8 вопрос: соотношение
права с обычаями и моралью.
Право и обычаи
Обычай - правило поведения, утвердившееся
в общественной практике в результате
многократного применения. Под обычаями
понимаются сложившиеся традиции, ритуалы,
обряды, имеющие социальную значимость.
Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности
народа, профессиональных и иных групп.
Обычаи - исторически первая группа социальных
норм, возникающих одновременно с обществом.
Обычаи представляют собой определенный
итог жизнедеятельности, общественный
опыт.
Древнейшее право возникало
в основном из обычаев, которые санкционировались
государством, приобретая юридический
характер. Обычаи являются правилами поведения,
«которые никем сознательно, а тем более
целенаправленно не устанавливаются и
не санкционируются. Они складываются
стихийно, в процессе общественной практики
и повседневной жизнедеятельности людей…
в результате весьма длительного, частого,
многократного повторения одних и тех
действий и теми же лицами или группами
(группой) лиц. Одноразовые или эпизодически
повторяющиеся действия не создают и не
могут создать обычаев»
.
Сходство норм права и
обычаев состоит в том, что
право и обычаи представляют собой
совокупность норм, направленных на урегулирование
общественных отношений. Отличие норм
права от обычаев состоит в
том, что в сферу регулирования
права входит значительно большая часть
общественных отношений по сравнению
с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев
состоит в том, что прогрессивные обычаи
стимулируются правом, оказывая влияние
на право. В частности, гражданское право
РФ признает обычаи делового оборота в
качестве источников права. Удельный вес
деловых обыкновений, являющихся по своему
содержанию источниками российского права,
возрастает. Правовые обычаи достаточно
широко применяются в международном публичном
и частном праве.
Правовые нормы могут
поддерживать социально ценные обычаи,
создавать для них режим наибольшего
благоприятствования, но правовые нормы
также должны запрещать социально
вредные обычаи. В ряде случаев
законы обнаруживают нейтральное отношение
к тем обычаям, которые не имеют
особо социально ценного или
вредного характера. В области бытовых,
семейных, религиозных отношений
обычаи и традиции проявляются в
обрядах и ритуалах, занимая немалое
место в системе нормативных
регуляторов общественного поведения.
Право и мораль
В регулировании общественных
отношений право взаимодействует
с моралью. Применение норм права
требует проникновения в нравственную
основу человеческих отношений. В сравнении
с иными социальными нормами
у морали наиболее широкая сфера
действия. Но сферы действия права
и морали в значительной мере пересекаются.
Мораль есть особый тип нормативной
регуляции, представленный совокупностью
норм и принципов, распространяющих влияние
на все общество. Общечеловеческое содержание
морали воплощается и в правовых нормах.
Мораль соединяет в себе абсолютные ценности,
в силу чего моральные нормы и оценки являются
высшим критерием правомерного поведения.
Как форма общественного сознания, комплекс
отношений и норм мораль зародилась раньше
политической и правовой форм сознания.
Принципы морали - это основные начала,
исходные требования, охватывающие общественную
и личную жизнь человека. Основные права
человека - юридическое выражение его
свободы и достоинства. Право и мораль
входят в культуру общества и служат общей
цели - согласованию интересов личности
и общества. Право в целом соответствует
моральным ценностям.
М.Н. Марченко отмечает, что
мораль и право имеют общие сферы распространения
и регулирования, при этом по сравнению
с нормами права нормы морали имеют более
широкий характер правового регулирования.
«Отношения дружбы, любви, многие семейные
и другие отношения могут регулироваться
лишь нормами морали или иными социальными
нормами, но не нормами права»
.
В теории государства и
права
соотношение права и морали
рассматривается с позиций их единства,
различия и взаимодействия. Единство права
и морали характеризуется:
- нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
- универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
- общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Различие между нормами
права и морали:
- по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
- по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
- по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов - гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
- по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.
Взаимодействие права
и морали проявляется в их взаимопроникновении
и взаимовлиянии: моральные принципы
справедливости, равенства, гуманизма
стали основополагающими положениями
действующего законодательства. Право
поддерживает требования морали юридическими
санкциями, защищая минимум нравственности.
Мораль оказывает активное
воздействие на
правосознание и тем самым способствует
реализации норм права.