственно к свободным земельным участкам, предназначенным под размещение новых предприятий.
Таким образом, потенциальным
инвесторам будут предоставляться
земельные участки под
На время строительства потенциальным инвесторам планируется передавать сформированные и уже оформленные в соответствии с земельным законодательством земельные участки в аренду. После завершения строительства предприятий земельные участки под зданиями и иные земли, входящие в состав участков, будут предоставляться инвесторам в собственность.
Определение границ южной промзоны и формирование земельных участков планируется осуществить уже в текущем году, а комплексный план развития территории будет разработан в 2009 году. Развитие южной промзоны на земельных участках в г. Йошкар-Оле и Медведевском районе позволит сделать республику еще более привлекательной для вложения инвестиций и открытой для потенциальных инвесторов.