Шпаргалка по "Бюджетному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бюджетное право".

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.24 Кб (Скачать файл)

Кроме того, федеральный бюджет РФ является источником поддержки бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Так, из федерального бюджета предоставляются  бюджетные кредиты, оказывается  финансовая помощь бюджетам субъектов  РФ и бюджетам отдельных муниципальных  образований, выделяются субвенции  и субсидии, финансовая помощь в  порядке, установленном федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами и за исключением  бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных  внебюджетных фондов) образуют консолидированный  бюджет РФ. Составление консолидированного бюджета необходимо для осуществления  эффективного государственного управления, поскольку консолидированный бюджет отражает, какие финансовые ресурсы  аккумулируются на территории РФ.

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Перечень  доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.

В федеральный  бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами. Так,подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объеме налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог, государственная пошлина. Для других видов налогов и обязательных платежей установлены нормативы отчисления в федеральный бюджет.

К числу неналоговых доходов федерального бюджета относятся:

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти РФ;

части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ; лицензионные сборы;

таможенные  пошлины и таможенные сборы;

плата за использование лесов в части  минимального размера арендной платы  и минимального размера платы  по договору купли—продажи лесных насаждений;

платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100 %;

консульские сборы; патентные пошлины;

платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и  сделок с ним.

В доходах  федерального бюджета также учитываются  прибыль Банка России, а также  доходы от внешнеэкономической деятельности.

Статьей 53 БК РФ установлены полномочия федеральных  органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов. Так, установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ, при этом закон о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающий в силу с начала очередного финансового года, должен быть принят до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на этот год. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в БК РФ после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения.

 

 

 

Бюджетные полномочия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления


Бюджетные полномочия федеральных органов государственной  власти

Федеральные органы государственной  власти осуществляют бюджетные полномочия:

1) устанавливают общие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

2) определяют основы составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

3) устанавливают порядок составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) составляют и рассматривают проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) устанавливают порядок составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов, утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;

6) устанавливают порядок разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств РФ;

8) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

9) определяют основы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

10) определяют порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

11) устанавливают нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ; 12)определяют общие принципы предоставления и формы межбюджетных трансфертов;

13) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

14) предоставляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

15) устанавливают порядок осуществления заимствований РФ;

16) осуществляют государственные заимствования РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ;

17) устанавливают единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;

18) устанавливают унифицированные формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;

19) устанавливают основания и порядок временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

20) устанавливают порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

21) иные бюджетные полномочия.  

 

Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Органы государственной  власти субъектов РФ осуществляют следующие  полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;

6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;

9) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

10) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

11) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

12) иные бюджетные полномочия.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные  полномочия:

1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;

2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;

3) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

4) осуществляют муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;

5) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

6) иные бюджетные полномочия.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные  полномочия по установлению порядка  составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Бюджетное  право

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право  — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со cm. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения в  области бюджета очерчены в cm. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В cm. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогооблажения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В cm. 1 «Протокола к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В cm. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

В развитие основных положений  в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;

• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким  из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

3.2. Бюджетные  права органов государственной  власти РФ

Бюджетные компетенции и  полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

• установление общих принципов  организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничение налогов  и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение  в порядке межбюджетного регулирования  доходов федерального бюджета между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

• определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов  об их исполнении и осуществление  контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ осуществления  государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

• установление порядка  составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных  заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

• установление порядка  формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление порядка  и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• установление порядка  и условий предоставления бюджетных кредитов;

• установление минимальных  государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных  или муниципальных услуг;

• утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

• формирование, обеспечение  погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и  порядка осуществления государственных внешних заимствований;

• определение перечня  и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

• установление оснований  и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетному праву"