Технология составления бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
Почему компании переходят на бюджетное управление?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2

1. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета …….4
1.1. Структура бюджета предприятия ………………………..4
1.2. Характеристика частных бюджетов предприятия ……7

2. Технология составления бюджета предприятия …………..14

3. Контроль выполнения бюджета предприятия…………….. 32

Заключение………………………………………………………...38

Список используемой литературы……………………………...39

Файлы: 1 файл

бюджет предприятия.doc

— 555.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из планируемого объема затрат прямого труда и норматива  переменных накладных затрат планируются  суммарные переменные накладные  издержки. Так, в первом квартале при  плане прямого труда 11,200 часов  при нормативе 2 грн./час сумма  переменных накладных затрат составит 22,400 грн. Постоянные издержки в соответствии с исходными данными составляют 60,600 грн. в месяц. Таким образом, сумма накладных издержек в первом квартале составит по плану 83,000 тыс. грн. Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладных издержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые не являются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому не платит.

 Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемого примера продемонстрирован в табл. 10.

Табл10. Расчет себестоимости единицы продукции

Статьи

Количество

Затраты

Всего

Затраты на единицу продукции:

     

основные материалы (кг)

5

0.60

3.00

затраты прямого труда

0.8

7.50

6.00

накладные затраты 

0.8

5.00

4.00

Себестоимость единицы продукции

13.00


Первые две компоненты себестоимости определяются с помощью  прямого расчета. В частности, если на единицу продукции приходится 5 кг. сырья по цене 60 коп. за один килограмм, то компонента прямых материалов в  себестоимости единицы продукции составляет 3 грн. Для оценки величины накладных издержек в себестоимости единицы продукции следует сначала “привязаться” к какому-либо базовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости. Поскольку переменные накладные издержки нормировались с помощью затрат прямого труда, суммарные накладные издержки также будем “привязывать” к затратам прямого труда. Необходимо оценить полные, а не только переменные, накладные издержки. Для этого сопоставим общую сумму накладных издержек за год (она была рассчитана в табл. 2 и составляет 404,000 грн.) с общей суммой трудозатрат (80,800, как это следует из табл. 23). Нетрудно установить, что на один час прямого труда приходится 404,000/80,800 = 5 грн. накладных затрат. А поскольку на единицу продукции тратится 0.8 часа, стоимость накладных затрат в единице продукции составляет 5х0.8=4.0 грн., что и отмечено в табл. 25.

Суммарное значение себестоимости  единицы продукции составило  по расчету 13 грн. Теперь несложно оценить  величину запасов готовой продукции в конечном балансе предприятия. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3,000 остатков готовой продукции на конец года, в балансе предприятия на конец года в статье товарно-материальные запасы готовой продукции будет запланировано 39,000 грн.

 Бюджет административных и маркетинговых затрат. Данный бюджет составляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затрат составляет 1.80 грн. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных. Окончательный вид бюджета содержится в табл. 11

Табл. 11. Бюджет административных и маркетинговых издержек

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

За год

Ожидаемый объем  продаж (шт.)

10,000

30,000

40,000

20,000

100,000

Переменные на единицу продукции (грн.)

1.80

1.80

1.80

1.80

1.80

Планируемые переменные затраты (грн.)

18,000

54,000

72,000

36,000

180,000

Планируемые постоянные затраты

         

Реклама (грн.)

40,000

40,000

40,000

40,000

160,000

Зарплата управляющих (грн.)

35,000

35,000

35,000

35,000

140,000

Страховка (грн.)

-

1,900

37,750

-

39,650

Налог на недвижимость (грн.)

-

-

-

18,150

18,150

Итого постоянных затрат (грн.)

75,000

76,900

112,750

93,150

357,800

Всего планируемые затраты (грн.)

93,000

130,900

184,750

129,150

537,800


В методическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее  всего обосновать конкретные суммы  затрат на рекламу, зарплату менеджмента  и т.п. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может “не выдержать”, говорят “бюджет не резиновый”. Методическая проблема состоит в том, как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансирования всех функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходит сценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкого планирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различных составляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболее приемлем исходя из стратегии руководства предприятия.

 Плановый отчет о прибыли. Ранее отмечались два базиса планирования предприятия: ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходит планирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условием способности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, в отчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затем используется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли для рассматриваемого примера помещен в табл. 12.

В этом отчете выручка от реализации получается путем умножения  общего объема продаж за год (100,000 единиц продукции) на цену единицы продукции. Себестоимость реализованной продукции определяется путем умножения рассчитанной в табл. 25 себестоимости единицы продукции на суммарный объем проданной продукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в табл. 26.

Табл. 12. Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования)

Выручка от реализации продукции

2,000,000

Себестоимость реализованной  продукции

1,300,000

Валовая прибыль

700,000

Общие и маркетинговые  затраты

537,800

Прибыль до процентов и  налога на прибыль

162,200

Проценты за кредит

-

Прибыль до выплаты налогов

162,200

Налог на прибыль

48,660

Чистая прибыль

113,540


В данном отчете о прибыли  величина процентов за кредит принята  равной нулю. Это справедливо, так как в процессе предшествующего бюджетирования вопросы кредитования предприятия не рассматривались. Потребность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. В этом смысле вариант планового отчета о прибыли, помещенный в табл. 12 следует считать предварительным, так как в процессе бюджетирования денег, возможно, обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда величина чистой прибыли уменьшится.

 Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все “хорошие и плохие новости” предприятия. Хорошие новости – это поступления денег, плохие – уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В табл. 28 приведен бюджет денежных средств для рассматриваемого примера. Читателю предоставляется возможность проследить и проверить, как данные каждого отдельного бюджета попадают в итоговый бюджет денежных средств.

Отметим ряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемы уплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Усложнить эту схему и сделать ее адекватной реальному состоянию дел не представляется сложным. Этот вопрос рассматривается в рамках анализа деловой ситуации. Во-вторых, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в табл. 13 одной строкой затрат на покупку оборудования.

 

 

 

13. Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования)

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

За год

Денежные средства на начало периода

42,500

(74,165)

(128,330)

(14,495)

42,500

           

Поступление денежных средств

         

от потребителей

230,000

480,000

740,000

520,000

1,970,000

Денежные средства в распоряжении

272,500

405,835

611,670

505,505

2,012,500

           

Расходование  денежных средств

         

на основные материалы

49,500

72,300

100,050

79,350

301,200

на оплату труда  основного персонала

84,000

192,000

216,000

114,000

606,000

производственные накладные затраты

68,000

96,800

103,200

76,000

344,000

затраты на сбыт и управление

93,000

130,900

184,750

129,150

537,800

Налог на прибыль

12,165

12,165

12,165

12,165

48,660

покупка оборудования

30,000

20,000

-

-

50,000

дивиденды

10,000

10,000

10,000

10,000

40,000

Всего денежных выплат

346,665

534,165

626,165

420,665

1,927,660

           

Избыток (дефицит) денег

(74,165)

(128,330)

(14,495)

84,840

84,840


Как видно из анализа данных табл. 13, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В табл. 14 приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительное финансирование.

Работа финансового менеджера  по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30,000 грн. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством.

В табл. 14 и 15 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.

Табл. 14. Плановый отчет о прибыли (окончательный вариант)

Выручка от реализации продукции

2,000,000

Себестоимость реализованной  продукции

1,300,000

Валовая прибыль

700,000

Общие и маркетинговые  затраты

537,800

Прибыль до процентов и  налога на прибыль

162,200

Проценты за кредит

12,250

Прибыль до выплаты налогов

149,950

Налог на прибыль

44,985

Чистая прибыль

104,965


15. Бюджет денежных средств (окончательный вариант)

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

За год

Денежные средства на начало периода

42,500

36,754

33,508

40,761

42,500

           
<td class="gen266491"


Информация о работе Технология составления бюджета предприятия