Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:18, реферат
Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Введение. 2
1. Сущность и значение коммерческой информации. 4
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия. 9
1.3. Защита коммерческой тайны 12
1.4. Коммерческий шпионаж. 16
2. Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия. 25
Заключение. 33
Литература: 35
Данная методика сохранения коммерческой информации сотрудниками осуществляется на различных предприятиях города Железногорска.
Благодаря данной методике предприятия успешно добиваются сохранения секретности информации и продуктивной работоспособности.
Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем.
После ознакомления с документами
кандидата (личными документами, об
образовании, прежней должности
и стаже работы, характеристиками
и рекомендациями), а последнего
- с требованиями к нему и признания
обоюдного соответствия, производится
собеседование работника
В случае успешного прохождения кандидатом проверки и признания его соответствующим должности, осуществляется заключение (подписание) двух документов:
a) трудового договора (контракта).
Контракт обязательно должен
содержать пункт об
b) договора (обязательства)
о неразглашении
Непосредственная деятельность вновь принятого работника, в целях проверки его соответствия занимаемой должности и соблюдения правил работы с конфиденциальной информацией, должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается окончательное решение о приеме кандидата на постоянную работу.
В данном курсовом проекте рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите.
Разрабатывались методики по приему на работу будущего персонала, помогающее установить и выявить степень профессиональной пригодности и надежности личности.
Подводя итоги теоретической и расчетной части данного проекта можно сказать.
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Информация, используемая в
предпринимательской
Защита коммерческой информации
как часть деятельности по обеспечению
безопасности предпринимательства
в целом, предполагает, что возможные
противоправные посягательства на коммерческую
информацию могут идти по различным
направлениям. В связи с этим эффективная
защита информации должна предусматривать
целую систему направлений
Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами
Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:
a) законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. При обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.
b) физическая защита - охрана,
пропускной режим, специальные
карточки для посторонних,
c) организационный. Он включает:
1) введение должности
или создания службы, ответственной
за отнесением определенной
2) разделение информации
по степени конфиденциальности
и организация допуска к
3) соблюдение правил пользования
информацией (не выносить за
пределы служебных помещений,
не оставлять без присмотра
во время обеда, включить
4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).
d) технический. используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.
e) работа с кадрами. предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.
Разработка данной методики курсового проекта позволяет дать профессионально грамотный анализ в сфере работы подбора кадров и помогает избежать такие проблемы - как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995;
2. Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
3. Постановление Правительства РСФСР «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 № 35;
4. «Предпринимательство и безопасность» Долгополов Ю.Б., , “Универсум”, М., 1991;
5. «Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)» Кавеладзе И.Т., , “ЭКО-консалтинг”, М., 1992;
6. «Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов». Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г. и др. - М.: Юрфак МГУ, 1992;
7. «Социология XX века». Капитонов Э.А. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996;
9. Лапуста М.Г. «Справочник директора предприятия», М. «ИНФРА-М», 1996;
10. «Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации», Раевский Г., журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994;
11. «"Кроты" на фирме (персонал и конфиденциальная информация)» Степанов Е. // Предпринимательское право, 1999, №4.
Информация о работе Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия