Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:18, реферат

Описание работы

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Содержание работы

Введение. 2
1. Сущность и значение коммерческой информации. 4
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия. 9
1.3. Защита коммерческой тайны 12
1.4. Коммерческий шпионаж. 16
2. Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия. 25
Заключение. 33
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.docx

— 194.48 Кб (Скачать файл)

Данная методика сохранения коммерческой информации сотрудниками осуществляется на различных предприятиях города Железногорска.

Благодаря данной методике предприятия успешно добиваются сохранения секретности информации и продуктивной работоспособности.

Подбор, основанный на случайном  обращении кандидатов непосредственно  в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в  будущем.

После ознакомления с документами  кандидата (личными документами, об образовании, прежней должности  и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а последнего - с требованиями к нему и признания  обоюдного соответствия, производится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе вопросы профессиональных и психологических тестов. Следует  отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем  профессиональные. Психологический  отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.

В случае успешного прохождения  кандидатом проверки и признания  его соответствующим должности, осуществляется заключение (подписание) двух документов:

a) трудового договора (контракта). Контракт обязательно должен  содержать пункт об обязанности  работника не разглашать конфиденциальную  информацию (коммерческую тайну)  и соблюдать меры безопасности

b) договора (обязательства)  о неразглашении конфиденциальной  информации (коммерческой тайны), представляющего  собой правовой документ, в котором  кандидат на вакантную должность  дает обещание не разглашать  те сведения, которые ему будут  известны в период его работы  в фирме. а также об ответственности за их разглашение или несоблюдение правил безопасности (расторжение контракта и судебное разбирательство).

Непосредственная деятельность вновь принятого работника, в  целях проверки его соответствия занимаемой должности и соблюдения правил работы с конфиденциальной информацией, должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается  окончательное решение о приеме кандидата на постоянную работу.

 

Заключение.

В данном курсовом проекте  рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите.

Разрабатывались методики по приему на работу будущего персонала, помогающее установить и выявить степень профессиональной пригодности и надежности личности.

Подводя итоги теоретической  и расчетной части данного  проекта можно сказать.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана  с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных  условиях информация представляет собой  особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

Информация, используемая в  предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить  на два вида: промышленная и коммерческая.

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению  безопасности предпринимательства  в целом, предполагает, что возможные  противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным  направлениям. В связи с этим эффективная  защита информации должна предусматривать  целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует  свой способ защиты.

Кроме того, следует учитывать  мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления  защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают  законодательные меры, в США и  Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных  служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и  долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами

Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые  могут использоваться предпринимателями:

a) законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. При обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.

b) физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные  карточки для посторонних, использование  закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.

c) организационный. Он включает:

1) введение должности  или создания службы, ответственной  за отнесением определенной информации  к категории конфиденциальной, соблюдением  правил доступа и пользования  этой информацией

2) разделение информации  по степени конфиденциальности  и организация допуска к конфиденциальной  информации только в соответствии  с должностью или с разрешения  руководства

3) соблюдение правил пользования  информацией (не выносить за  пределы служебных помещений,  не оставлять без присмотра  во время обеда, включить сигнализацию  при уходе)

4) наличие постоянно действующей  системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).

d) технический. используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

e) работа с кадрами. предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.

Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в  связи с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.

Разработка данной методики курсового проекта позволяет  дать профессионально грамотный  анализ в сфере работы подбора  кадров и помогает избежать такие проблемы - как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

 

Литература:

1. «Гражданский кодекс  Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995;

2. Закона Российской Федерации  «О государственной тайне»;

3. Постановление Правительства  РСФСР «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 № 35;

4. «Предпринимательство и безопасность» Долгополов Ю.Б., , “Универсум”, М., 1991;

5. «Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)» Кавеладзе И.Т., , “ЭКО-консалтинг”, М., 1992;

6. «Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов». Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г. и др. - М.: Юрфак МГУ, 1992;

7. «Социология XX века». Капитонов Э.А. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996;

9. Лапуста М.Г. «Справочник директора предприятия», М. «ИНФРА-М», 1996;

10. «Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации», Раевский Г., журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994;

11. «"Кроты" на фирме (персонал и конфиденциальная информация)» Степанов Е. // Предпринимательское право, 1999, №4.

 


Информация о работе Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия