Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет…………………………………………….5
1.1 История Государственного бюджета………………………………………7
1.2 Понятие и роль государственного бюджета……………………………….11
1.3 Государственный бюджет как экономическая
категория………………...12
1.4 Функции бюджета…………………………………………………………...22
Глава 2. Проблемы несбалансированности
и сбалансированности государственного
бюджета……………………………………………………..24
2.1 Дефицит бюджета……………………………………………………………25
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме
бюджетного дефицита и бюджетной политики……………………………………………………………27
2.3 Государственный долг………………………………………………………30
2.4 Избыток бюджета……………………………………………………………31
2.5 Мультипликатор сбалансированного
бюджета……………………………33
Глава 3. Сбалансированность бюджета………………………………………...36
3.1 Сбалансированность бюджета: понятие
и условия………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...44
Введение
Каждая семья ежемесячно продумывает
свои расходы из имеющихся доходов, т.е.
составляет бюджет, но большинство из
нас не задумывается о его роли в нашей
жизни. Бюджет является основой не только
для каждой семьи, но и для каждого города,
района, государства.
Для каждого государства необходим такой
процесс, как роспись доходов, поступающих
в распоряжение органов государственной
власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства –
центральное звено финансовой системы
страны. Его главное назначение – с помощью
финансовых средств создать условия для
эффективного развития экономики и решения
общегосударственных социальных задач.
Таких, например, как обеспечение населения
общественными товарами и услугами, перераспределение
доходов, стабилизация экономики. Общественные
товары и услуги – дороги, пожарная охрана,
правоохранительные службы, национальная
оборона, общественные школы и клиники
– служат большому числу людей и не могут
быть произведены в рамках частного предпринимательства.
Правительственные программы борьбы с
бедностью предусматривают перераспределение
доходов людей, с избытком зарабатывающих
себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения.
Программы по стабилизации экономики
направлены на нейтрализацию колебаний
деловой активности в обществе. Все эти
задачи не могут быть решены без соответствующего
финансового обеспечения. Поэтому государство
аккумулирует определённую сумму денежных
средств (доходы государственного бюджета),
а затем распределяет их по целевому назначению
(расходы бюджета государства). В странах
с рыночной экономикой основным источником
доходов являются налоговые поступления
– до 90% всех доходов бюджета государства.
Если этих поступлений оказывается недостаточно
для покрытия расходов правительства,
последнее прибегает к займам государственным,
также составляющих доходную статью государственного
бюджета, пособий ветеранам войны и т.д.
Кроме того, к расходной статье бюджета
государства относится выплата процентов
по государственному долгу. Таким
образом, государственный бюджет является
финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые
доходы и расходы. Когда последние равны
между собой, бюджет называется сбалансированным.
Когда доходы превышают расходы, эта разница,
является положительным сальдо, или бюджетным
профицитом. Когда бюджетные расходы больше
доходов, то разница называется отрицательным
сальдо, или бюджетным дефицитом.
Целью курсовой работы является рассмотрение
бюджетной системы, в общем, и государственного
бюджета, в частности, как важнейшего элемента
финансовой системы страны, выражающего
экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной курсовой работы
являются:
- Ознакомление с историей возникновения
государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного
бюджета, его функций;
- рассмотрение доходов и расходов бюджета;
- определение роли государственного бюджета
как финансовой базы социально-экономического
развития общества.
Глава 1. Государственный бюджет
Центральное место в системе государственных
финансов принадлежит государственному
бюджету. В самом общем виде им является
план доходов и расходов государства на
текущий год, составленный в форме баланса
и имеющий силу закона. В любой стране
государственный бюджет - ведущее звено
финансовой системы, единство основных
финансовых категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита -
в их действии. [7] Тем не менее, являясь
частью финансов, бюджет можно выделить
в отдельную экономическую категорию,
отражающую денежные отношения государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину
того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует
ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей. [9]
Таким образом, при правильном подходе
бюджет объективно может быть не просто
средством государственного экономического
регулирования, он может реально влиять
на рост экономики и социальной сферы,
ускорение темпов научно-технического
прогресса, обновление и совершенствование
материально-технической базы общественного
производства. Но здесь важно подчеркнуть,
что проявление присущих бюджету свойств,
его использование в качестве инструмента
распределения и контроля возможно только
в процессе человеческой деятельности,
что находит свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме,
который является конкретным выражением
бюджетной политики, отражающим нацеленность
бюджетных отношений на решение экономических
и социальных задач. [12]
1.1 История возникновения бюджета
Бюджет является центральным звеном финансовой
системы государства. С его помощью могут
осуществляться цели и задачи, обусловленные
экономической политикой. При этом значение
государственного регулирования трудно
переоценить. Существуют основные категории,
входящие в бюджет любого государства
– это налоги, займы, расходы, которые
всегда остаются неизменными. [9]
Однако история финансов свидетельствует,
что бюджет не был присущ государству
на всех стадиях его развития. Долгое время
государство вообще не имело бюджета.
Во всех европейских государствах, в том
числе и России, собирались доходы и проводились
расходы, т.е. на юридических нормах существовала
система доходов и расходов. Полностью
бюджет сформировался тогда, когда государство
в свою финансовую деятельность ввело
плановое начало – стало составлять систему
доходов и расходов на определённый период.
Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала
субсидию королям, то перед окончанием
заседания канцлер казначейства (министр
финансов) открыл портфель, в котором хранилась
бумага с соответствующем законопроектом.
Это действие условно называлось открытием
бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться
документ, который содержал, утверждаемый
парламентом, план доходов и расходов
государства. Этот документ также называли
«росписью денежных доходов и расходов
государства», «сметой доходов и расходов
государства», «государственной росписью».
[10]
Глубокие перемены, произошедши в конце
18в.- начале 19в. в политике, социальных
отношениях и в сфере экономики, повлекли
за собой коренные перемены в государственном
порядке. Одним из общих признаков новых
условий государственной жизни было быстрое
увеличение госбюджетов и долгов. Вначале
этот рост казался явлением исключительным.
Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением
спокойных времён бюджет уменьшится, однако
рост бюджетов превзошёл все ожидания.
В связи с этим возник вопрос о необходимости
планомерной деятельности государства,
и средством такой планомерности стал
госбюджет. Он представлял собой государственную
роспись доходов и расходов в цифровом
выражении. Бюджет превратился в необходимое
условие развития государственного хозяйства.
[10]
В России порядок становления «госросписи»,
или «сметы доходов и расходов», ведёт
начало с 1863 г. До этого времени бюджетного
права в России не существовало, т.к. бюджетная
практика отрицала все его принципы.
Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали
развитию бюджетного законодательства.
После Февральской революции при Временном
правительстве расходы производились
с использованием кредитов. До середины
1918г. Продолжали действовать кредиты,
ассигнованные по сметам 1917г. Буквально
с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный
акт советского бюджетного права – Правила
составления, рассмотрения и утверждения
смет на январь – июль 1918г., утверждённый
СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию
системы полугодовых бюджетов. В 1920 –
1921гг. правительство вернулось к годовому
бюджету. [10]
Основы бюджетного устройства государства
были сформулированы в Конституции РСФСР
1918г., в которой 5 раздел так и назывался
«Бюджетное право».
Конституция 1918г. Установила федеративное
устройство РСФСР, а именно единый госбюджет,
включавший в себя государственные доходы
и расходы.
Всероссийский съезд Советов или Всероссийский
центр исполнительный Комитет Советов
определяют, какие виды доходов и сборов
входит в общегосударственный бюджет,
и какие поступают в распоряжения местных
советов, и равно устанавливают пределы
обложения.
Ни один расход из средств государственного
казначейства не может быть произведён
без установления на него кредита в росписи
дохода и расхода или путём издания особого
постановления центральной власти.
Местные советы составляют полугодовые
и годовые счёты расходов и доходов на
местные нужды, сметы городских, губернских
и областных органов Советской власти
утверждаются Всероссийским Центральным
комитетом Советов и Советом Народных
Комиссаров. [12]
В 1921г. С переходом к новой экономической
политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по
упорядочению финансового хозяйства от
10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен
в своих правах. Самым крупным успехом
этого курса была финансовая реформа.
В её ходе был восстановлен Государственный
банк, появились кооперативные банки,
кредитные и страховые товарищества, частные
банки на концессионной основе. Восстановилась
система налогов, пошлин и платежей за
пользование транспортом, введена устойчивая
валюта – червонец. [12]
В 1925г. Продналог был заменён денежным
продналогом. Деньги в России вновь стали
товаром. После проведения денежных реформ
бюджет приобретал значение твёрдого
и реального финансового плана.
С выходом в 1924г. Конституции СССР были
внесены изменения в банковскую систему.
Р.Ф., столкнувшись с проблемой дефицита
государственного бюджета, в 90-ые годы
перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета.
Он включал федеральный бюджет, и консолидированные
бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный
бюджет субъекта Федерации состоит из
бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории. Такой
бюджет не утверждается законодательными
органами власти всех уровней. Эти бюджеты
являются, прежде всего, статистическим
сводом бюджетных показателей, которые
характеризуют суммированные показатели
по доходам и расходам, источникам поступления
средств и направления их использования
на территории РФ отдельных её субъектов.
[11]
Содержание бюджета как экономической
категории везде сводится к тому, что «государственный
бюджет выражает финансовое отношение,
связанное с образованием и использованием
централизованного фонда денежных ресурсов
страны». [10]
1.2 Понятие и роль государственного бюджета
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных
финансовых ресурсов, по экономической
роли – регулятор производства и потребления
в обществе, по социальной природе – система
денежных и иных общественных отношений
между государством, физическим и юридическим
лицами. Он также имеет политическое и
управленческое содержание, выполняя
ряд функций в общественном «организме».
[6, с. 5]
Бюджет выступает в качестве экономической
категории, представляет собой денежные
отношения, возникающих в результате распределения
и перераспределения ВВП в целях образования
и использования централизованного денежного
фонда. Государство использует бюджет
в качестве одного из основных инструментов
обеспечения как непосредственно распределения
своей деятельности, так важного элемента
проведения экономической и социальной
политики. [6, с. 15]
Любой бюджет выполняет следующие основные
функции:
· Перераспределения внутреннего валового
продукта (ВВП);
· Государственного регулирования экономики
страны и стимулирования экономической
деятельности;
· Осуществления социальной политики
государства и финансового обеспечения
бюджетной сферы в целом;
· Контроля над образованием и использованием
централизованных фондов денежных средств;
1.3
Государственный бюджет как экономическая
категория.
Бюджет является важным звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода, бюджет
представляет собой экономическую форму
образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства. [7]
В бюджете ежегодно централизуется часть
денежных доходов предприятий и населения.
Аккумулированные средства распределяются
и используются на финансирование затрат
по осуществлению функций государства.
За счет бюджетных средств удовлетворяются
общегосударственные потребности, финансируются
отдельные сферы деятельности – оборона,
управление, охрана общественного порядка
и безопасности государства, фундаментальная
науки и др. Кроме того за счет бюджета
удовлетворяются и коллективные потребности
путем финансирования затрат на образование,
здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде
всего, от ее государственного устройства.
В странах имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет как бы двух ярусное
построение – государственный и местные
бюджеты. В странах с федеративным государственным
устройством имеется промежуточное звено
– бюджет штатов, земель и соответствующих
им административных образований. [6, с.
200]
Государственный бюджет – это централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных
сил, выполнение необходимых социально-экономических
функций. Бюджет является также мощным
рычагом государственного регулирования
экономики, воздействуя им можно влиять
на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять
антикризисные мероприятия. Бюджет современного
государства представляет собой сложный
многолистовой документ, отражающий все
многообразие его функций. Это годовой
план государственных расходов и источников
их финансового покрытия.
Проект бюджета ежегодно обсуждается
и принимается законодательным органом.
Бюджет - сложная экономическая категория.
Как экономическая категория, государственный
бюджет представляет собой систему экономических
отношений, складывающихся в обществе
в процессе формирования, распределения
и использования централизованного денежного
фонда страны, предназначенного для удовлетворения
общественных потребностей. Иными словами
государственный бюджет это денежные
отношения, возникающие у государства
с физическими и юридическими лицами в
связи с созданием централизованных финансов,
а также с распределением и перераспределением
национального дохода, предназначенного
для финансирования народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий и учреждений,
управления государством, укрепления
обороноспособности страны и др. [5, с. 20]
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями, организациями,
учреждениями и населением называются
бюджетными. Специфика этих отношений,
как составной части финансовых отношений,
выражается в том, что они, во-первых, возникают
в фазе распределения общественного производства,
и, во-вторых, направлены на формирование,
распределение и использование централизованных
финансовых ресурсов.
Бюджетным отношениям присущ объективный
характер. Это обусловлено тем, что в руках
государства постоянно должна концентрироваться
часть национального дохода, необходимая
для обеспечения расширенного воспроизводства
в масштабах общества, удовлетворения
экономических и социально-культурных
потребностей граждан, покрытия общественных
издержек управления, повышения обороноспособности
страны.
Бюджетные отношения органически связаны
с функционированием государства, но вместе
с тем эти отношения являются элементом
базиса, а не надстройки.
Бюджетные отношения это часть экономической
структуры общества; их функционирование
предопределяется тем, что для осуществления
государством его функций объективно
необходима материально-финансовая база.
В процессе воспроизводства бюджетные
отношения получают соответствующую им
материально-вещественную форму: они овеществляются
в бюджетном фонде страны, включающем
государственный бюджет и местные бюджеты.
[4, с. 30]
Выступая центральным звеном в общей
системе государственного регулирования
экономики, бюджет как категория отражает
интересы конкретных классов и слоев населения,
поскольку на нем лежит печать социальной
и экономической политики. В этом смысле
бюджетные отношения представляют собой
определенную философию и идеологию общественного
развития. [6, с. 200]
Являясь частью финансовых отношений,
государственный бюджет как категория
характеризуется теми же чертами, которые
присущи финансам в целом, но в тоже время
имеет свои особенности, отличающие его
от других сфер и звеньев финансовых отношений.
К числу таких особенностей следует отнести
то, что:
1) бюджет является особой экономической
формой перераспределительных отношений,
связанной с обособлением части национального
дохода в руках государства и ее использованием
для общественных потребностей;
2) посредством бюджета осуществляется
перераспределение национального дохода
(национального богатства) между важнейшими
сферами общественного производства (промышленностью,
сельским хозяйством, транспортом, строительством
и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства,
между сферами общественной деятельности
(производственной и непроизводственной
сферой экономики), между регионами страны
и территориями;
3) область бюджетного распределения занимает
центральное место в составе государственных
финансов, что предопределено ключевым
положением бюджета по сравнению с другими
звеньями финансовой системы.
Взгляд на бюджет как экономическую категорию
получил свое признание не сразу. Только
в последние годы преобладающей стала
точка зрения, согласно которой с позиций
экономической сущности государственный
бюджет может рассматриваться как самостоятельная
экономическая категория, а с позиций
законодательного установления финансовой
базы государства как его финансовый план.
[2, с. 2]
В огромном многообразии финансовых связей
можно выделить обособленные сферы, отличающиеся
отдельными общими чертами. Так, особую
область стоимостного распределения валового
общественного продукта образуют финансовые
отношения, складывающиеся у государства
с хозяйствующими субъектами и населением.
Этим отношениям присуще то общее, что
возникают они в распределительном процессе,
непременным участником которого является
государство, и связаны с формированием
и использованием централизованного фонда
денежных средств, предназначенного для
удовлетворения общественных потребностей.
Данная совокупность финансовых отношений
составляет экономическое содержание
понятия, носящего название «государственный
бюджет». [1, с. 56]
Государственный бюджет как совокупность
экономических отношений имеет объективный
характер. Его существование в качестве
самостоятельной сферы распределения
объективно предопределено самим общественным
производством, развитие которого нуждается
в соответствующих централизованных ресурсах.
Централизация денежных средств необходима
для организации бесперебойного кругооборота
в масштабах всего национального хозяйства,
для обеспечения функционирования экономики
в целом. Существование специфической
бюджетной сферы стоимостного распределения
обусловлено также природой и функциями
государства. Государство нуждается в
централизованных средствах для финансирования
приоритетных отраслей, для проведения
социально-культурных мероприятий в масштабах
всего общества, решения задач оборонного
характера, покрытия общих издержек государственного
управления. Таким образом, существование
государственного бюджета отнюдь не результат
субъективного желания (воли) людей, а
объективная необходимость, обусловленная
потребностями расширенного воспроизводства,
природой и функциями государства. [6, с.
78]
На современном этапе развития экономики
централизованные финансовые ресурсы
позволяют государству обеспечивать необходимые
темпы и пропорции общественного производства,
добиваться совершенствования ею отраслевой
и территориальной структуры, формировать
в необходимых размерах средства для первоочередных
программ развития отраслей экономики,
проводить крупные социальные преобразования.
Благодаря финансовой централизации денежные
средства сосредоточиваются на решающих
участках экономического и социального
развития, подготавливая условия для успешной
реализации экономической и социальной
политики государства. [9]
Таким образом, как особая часть стоимостного
распределения государственный бюджет
выполняет специфическое общественное
назначение - служит удовлетворению общегосударственных
потребностей. Являясь экономической
формой существования объективных распределительных
отношений, выполняя специфическое общественное
назначение, государственный бюджет выступает
в качестве экономической категории.
Государственному бюджету как определенной
совокупности финансовых отношений присущи,
прежде всего, те же черты, которые отличают
категорию финансов в целом: бюджетные
отношения имеют распределительный характер,
осуществляются всегда в денежной форме,
сопровождаются формированием и использованием
целевых денежных фондов. [8]
Вместе с тем бюджетным отношениям присуща
определенная специфика, которая, однако,
не выходит за рамки общих с финансами
черт. Государственный бюджет как специфическая
сфера стоимостного распределения характеризуется
следующими чертами:
1) представляет особую экономическую
форму распределительных отношений, связанную
с обособлением части стоимости валового
общественного продукта у государства
неиспользованием на удовлетворение общественных
потребностей;
2) предназначены для перераспределения
стоимости между отраслями национального
хозяйства, территориями, секторами экономики,
сферами общественной деятельности в
отличие от финансов материального производства,
опосредствующих процесс создания и производительного
потребления стоимости, и финансов непроизводственной
сферы, обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного
распределения, которая непосредственно
не связана с движением общественного
продукта в его товарной форме и осуществляется
в известном отрыве от нее, в то время как
в материальном производстве и непроизводственной
сфере финансовые отношения тесно переплетаются
с товарно-денежными.
Государственный бюджет, как и любая другая
экономическая категория, выражает производственные
отношения и имеет соответствующее им
материально-вещественное воплощение:
бюджетные отношения материализуются
(овеществляются) в централизованном фонде
денежных средств государства - в бюджетном
фонде. [8]
В результате этого реальные экономические
(распределительные) процессы, происходящие
в обществе, получают свое выражение в
потоках мобилизуемых и используемых
государством денежных средств.
Бюджетный фонд - это объективно обусловленная
экономическая форма движения той части
общественного продукта и национального
дохода, которая прошла, известные стадии
стоимостного распределения и поступила
государству для удовлетворения потребностей
по расширенному воспроизводству, социально-культурному
обслуживанию населения, обороне и управлению.
Формирование и использование бюджетного
фонда выражают процесс движения стоимости
в связи с ее распределением и перераспределением.
[9]
Как экономическая категория государственный
бюджет выражает денежные отношения, возникающие
между государствам и другими участниками
общественного производства в процессе
распределения и перераспределения стоимости
общественного продукта путем образования
централизованного фонда денежных средств
государства и его использования на цели
расширенного воспроизводства и удовлетворения
общественных потребностей. [6, с. 186]
Государственный бюджет как экономическая
категория выполняет функции, соответствующие
категории финансов в целом - распределительную
и контрольную.
Действие данных функций определяется
рассмотренной спецификой бюджетных отношений.
Вместе с тем, как основное звено государственных
финансов, государственный бюджет в рамках
распределительной функции выполняет
характерные подфункции, как-то: размещения
(ресурсов), перераспределительную, стабилизации.
[6, с. 189]
Бюджет воздействует ни экономику через
бюджетный механизм.
В этом проявляется роль бюджета как инструмента
влияния на экономику в целом.
Бюджетный механизм - это совокупность
форм и методов образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства. Регулирование экономики
осуществляется путем установления количественных
размеров централизованного фонда денежных
средств, регламентации форм и методов
его образования и использования, перераспределения
финансовых ресурсов в процессе становления
и исполнения бюджета. [7, с. 87]
Разнообразие форм собственности предполагает
прогнозно-плановое ведение хозяйства,
что предопределяет такую же форму функционирования
бюджетных отношений. Стабильный характер
бюджетных связей, плановая форма движения
централизованного фонда денежных средств
государства приводят к тому, что бюджетные
связи отражаются в соответствующем финансовом
документе — основном финансовом плане
страны.
В нем предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое
содержание бюджета; специфические статьи
доходов и расходов основного финансового
плана показывают источники формирования
и направления использования централизованного
фонда денежных средств государства. Основной
финансовый план является продуктом плановой
деятельности государства; в нем выражена
воля государства, отражающего интересы
всех членов общества. Показатели основного
финансового плана страны подлежат безусловному
выполнению в соответствии с ежегодно
принимаемым Парламентом республики Законом
«О республиканском бюджете». [1, с. 20]
Таким образом, многообразие понятия
«государственным бюджет» сводится к
его трактованию в следующих составляющих:
- как относительно самостоятельная экономическая
категория;
- как централизованный фонд денежных
средств государства;
- как инструмент воздействия на экономику
(через бюджетный механизм);
- как основной финансовый план государства;
- как юридический закон, положения которого
обязательны для выполнения всеми участниками
отношений и членами общества (см. Приложение
1).
Роль государственного бюджета в общественном
воспроизводстве определяется в первую
очередь тем, что с помощью государственною
бюджета (расходной части) распределяется
и перераспределяется около
30% национального дохода, 20% - валового
внутреннего продукта, 10% - валового общественного
продукта. [8]
Он распределяет денежные средства между
различными отраслями национального хозяйства,
секторами производства, сферами общественной
деятельности, экономическими районами
и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует
на экономику в целом, так как он выступает
в качестве бюджета всего национального
хозяйства. Большую роль играет государственный
бюджет в сфере материального производства,
выступая в качестве стимулятора его роста.
Средства бюджета используются для обеспечения
как индивидуального (в рамках отдельных
предприятий), так и общественного (в масштабе
всего национального хозяйства) кругооборота
фондов. Бюджетное финансирование капитальных
вложений и оборотных средств на действующих
и вновь вводимых предприятиях, обеспечение
других расходов позволяет бюджету включаться
в индивидуальный кругооборот фондов
на отдельных предприятиях, способствуя
его бесперебойности и равномерности.
[8]
Бюджетные ассигнования в производственной
сфере являются основным источником ее
функционирования и дальнейшего развития.
Основная часть учреждений и организаций
этой сферы не имеет собственных источников
доходов и находится на бюджетном финансировании.
Расходы государства на просвещение и
здравоохранение, социальное страхование
и социальное обеспечение, науку, культуру
и искусство являются той финансовой базой,
без которой невозможно проведение социально-культурных
мероприятий общегосударственного масштаба.
Большое значение имеет бюджет в формировании
рациональной структуры отраслей непроизводственной
сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами
функционирование непроизводственной
сферы, государство через бюджет может
формировать окончательные размеры фонда
потребления, влиять на территориальные
пропорции в егоиспользовании.
1.4 Функции бюджета.
Сущность государственного бюджета как
экономической категории реализуется
через его функции: распределительную,
контрольную и функцию по обеспечению
существования государства.
Проявление распределительной функции
обусловлено тем, что в отношения с бюджетом
вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного
распределения и перераспределения является
чистый доход, получаемый в обществе. Между
тем, это не исключает возможности перераспределения
через бюджет и части стоимости необходимого
продукта (подоходный налог с граждан),
а иногда и национального богатства. Благодаря
распределительной функции бюджета происходит
концентрация денежных средств в руках
государства и их дальнейшее использование
с целью удовлетворения общественных
потребностей. Распределение и перераспределение
денежных средств происходит между отдельными
отраслями и сферами деятельности, между
отдельными слоями населения, между некоторыми
видами услуг. В результате распределения
и перераспределения осуществляется формирование
различных фондов денежных ресурсов государственного
и местных бюджетов, фондов социального
страхования, фондов пенсионного обеспечения,
фондов занятости населения, фондов социальной
защиты, инновационного фонда. [5, с. 52]
Распределительная функция бюджета используется
также для вмешательства государства
в процесс общественного производства
регулирования хозяйственной деятельности
предприятий, ускорения темпов экономического
роста, усиления хозяйственной активности
предпринимателей. Посредством бюджета
государство воздействует не только на
перераспределение национального дохода,
но и на его производство, накопление денежных
средств, сферу потребления, процессы
демонополизации экономики и обобществление
производства, а также его разгосударствление.
[5, с. 60]
Существенно, что содержание распределительной
функции бюджета определяется процессами
перераспределения финансовых средств
между различными подразделениями общественного
производства и слоями населения. Важно
отметить, что ни одно из звеньев финансовой
системы не осуществляет такого многовидового
(межотраслевое, межтерриториальное и
т.д.) и многоуровневого (республиканский,
областной, городской бюджет и др.) перераспределения
денежных средств, как бюджет. [6, с. 78]
Контрольная функция заключается в том,
что бюджет объективно через формирование
и использование денежных средств государства
отражает экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики. При
формировании государственных доходов
финансовый контроль осуществляется за
правильностью взимания различных видов
налогов, мобилизации других источников
доходов, соблюдением установленных пропорций
между ними, определением налоговой базы,
формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании
бюджетных средств контролируются эффективность
их использования, их соответствие целевому
назначению. [6, с. 82]
Финансовый контроль осуществляется
за производством, распределением и потреблением
совокупного общественного продукта и
национального дохода, за пропорциями,
складывающимся в процессе перераспределения
национального дохода.
Функция обеспечения существования государства
ставит своей задачей создание материально-финансовой
базы функционирования государства; содержание
аппарата управления страной, президентской
власти, законодательной и исполнительной
власти, правоохранительных и таможенных
органов, налоговой службы.
Глава 2. Проблемы несбалансированности
и сбалансированности государственного
бюджета.
Одним из важнейших вопросов государственных
финансов является проблема бюджетного
дефицита и государственного долга. Дефицит
бюджета и величина государственного
долга – это термометр состояния экономики,
поэтому данной проблеме уделяется традиционно
большое влияние, как со стороны специалистов
экономистов, так и всего населения в целом.
[8]
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую
в данном году расходы бюджета превосходят
его доходы. Бюджетный дефицит отражает
определенные изменения в процессе национального
воспроизводства, фиксирует результаты
этих изменений. [4, с. 74]
В экономической теории различают структурный
и циклический бюджетный дефицит. Структурный
дефицит – это разность между федеральными
доходами и расходами при определенной
фискальной политике (действующий уровень
налогообложения и текущих затрат правительства)
и постоянно заданном уровне безработице
(базовый уровень безработицы составляет
6%). Если уровень безработицы начинает
превышать базовый (когда экономическая
система входит в состояние спада), реальный
бюджетный дефицит становится больше
уровня структурного дефицита бюджета.
Это происходит частично за счет сокращения
налоговых поступлений. Разность между
реально наблюдаемым дефицитом бюджета
и структурным дефицитом получила название
циклического дефицита.
Изменение структурного и циклического
дефицитов находятся в зависимости от
состояния экономики. Так, в природе восстановления
экономики после экономического спада
сопровождается циклическим дефицитом.
В то же время может нарастать структурный
дефицит, если налоги, например, остаются
на том же уровне, а затраты правительства
увеличиваются (в частности, за счет роста
расходов на оборону или на проведение
различных социальных программ). [4, с. 75]
Причин бюджетного дефицита может быть
много, например:
- спад общественного производства
- рост предельных издержек общественного
производства
· массовый выпуск «пустых» денег
· излишне, неоправданно раздутые социальные
программы
· возросшие затраты на финансирование
ВПК
· оборот «теневого» капитала в огромных
масштабах
· возможной причиной бюджетного дефицита
являются огромные непроизводительные
расходы, приписки, хищения, потери произведенной
продукции и многое другое, пока не поддающееся
общественному учету.
Источники покрытия бюджетного дефицита
хорошо известны.
В экономических системах с фиксированным
количеством денег в обращении правительство
располагает лишь двумя традиционными
способами покрытия дефицита бюджета
– это государственные займы и усиление
налогообложения. Для экономических систем
с нефиксированным количеством денег
есть и третий способ – это печатанье
денег. [10]
Несомненно, бюджетный дефицит относится
к так называемым «отрицательным» экономическим
категориям типа инфляции, кризиса, безработицы,
банкротства, однако они являются неотъемлемыми
элементами экономической системы. Более
того, без них экономическая система утрачивает
способность к самодвижению и поступательному
развитию. Следует отметить что, бездефицитность
бюджета вовсе не означает здоровье экономики.
Надо четко представлять какие процессы
протекают внутри самой финансовой системы,
какие изменения воспроизводственного
цикла отражает дефицит бюджета. [10]
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме
бюджетного дефицита и бюджетной политики.
В экономической теории различают несколько
концептуальных подходов к проблеме бюджетного
дефицита и бюджетной политики.
Первая концепция базируется на том, что
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
До недавнего времени ежегодно сбалансированный
бюджет считался целью финансовой политики.
Однако при более тщательном рассмотрении
этой проблемы становится очевидным, что
такое состояние бюджета в основном исключает
или уменьшает в значительной степени
эффективность фискальной политики государства,
антициклическую, стабилизирующую направленность.
Рассмотрим следующую логическую цепочку,
допустим, что экономика сталкивается
с длительным периодом безработицы. Доходы
населения падают. При таких обстоятельствах
налоговые поступления автоматически
сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать
бюджет, правительство должно: либо повысит
ставки налогов, либо сократить государственные
расходы, либо использовать сочетание
этих двух мер. Однако следствие всех этих
мероприятий будет еще большее сокращение
совокупного спроса. [11]
Рассмотрим другой пример, показывающий
как стремление ежегодно балансировать
бюджет, может стимулировать инфляцию.
В условиях инфляции при повышении денежных
доходов автоматически увеличиваются
налоговые поступления. Для предотвращения
предстоящего превышения доходов над
расходами правительство должно принять
следующие меры: либо снизить ставки налогов,
либо увеличить правительственные расходы,
либо использовать сочетание этих двух
мер. Следствием этих мер будет усиление
инфляции. [11]
Вторая концепция базируется на том, что
бюджет должен быть сбалансирован в ходе
экономического цикла, а не ежегодно. Данная
концепция предполагает, что правительство
осуществляет антициклическое воздействие
и одновременно стремиться сбалансировать
бюджет. Логическое обоснование этой концепции
бюджетной политики просто, разумно и
привлекательно. Для того чтобы противостоять
стаду, правительство снижает налоги и
увеличивает расходы, то есть сознательно
вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего
инфляционного подъема правительство
повышает налоги и снижает правительственные
расходы. Возникающее положительное сальдо
бюджета может быть использовано на покрытие
дефицита, возникшего в период спада. Таким
образом, правительство проводит позитивную
антициклическую политику и одновременно
балансирует бюджет, но не обязательно
ежегодно, а за период в несколько лет.
[12]
Особая проблема, возникающая в данной
концепции - это то, спады и подъемы в экономическом
цикле могут быть неодинаковыми по глубине
и продолжительности. Например, длительный
и глубокий спад может смениться коротким
периодом подъема. Появление большего
дефицита в период спада в этом случае
не покроется небольшим положительным
сальдо бюджета периода процветания, следовательно,
будет иметь место циклический дефицит
бюджета. [12]
Третья концепция связана с идеей, так
называемых функциональных финансов.
В соответствии с этой концепцией, целью
государственных финансов является обеспечение
сбалансированности экономики, а не бюджета,
при этом достижения макроэкономической
стабильности экономики может сопровождаться
как устойчивым положительным сальдо,
так и устойчивым бюджетным дефицитом.
Таким образом, сбалансированность бюджета
является по данной концепции второстепенной
проблемой, так как:
1. Налоговая система такова, что налоговые
поступления в бюджет автоматически возрастают
по мере экономического роста и процветания,
а макроэкономическая сбалансированность
стимулирует этот рост, следовательно,
дефицит бюджета будет автоматически
самоликвидироваться.
2. При определенных правах правительства
в установлении налогов и создания денег
способность его финансировать дефицит
бюджета почти безгранична.
3. Считается, что проблемы, порожденные
значительным государственным долгом,
не столь обременительны для нормальной
экономики. Можно смело утверждать, что
богатая нация имеет большую возможность
выдержать относительно безболезненно
бюджетный дефицит значительных размеров
по сравнению с бедной нацией.
Вторая и третья концепции лежат в основе
финансовой политики, ориентированной
на бюджетный дефицит и опирающейся на
потенциал денежного хозяйства страны.
Такая политика предполагает:
· Наличие четкой программы финансовых
мероприятий в рамках денежного потенциала
страны;
· Контроль над развитием бюджетного дефицита
и поиск источников его покрытия;
· Выделение бюджетных средств на мероприятия,
дающие значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу
находить оптимальную величину бюджетного
дефицита. Однако при всей привлекательности
политики бюджетного дефицита, крупный
дефицит приводит к значительным отрицательным
последствиям даже для «богатых» в экономическом
отношении стран. [6, с. 74]
2.3 Государственный долг.
Нарастание бюджетного дефицита в экономики
приводит к появлению и росту государственного
долга.
Государственный долг – это сумма накопленных
в стране за определенный период бюджетных
дефицитов за вычетом имеющихся за это
же время положительных сальдо бюджета.
Различают внешний и внутренний государственный
долг. [4, с. 80]
Внешний государственный долг, т.е. долг
иностранным государствам, организациям
и лицам ложится на страну наибольшим
бременем, так как страна должна отдавать
какие-нибудь ценные товары, оказывать
определенные услуги, чтобы оплатить проценты
и погасить долг. Надо помнить и то, что
кредитор обычно ставит определенные
условия, после выполнения, которых и предоставляется
кредит.
Внутренний долг государства, т.е. долг
своему населению, приводит, прежде всего,
к перераспределению доходов внутри страны.
Утечки товаров и услуг обычно не происходит,
но возникают определенные изменения
в экономической жизни, последствия которых
могут быть весьма значительными. [4, с.
85]
Бюджетный дефицит и государственный
долг тесно связаны. Во-первых, государственные
займы – важнейший источник покрытия
бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько
опасен тот или иной размер дефицита бюджета
невозможно без анализа величины государственного
долга. Необходимо так же с другой стороны,
для оценки величины государственного
долга исследование роста бюджетного
дефицита.
Существует много различных мнений в
отношении к бюджетному дефициту и государственному
долгу. Кейнсианцы, например, рискнули
заявить, что увеличение государственных
расходов, приводящие к дефициту бюджета,
в период спада производства может привести
к стабилизации экономики. Но и сейчас
многие экономисты считают рост государственного
дефицита и долга недопустимым при любых
условиях.
2.4 Избыток бюджета.
Избыток бюджета – это превышение доходов
федерального правительства над его общими
расходами. Увеличение в доходах увеличивает
бюджетный избыток и сокращает бюджетный
дефицит. Таким образом, бюджетный избыток
и бюджетный дефицит зависят не только
от государственной политики, касающейся
расходов и налогообложения, но также
и от уровня активности в экономике. [4,
с. 74] И государственные расходы, и подоходные
налоги оказывают не только непосредственное
воздействие на бюджетный избыток, но
и косвенное воздействие, влияя на объем
производства и доходы, где
BS – бюджетный избытокt – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR – трансфертные платежи
Из этой формулы мы видим, что увеличение
государственных расходов сокращает бюджетный
избыток на сумму расходов, но оно часто
компенсирует это сокращение ростом налогов,
которое вытекает из увеличения в доходах,
вызванного увеличением в совокупном
спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение
налоговой ставки, сохраняющей государственные
расходы на постоянном уровне, может увеличить
бюджетный избыток, возможно, что конечный
результат будет гораздо меньшим, чем
первоначально запланированный, потому,
что увеличение налоговой ставки ведет
к снижению уровня доходов. [4, с. 74]
Избыток бюджета при допущении полной
занятости – это такой избыток бюджета,
который может образоваться в случае,
если экономика находится в состоянии
полной занятости. Это важное понятие
и лучший метод управления фискальной
политикой, чем метод предусматривающий
простой учет бюджетного избытка и бюджетного
дефицита при любом уровне экономической
активности. Бюджетный избыток при допущении
полной занятости предусматривает средства
оценки политики, не зависящие от конкретного
состояния цикла деловой активности. Применяя
такой подход, вырабатывающие политику
могут оценивать уровень избытка или дефицита,
вызванного фискальной политикой в условиях
полной занятости. Формула для избытка
бюджета при допущении полной занятости
имеет следующий вид, где
BS* - это избыток бюджета в условиях полной
занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным
избытком и бюджетным избытком при полной
занятости предоставляет собой налог.
Разница указывает на присутствие экономического
спада. Если производство ниже уровня
полной занятости, бюджетный избыток при
полной занятости будет превышать фактический
избыток (возможно также, что при объемах
производства, ниже уровня полной занятости
будет иметь место дефицит бюджета). [4,
с. 74]
2.5 Мультипликатор сбалансированного
бюджета.
Многие экономисты изучали вопрос, каков
мог бы быть результат объединения эффектов
увеличения налогов и увеличения государственных
расходов. Первый и, как кажется, наиболее
очевидный ответ состоит в том, что равный
по величине прирост и государственных
закупок и налогов не должен оказать какого-либо
влияния на уровень доходов. Однако этот
вывод является ошибочным. Почему? [11]
Предположим, что объем государственных
закупок увеличивается от нуля до 100 и
на такую же величину возрастают налоги.
Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет
0,75. Прирост правительственных расходов
почти сразу вызывает увеличение совокупного
спроса на 100 единиц. И одновременно прирост
налогов сокращает величину располагаемого
дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт
является здесь ключевым – сокращение
располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает
совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е.
на величину равную произведению MRC и суммы
сокращения располагаемого дохода. Таким
образом, спрос на товары при первоначальном
равновесном уровне доходов вырос на 100
единиц (из-за увеличения государственных
закупок) и одновременно снизился на 75
(из-за увеличения налогов). [12]
Итак, при исходном уровне доходов равном
1000, совокупный спрос показывает чистый
прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск
продукции увеличился. И этот прирост
равновесного выпуска продукции равен
величине мультипликатора 4, помноженной
на сумму прироста спроса при исходном
уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рисунке показано, как влияние со стороны
возросших государственных расходов и
сократившегося уровня потребления, взятых
вместе, перемещает кривую АД вверх, в
положение АД
Государственные расходы возрастают
с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц
увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается
вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного
спроса АД
1пересекает биссектрису системы координат
в точке Е
1. Это означает, что равновесный уровень
доходов теперь выше, чем он мог бы быть
при полном отсутствии государственных
расходов и налогообложения. Новый равновесный
уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши
рассуждения предполагают, что величина
прироста равновесного уровня доходов
может быть вычислима с помощью стандартной
формулы мультипликатора: мультипликатор
– прирост расходов при исходном, первоначальном
уровне доходов. [7]
Данный пример является хорошей иллюстрацией
особого варианта фискальной политики:
фискального расширения сбалансированного
бюджета, когда и налоги и правительственные
расходы увеличиваются на одинаковую
величину. В этом случае мы получаем знаменитый
эффект действия мультипликатора сбалансированного
бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета
устанавливает, что прирост правительственных
расходов, сопровождаемый равными по величине
приростом налогов – имеет своим результатом
увеличение выпуска продукции. [7]
Причина того, почему объем выпуска продукции
увеличивается (вместо того, чтобы оставаться
неизменным), состоит в том, что прирост
государственных расходов приводит к
незамедлительному увеличению совокупного
спроса на величину этого прироста, в то
время как прирост налогов, как только
что могли видеть в приведенном примере,
сокращает уровень потребительского спроса
на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта
взятые вместе, действительно приводят
к увеличению совокупного спроса и, следовательно,
являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией
результат действия мультипликатора сбалансированного
бюджета будет еще более специфичен. Как
и предполагалось в приведенном выше примере,
величина мультипликатора сбалансированного
бюджета в этом случае будет в точности
равна 1. А это означает, что объем выпуска
продукции будет увеличиваться ровно
на величину прироста правительственных
расходов. Глава 3. Сбалансированность
бюджета
3.1 Сбалансированность бюджета:
понятие и условия
Сбалансированность бюджета - один
из основополагающих принципов формирования
и исполнения бюджета, состоящий
в количественном соответствии (равновесии)
бюджетных расходов источникам их финансирования.
[4, с. 90]
Этот принцип даже при наличии дефицита
бюджета позволяет достичь равенства,
(баланса) между суммарной величиной бюджетных
поступлений (доходов бюджета и источников
покрытия дефицита) и объемом производимых
расходов. Отсутствие бюджетного равновесия
порождает несбалансированность. Если
расходы превышают бюджетные поступления,
бюджет в принципе не исполним - несбалансированный
бюджет заведомо нереален, несбалансированность
делает его фиктивным. Составление бюджета
профицитом также нежелательно, поскольку
связано с завышенной нагрузкой на экономику
и снижением общей эффективности использования
бюджетных средств. Отсюда сбалансированность
бюджета - обязательное требование, предъявляемое
к составлению и утверждению бюджета.
Сбалансированность бюджета призвана
обеспечить нормальное функционирование
органов власти всех уровней. Несбалансированность
даже небольшой части бюджетов ведет к
задержке финансирования государственных
и муниципальных заказов, к сбоям в системе
сметно-бюджетного финансирования, порождая
неплатежи в народном хозяйстве страны.
Именно поэтому сбалансированность бюджета
особенно важна для России, где финансовое
положение в период проведения реформ
характеризовалось острой нехваткой бюджетных
ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
[4, с. 95]
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности
бюджета - разработка бездефицитного бюджета,
в котором объем расходов, включая затраты
на обслуживание и погашение государственного
(муниципального) долга, не превышает величины
доходов. Если же избежать дефицита бюджета
не удается, даже исчерпав полностью обычные
источники финансирования, то для сбалансированности
бюджета приходится прибегать к разным
формам заимствований, что требует минимизации
размеров дефицита бюджета на всех стадиях
бюджетного процесса. [12]
Сбалансированность бюджета достигается
разными методами; одни из них применяются
при формировании бюджета; другие - при
его исполнений. К методам сбалансированности
бюджета, широко используемым в практике
бюджетного планирования, относятся: лимитирование
бюджетных расходов с учетом экономических
возможностей общества и объема централизуемых
доходов; совершенствование механизма
распределения доходов между бюджетами
разных уровней, адекватного распределению
расходных полномочий между ними; выявление
и мобилизация резервов роста бюджетных
доходов; построение эффективной системы
бюджетного регулирования и оказания
финансовой помощи в сфере межбюджетных
отношений; планирование направлений
бюджетных расходов, положительно воздействующих
на рост доходов и одновременно обеспечивающих
решение стоящих перед обществом социально-экономических
задач при минимальных затратах и с максим,
эффектом; сокращение масштабов государственного
сектора экономики на основе разумной
приватизации государственной собственности;
жесткая экономия расходов путем исключения
из их состава лишних затрат, не обусловленная
крайней необходимостью; использование
наиболее эффективных форм бюджетных
заимствований, способных обеспечить
реальные поступления денежных средств
с финансовых рынков. [11]
В ходе исполнения бюджета сбалансированность
достигается с помощью: введения процедуры
санкционирования бюджетных расходов;
строгого соблюдения установленных лимитов
бюджетных обязательств, ориентированных
на реально поступающие доходы; определения
оптимальных сроков осуществления расходов;
использования механизма сокращения и
блокировки расходов бюджета; совершенствования
системы бюджетного финансирования на
основе постепенного прекращения дотирования
предприятий и введения полной имущественной
ответственности экономических субъектов
за выполнение взятых обязательств перед
государством и партнерами; мобилизации
дополнительных резервов роста бюджетных,
доходов; последовательного проведения
финансового контроля за целевым, экономным
и эффективным расходованием бюджетных
средств; оказания финансовой помощи,
в разных ее формах другими бюджетами;
использования бюджетных резервов и т.д.
[7]
Главной темой состоявшегося в июне 2008
г заседания Правительственной комиссии
по бюджетным корректировкам стало рассмотрение
поправок в федеральный бюджет и внебюджетные
фонды. В ходе заседания премьер-министр
Владимир Путин предложил увеличить расходы
бюджета в части социального обеспечения.
Однако восприятие этих инициатив в экспертной
среде не было столь однозначным, как это
могло бы показаться. Действительно, поддержка
населения необходима, но, осуществленная
в денежной форме, она лишь подстегнет
и без того стремительно растущую инфляцию.
По прогнозам Минфина, в текущем году в
федеральный бюджет поступит свыше 900
млрд руб., и в итоге его величина составит
около 9 трлн. рублей. Поступления во внебюджетные
фонды в сумме будут равны 100 млрд. рублей.
По словам премьер-министра, "такой
результат достигнут не только за счет
повышения мировых цен на энергоносители,
но, во многом, за счет роста российской
экономики". Что касается расходов,
то были предложены следующие изменения.
Необходимо выделить 8,9 млрд. руб. на жилье
для ветеранов Великой Отечественной
войны. Также 4,4 млрд. руб. - на обеспечение
инвалидов войны специальным инвалидным
транспортом, либо на выплату им соответствующей
денежной компенсации. На повышение пособия
по уходу за престарелыми гражданами,
инвалидами и детьми-инвалидами направляется
4,8 млрд рублей. [4, с. 96]
Профицит федерального бюджета РФ в 2008
году планируется на уровне 1 триллион
943,7 миллиарда рублей, доходы составят
8 триллионов 965,7 миллиарда рублей, расходы
- 7 триллионов 22 миллиарда рублей, сообщил
журналистам вице-премьер, министр финансов
Алексей Кудрин. По его словам, за счет
дополнительных доходов расходы федерального
бюджета в 2008 году увеличиваются на 120,4
миллиарда рублей. Дополнительные доходы
федерального бюджета в 2008 году составят
908,8 миллиарда рублей, из них 788,3 миллиарда
рублей - нефтяные доходы, остальные 130,5
миллиарда рублей - другие доходы, "не
связанные с нефтью и газом", сказал
Кудрин. [6, с. 36]
Глава Минфина сообщил, что 10 миллиардов
рублей дополнительных расходов бюджета-2008
резервируется на случай возможного предоставления
кредитов иностранным государствам. По
его словам, это могут быть прямые или
связанные кредиты, они могут быть направлены
на стимулирование российского экспорта.
