Пути укрепления доходной базы бюджетов разных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:39, курсовая работа

Описание работы

Доходы бюджета – это экономические (денежные отношения), возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня. Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций

Содержание работы

Введение
ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ЕГО СТРУКТУРА
Экономическая сущность доходов бюджета
Классификация доходов бюджетов
Пути увеличения доходов бюджета разных уровней
Доходы федерального бюджета
Доходы бюджетов субъектов РФ
Доходы местных бюджетов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Бюджетная система РФ»

Тема: «Пути укрепления доходной базы бюджетов разных уровней»

 

 

 

 

 

Студент    ____________    Есаулов В.Г.

                                                                                                                         (подпись)               Группа ФК-32

Преподаватель ___________ Баширова С.В.

                                                                                                                                (подпись)                

«____»____________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Королев

Содержание

Введение

ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ЕГО СТРУКТУРА

Экономическая сущность доходов бюджета

Классификация доходов бюджетов

Пути увеличения доходов бюджета разных уровней

Доходы федерального бюджета

Доходы бюджетов субъектов РФ

Доходы местных бюджетов

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ЕГО СТРУКТУРА

 

Экономическая сущность доходов бюджета

 

Доходы бюджета – это экономические (денежные отношения), возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня.  Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций 17.

Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Главный их материальный источник – национальный доход (НД).

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов – налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства

Основной метод перераспределения национального дохода – налоги, обеспечивающие преобладающую долю бюджета. Так, в доходах федерального бюджета налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах субъектов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов и регулирующих доходов (передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему).

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

- государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;

- кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

 

 

Классификация доходов бюджетов

 

Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

Код классификации доходов бюджетов (см. Приложение 1) Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);

2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1)     налоговые и неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления.

Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

"К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального фонда и (или) из региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов других уровней;

- иных безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

- безвозмездных перечислений из бюджетов государственных (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных перечислений от физических лиц и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов.

Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи. Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.

Итак, главный источник доходов государства – это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:

- налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;

- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы: НДС, акцизы по товарам, производимым в РФ, и по товарам, ввозимым в РФ, сборы, налог с продаж;

- налоги на совокупный доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход;

- налоги на добычу полезных ископаемых;

- прочие налоги и пошлины, здесь самый заметный платеж – государственные пошлины.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1)     в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2)     по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3)     в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4)     по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5)     по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Особая проблема – распределение налогов и других доходов бюджета по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий принцип такой: поступления от определенного налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практически очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей "собирательностью", а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджетами – актуальный и очень конфликтный вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог на имущество физических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др.

Информация о работе Пути укрепления доходной базы бюджетов разных уровней