Доходы федерального бюджета РФ в 2009 году
запланированы на уровне 9 триллионов
518,3 миллиарда рублей, расходы - 8 триллионов
746,7 миллиарда рублей, профицит - 771,6 миллиарда
рублей. В 2010 году доходы федерального
бюджета планируются в размере 10 триллионов
402,4 миллиарда рублей, расходы - 9 триллионов
667,3 миллиарда рублей. Профицит федерального
бюджета в 2010 году ожидается на уровне
735,1 миллиарда рублей. [6, с. 40]
На заседании бюджетной комиссии рассматривался
вопрос и об уточнении основных параметров
федерального бюджета на 2009 и 2010 годы,
однако утверждены были только поправки
по расходам на 2008 год, отметил Кудрин.
По его словам, дополнительные поступления
доходов в 2009 году ожидаются в размере
812,2 миллиарда рублей, в 2010 году - 994,2 миллиарда
рублей.
Профицит федерального бюджета РФ в первые
два месяца 2008 года составил 464,0 миллиарда
рублей против 350,9 миллиарда рублей в аналогичном
периоде 2007 года (рост на 32,2%), сообщает
Росстат.
Доходы бюджета в январе-феврале текущего
года были выполнены в объеме 1,323 триллиона
рублей (против 888,2 миллиарда рублей годом
ранее), по расходам - 858,5миллиарда рублей(537,3
миллиарда рублей).
В первые два месяца удалось исполнить
федеральный бюджет по доходам на 19,9% от
прогнозируемых на год, то есть выполнить
одну пятую часть плана. Согласно принятому
в 2007 году трехлетнему бюджету на 2008-2010
годы прогнозируется, что в текущем году
бюджет будет исполнен с профицитом, а
в 2010 году расходы и доходы сравняются.
Доходы бюджета напрямую зависят от роста
цен на нефть. При среднегодовой цене нефти
в 100 долларов за баррель бюджет может
получить больше на 1,8 трлн. рублей, из
них только 470 млрд рублей - не связанных
с продажей нефти и газа. [9]
На стадии исполнения бюджета дополнительными
факторами, влияющими на сбалансированность
бюджета, выступают, с одной стороны, методы
оперативного регулирования бюджетных
потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью
маневрировать бюджетными средствами,
а с другой - механизм сокращения бюджетных
расходов и бюджетные резервы, используя
которые исполнительный орган власти
осуществляет финансирование внезапно
возникших, непредвиденных расходов. [7]
Заключение
При написании работы были поставлены
задачи раскрыть содержание государственного
бюджета как экономической категории,
изложить его основные свойства, функции;
рассмотреть источники формирования и
направления расходования средств государственного
бюджета; определить роль государственного
бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества.
В моей работе рассмотрен дефицит бюджета,
профицит бюджета, понятие и роль государственного
бюджета.
Государственный бюджет, как основное
звено бюджетной системы является одним
из наиболее важных инструментов, позволяющих
государству осуществлять экономическое
и социальное регулирование.
Государственный бюджет является экономической
категорией и выражает экономические
отношения, опосредующие процесс образования
и использования централизованного фонда
денежных средств государства. Государственный
бюджет как экономическая категория выражает
систему экономических отношений между
государством, с одной стороны, предприятиями,
организациями и населением (с другой,
по поводу распределения и перераспределения
совокупного общественного продукта и
национального дохода и формирования
централизованного общегосударственного
фонда денежных средств.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической
категории, проявляется в его функциях.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества заключается в следующем:
государственный бюджет является инструментом
воздействия на развитие экономики.
Роль государственного бюджета, прежде
всего, состоит в том, что бюджет создает
финансовую базу, необходимую для финансового
обеспечения деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления.
Главной формой бюджетного планирования
является бюджетный процесс, представляющий
собой деятельность по составлению проекта
бюджета, его рассмотрению, утверждению,
исполнению, составлению отчета об исполнении
и его утверждению.
Первым этапом формирования федерального
бюджета является разработка исполнительными
органами власти и выбор правительством
плана прогноза функционирования экономики
на очередной год. На основе выбранного
правительством варианта прогноза Министерство
финансов разрабатывает основные характеристики
федерального бюджета и распределение
расходов бюджета в соответствии с функциональной
классификацией расходов на предстоящий
год, а также проектировку основных доходов
и расходов бюджета на среднесрочную перспективу.
На втором этапе формирования проекта
федерального бюджета федеральными органами
исполнительной власти осуществляется
распределение предельных объемов бюджетного
финансирования в соответствии с функциональной
и экономической классификациями расходов
и по получателям бюджетных средств. Одновременно
органы исполнительной власти формируют
перечень федеральных целевых программ
и согласовывают эти программы и объемы
их финансирования на предстоящий год
и среднесрочную перспективу.
По предварительным данным, в январе-феврале
2007 года доходы федерального бюджета составили
всего 21,2% ВВП, что меньше прошлогоднего
уровня на 3,1 п.п. ВВП. Основной удар пришелся
на налоговые поступления, объем которых
снизился на 2,6 п.п. ВВП.[1] Неналоговые доходы
также снизились, но их падение было менее
существенным - только 0,5 п.п. ВВП. Основными
причинами такой ситуации являются падение
цены на нефть и снижение курса доллара,
которые привели к уменьшению поступлений
в федеральный бюджет экспортных пошлин
и НДПИ. Кроме того, остается напряженной
ситуация с НДС, поступления по которому
сильно отстают от бюджетных проектировок.
Государственный бюджет играет важную
роль в решении социальных проблем.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята
на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.);
2. Налоговый Кодекс РФ. части 1 и 2. Финансы.-
М., 2005г.
3. Парыгина В.А. Комментарий к Бюджетному
Кодексу РФ (постатейный) Издательство:
"Эксмо"2007 г. – 560с
4. Бюджетный Кодекс РФ. – М., 2007 г.
5. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная
политика в Российской Федерации: учебное
пособие. 2-е изд. Издательство: "КНОРУС".
2007г. – 208 с.
6. Ковалев Т.М Финансы и кредит: Учебник.
Издательство: "КНОРУС". 2007г. – 376с.